С развитием Интернета возникают новые модели социального взаимодействия, образование виртуальных сообществ, базирующихся, главным образом, на онлайновой коммуникации. Язык Интернета совмещает в себе признаки письменной и устной форм речи, а также обладает собственными свойствами, опосредованными компьютерным общением. Однако, в языке чатов мы находим отличия от письменной речи. Общение в большей мере носит неформальный характер, а многие правила письменной речи повсеместно нарушаются.
Ключевые слова: интернет, язык, устная речь, письменная речь, лингвистика, признаки.
С появлением компьютеров и интернет-паутины, многое изменилось в жизни человека. Многие молодые люди все больше и больше используют Интернет как средство общения [2], там они могут общаться с друзьями, одноклассниками, коллегами, партнерами по бизнесу или заводить новые знакомства. Современный человек особенно в последнее время просто не мыслит своего существования без интернет-общения, которое сопровождает нас повсюду: утром по дороге на работу и вечером по дороге домой, днем, ночью. Новые современные технологии позволили сделать общение в Интернете более доступным и дали широкий простор для размышлений ученым во многих сферах жизнедеятельности. Исключением не является и сфера речевого общения. В последнее время актуальными темами исследований, в том числе и по лингвистике, стали темы, касающиеся речевой практики и функционирования языка на просторах сети Интернет. Интернет позволил ученым по-новому взглянуть на данные области и дал новую пищу для размышлений и исследований.
С возникновением Интернета и егоразвитием образуются новые модели взаимодействия людей, формируются своеобразные виртуальные сообщества, которые основываются чаще всего на онлайн общении [5]. Эти виртуальные сообщества, которые можно отнести к новой форме общества, объединяют людей в онлайновом режиме вокруг общих ценностей и интересов, образуют связи поддержки и дружбы, распространяющиеся на межличностное взаимодействие.
На сегодняшний день общению в социальных сетях посвящено достаточно большое число исследований, однако, к сожалению, большинство из них написаны на материале английского языка, так как при распространении Интернета английский является своеобразным стандартом для представителей разных культур [5].
При исследовании данной проблемы мы провели опрос среди граждан разных поколений и выявили, что интернет-коммуникациями пользуются люди разных поколений. Среди граждан в возрасте от 50 лет до 75лет интернет-ресурсами и интернет общением пользуется всего 20 % от всех опрошенных, в возрасте от 30 лет до 50 число пользователей составляет 70 %, от 10 лет до 30 лет — 95 %. Таким образом, мы видим, что самыми активными пользователями Интернета и социальных сетей являются молодые люди. И именно на эту составляющую группу общества мы бы хотели обратить внимание, особенно на то, как сейчас общается молодое поколение в сетях.
Необходимо отметить, что язык Интернета не только совмещает в себе признаки и устной, и письменной речи, но и обладает собственными признаками, к которым относится общение, опосредованное компьютерной техникой. Язык Интернета схож с традиционным письменным языком тем, что в нём отсутствуют внеязыковые элементы, к которым относят эмоциональность речи, жесты, мимику. Однако в некоторых случаях пишущему удается передать свои эмоции. Для этого используются так называемые «смайлы» — своеобразные символы, изображающие эмоции и их интенсивность [1], которую хочет выразить автор текста. Такими символами являются , ,:)),:(((.
Стоит обратить внимание на то, что общение в большей мере носит неформальный характер, а многие правила письменной речи повсеместно нарушаются. Так, например, можно встретить написание «тибе», «спосибо», не «спиш». И такие примеры на просторах интернета, к сожалению, не являются редкостью.
Многие молодые люди сейчас все меньше и меньше задумываются над своей орфографией и нормами речи, некоторые из них больше привыкли наоборот игнорировать все правила. В социальных сетях пишут: «ладна, незашта, ясна, пожалусто, делаеш, прасти» и т. д. Дело в том, что молодое поколение, проводя большое количество времени в интернете отвыкает думать, перестает следить за своей грамотностью, мысля таким стереотипом: «а это все равно интернет, никто никого не проверит и не поставит оценку, зачем писать правильно, друзья все равно и так поймут». Как бы это смешно ни звучало, но именно те, кто допускает ошибки, иногда призывают к грамотности. Часто на страницах чатов можно встретить посты такого рода, как «Довайте писать правильно, мы же русский народ…».
Еще одной проблемой является необоснованное использование в письменной речи заимствованных слов. Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский предложил отказаться от заимствованных слов в социальных сетях и говорить и писать полностью по-русски. На наш взгляд, это нужное предложение, так как, например, вместо русского «хорошо», многие пишут просто «ок или окей», «френд зона» и т. д. Современной молодежи пора перестать равняться на другие народы и необходимо использовать слова родного языка [3].
Таким образом, мы наблюдаем негативную картину для российского общества в интернет — общении. Молодое поколение становится безграмотным и во многом берет пример с зарубежных стран. Государству необходимо уделить большое внимание данной проблеме. Необходимо показывать молодежи все ценности русского языка при виртуальном общении [4].
В связи с этим, можно сказать, что язык Интернета, хотя текст сообщения может содержать, а порой и содержит фотографии, карты, диаграммы, анимации, которые помогают лучше понять текст [6], является новым видом устно-письменного общения, а основной формой коммуникации в Интернете является все же письменная форма речи.
Литература:
- Кокина, И. А. Языковые средства выражения семантики интенсивности в произведениях А. П. Чехова о детях и для детей: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ростов н/Д, 2001.
- Колмакова, В. В. Концепция диалогизма М. М. Бахтина в современной рекламной коммуникации// Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 10(40): в 3-х ч. Ч II. с.80–83 2http://www.gramota.net/
- Колмакова, В. В. Внедрение новых технологий и подходов в системе образования в условиях экономики знаний // Труды Международной научно- практической интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в ХХI веке». Сборник 11.- Ростов н/Д: ФГБОУ ВПО, 2014.– с.178–183.
- Колмакова, В.В., Кокина, И. А. Культуроцентрический подход как методологическая основа современной педагогической теории и практики. VII Международная научно-практическая конференция «Педагогическое мастерство и педагогические технологии», 2016.
- http://cyberleninka.ru/article/n/rechevoe-povedenie-internet-obscheniya
- http://odiplom.ru/lingvistika/yazykovaya-specifika-povsednevnogo-obszeniya-v-internete