Статья посвящена проблемам языковой экологии в среде современного молодого поколения (студенчества). Сделана попытка раскрыть понятие «эколингвистика», указать факторы, способствующие обращению к этому понятию. Автором настоящего исследования были рассмотрены современные проблемы, с которыми сталкиваются студенты в речевой практике, заострено внимание на значимости и силе слова. Статья предназначена для широкого круга читателей и всех тех, кого интересуют процессы, происходящие в языке в целом и ревой практике современной молодежи.
Ключевые слова: эколингвистика (или языковая экология), языковая политика, речевая культура, языковая норма, жаргон, слова-паразиты.
На первый взгляд кажется весьма парадоксальным такое сочетание как экология (от греч. «дом, учение») и лингвистика (от лат. Lingua «язык»), образующих эколингвистику, экологию языка, но, по сути, если разобраться, каждого из нас в отдельности и весь этнос в целом окружает атмосфера родного языка, родной культурной среды или, если говорить словами известного ученого, филолога, публициста Д. С. Лихачев, «концептосферой русского языка» [2, с.98]. К слову сказать, первенство в употреблении термина «языковая экология» принадлежит именно ему. Обратимся к данному понятию с лингвистической точки зрения.
Экология языка, или лингвоэкология, или эколингвистика — это целое направление в лингвистической теории и практике, которое связано с изучение факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а также с поиском путей и способов обогащения его и совершенствованием практики речевого взаимодействия [3]. Экология языка является той прочной основой, на которой строиться языковая политика государства в сферах образования, юриспруденции, делопроизводства и деятельности средств массовой информации. Невольно можно задаться вопросом, почему государство и общественные институты должны заботиться о языке?
Ответ, как оказалось, совсем не сложный. Наш родной язык — русский, это язык нации, язык государства, и во многом благополучие общества зависит именно от уровня речевой культуры. Так как язык не только является отражением нашего существования, но и непосредственно участвует в формировании общественного мышления и каждой личности отдельно. Язык также регулирует поведение, межличностные и межкорпоративные отношения. Именно через язык формируются мировоззренческие установки общества, национальные идеи, ценности, сверхсмыслы, оказывающие влияние на развитие и существование государства и нации. Значимость состояния языка как знаковой системы и речи как реализации этой системы в социуме побуждает лингвистов к отслеживанию процессов, происходящих в речевой практике [3]. А данные эколингвистического мониторинга позволяют отслеживать различного рода нездоровые языковые явления и в целом тенденцию массой речи. Этот факт и подтолкнул нас рассмотреть тенденции, происходящие в среде современной молодежи, а именно, насколько уровень речевой культуры студентов групп технических направлений.
Факты — вещь упрямая и с ними не поспоришь. Факт, который становится весьма плачевной тенденцией, что речь современного молодого поколения весьма обеднена. С большим трудом поддается составление осмысленных высказываний, невозможно понимание устойчивых сочетаний, прочно укрепившихся в художественной сфере, как то: «неопалимая купина», «взыскующие града», «валаамова ослица», «барашек в бумажке» и проч.
Стала острой проблема невладения многозначностью некоторых слов, их произвольное осмысление в качестве политических ярлыков, как то: патриот, консерватор, экстремист и т. д. А неоднозначность понятийного содержания при резкой отрицательной оценочности делает слова весьма опасным оружием для манипуляцией общественным сознанием. Данный факт является ничем иным, как проявлением речевой агрессии, так характерной для современных публичных дискуссий.
В молодежной среде частотны жаргонные слова (например, Вещь! Отпад! По барабану! Ништяк!) и жаргонизированные выражения (например, типа того, срубить бабки, тебя просто разводят), употребляемые с целью «стать своим» в среде своего общения. Неоднозначно в нашем языке и отношение к заимствованиям, которые стали неотъемлемой частью нашей повседневности, такие слова, как например, истеблишмент, импичмент, модератор, акцентуации, которые можно заменить русскоязычными синонимами-аналогами (Авт.). Но зачастую мы отказываемся от такой возможности. И, порой, подхватывая какое-либо модное иностранное слово, употребляя его, мы не до конца знаем его точное лексическое значение. Достаточно распространенной проблемой в речи молодежи является бедность и сухость построения фраз, порой сведенных до лексических повторов, что, естественно, противоречит языковой норме. Возникает лексическая избыточность фраз в виде плеоназмов (главная суть, подниматься вверх, вернуться обратно и т. д.) и тавтологии (эта возможность становится невозможной). Современное молодое поколение испытывает трудности в формулировании собственной мысли, которое, как правило, предваряется словами-паразитами (это, как бы, это вот, то самое, ну и пр.) и на итоге имеем бедное несвязанное высказывание или просто хаотичный подбор слов, несвязанных грамматически и по смыслу.
Сократовское мерило «Каков человек, такова и речь» останется в веках, это истина, не требующая доказательств. Но, как нам кажется, приведенный перечень существующих проблем, снабженных многочисленными примерами из речи студентов, должен заставить нас задуматься в очередной раз, что мы собой представляем. Как выглядим порой со стороны, произнося нелепое или нецензурное слово, как разрушаем себя изнутри сами, быть может, того не подозревая. Ведь плохое слово подтачивает нас и разрушает не только нас, но и окружающих. А когда в очередной раз захотите кого-нибудь назвать «лохом», то будьте подкованными, ведь в словаре В. И. Даля оно трактуется как «истощенный после икрометания лосось» [1].
«Надо беречь наш язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками» — говорил И.Тургенев. Основной задачей современного поколения, как нам видится, должно стать недопущение упрощения и разрушения того, что создано веками.
Литература:
- Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. — СПб, 1863–1866.
- Лихачев, Д. С. Русская культура. — СПб., 2000.
- Сковородников, А. П. Экология современного русского языка и роль СМИ в этом процессе// Новая университетская жизнь, Сибирский федеральный университет [Электронный ресурс] [Режим доступа: gazeta.sfu-kras.ru/node/307 ]. (дата обращения: 18.03.2016г.)