Психолого-педагогическая коррекция познавательной деятельности детей с аутизмом с помощью дельфинотерапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нуволи, А. В. Психолого-педагогическая коррекция познавательной деятельности детей с аутизмом с помощью дельфинотерапии / А. В. Нуволи, Ж. Р. Гарданова, В. Н. Бычкова, И. Н. Бычков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28246/ (дата обращения: 17.10.2024).



Проблема образования детей с аутизмом в России сложна и многогранна. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества детей с данным заболеванием. Все чаще говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге аутистических расстройств, который объединяет в себе и классические варианты аутизма и более легкие аутистические нарушения. Специалисты как общеобразовательных, так и специальных (коррекционных) школ сталкиваются с трудностями, обусловленными характером нарушения психического развития при аутизме. Основными из них в начале обучения являются проблемы поведения и трудности коммуникации, мешающие организации процесса обучения самого аутичного ребенка и его одноклассников.

Более половины всех детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) страдают от расстройств сна. Чаще всего встречается бессонница, которая влияет на поведение ребенка в течение всего дня и ухудшает другие симптомы заболевания, что приводит к дезадаптации в школьной среде. Расстройство сна обусловленно нарушением организации отношений между центральным пейсмекером циркадного ритма (супрахиазматическое ядро (СХЯ) гипоталамуса) и структурами, ответственными за адаптивное поведение. Эта система определяется богатым набором нейротрансмиттеров, таких как ГАМК, серотонин, дофамин, норадреналин и мелатонин.

На данный момент одним из популярных методов психо-коррекционой реабилитации детей с РАС является дельфинотерапия (ДТ). После проведения курса ДТ около 70 % родителей отмечают либо улучшение, либо нормализацию сна ребенка.

О лечебном воздействии дельфинов на организм человека впервые сообщили Б. Смит и Д. Натансон (B. Smith, 1971; J. Nathanson, 1980). Дельфинотерапия быстро шагнула за пределы Соединенных Штатов. К американским ученым присоединились специалисты в Израиле, Англии, Мексике и Японии [4].

Метод дельфинотерапии (ДТ) является системой физических и психических воздействий, направленных на пациента, с использованием дельфинов. У дельфинов есть природный аппарат, весьма эффективный для лечебных целей. Это сонар, расположенный в полушарии головного мозга. Он выполняет сразу несколько важнейших функций: это орган слуха, зрения, речи, обоняния. Упругие колебания ультразвукового диапазона, вызванные этим сонаром, вызывают сдвиговые напряжения в биологических тканях, амплитуда которых недостаточна для возбуждения механорецепторов кожи, однако способна изменить проницаемость каналов мембран клеток и вызвать поток метаболитов. Такие сдвиги метаболизма обусловливают лечебные эффекты ультразвука: противовоспалительный, анальгезирующий, спазмолитический, дефиброзирующий, бактерицидный.

Целью нашего исследования было изучение дельфинотерапии как метода психолого-педагогической коррекции познавательной деятельности детей с аутизмом.

В исследовании приняло участие 72 ребенка с РАС (F 84.0) в возрасте от 5 до 12 лет, находившихся на санаторно-курортном лечении (СКЛ) в детских санаториях г. Евпатории, которые составили 2 экпериментальные группы. I группа — 30 детей, получившие общее СКЛ; II группа — 42 ребенка, которые на фоне СКЛ получили курс ДТ. Контрольную группу (КГ) составили 28 здоровых детей.

Комплексное обследование детей включало: осмотр ребенка педиатром, неврологом, психиатром, психологом. Детям проводилось обследование по оценочной шкале раннего детского аутизма (CARS) и в исследование включались только дети с умеренной степенью аутизма. Биохимические исследования включали: определение в сыворотке крови серотонина и ГАМК, в моче в 8.00 ч. и 20.00 ч. 6-сульфатоксимелатонина, в суточной моче — норадреналина и дофамина. Обследование детей проводилось до курса и после курса СКЛ и ДТ. Общее СКЛ включало: сезонную климатотерапию, массаж классический ручной, лечебную гимнастику индивидуально, йодо-бромные ванны.

ДТ проводилась ежедневно в течение 20 минут, включая общения ребенка с дельфином с участием врача-специалиста в количестве 8 занятий на базе Евпаторийского дельфинария Донузлав в присутствии одного из родителей. Занятие проходили в несколько этапов: на 1-ом этапе дельфинотерапии за счет высокой мотивации пациента при начальных сеансах происходит активация головного мозга. Ребенок начинает интегрировать сенсорную информацию ото всех органов чувств, т. е. — тактильную, зрительную, слуховую. На 2-ом этапе дельфинотерапии после установления двухстороннего контакта между пациентом и дельфином и вхождения пациента в коммуникационный резонанс, наступает фаза совместного психического и моторного функционирования. Терапевт предлагает пациенту выполнить совместно с дельфином структурированный комплекс упражнений. Происходит активное взаимодействие с дельфином в период выполнения упражнений. На 3-м этапе происходит развитие движений в воде при достижении у пациента антигравитационного («ощущение невесомости») эффекта.

У детей с РАС в исходном состоянии отмечено достоверное сниженние содержания в крови серотонина (256,48±36,7 нг/мл в сравнении с КГ — 421,52±25,65 нг/мл, р<0,01), который играет роль в обработке информации, моторной координации, регулирует такие важнейшие функции как прием пищи, сон, проявления гнева, агрессии. Содержание норадреналина в суточной моче также было достоверно снижено в сравнении со здоровыми детьми (87,73±15,4 нг/мл в сравнении с КГ — 184,37±16,3 нг/мл, р<0,01), который активирует кору головного мозга, стимулируя память, целесообразное поведение, мышление, эмоции. Экскреция дофамина в сутки была неоднозначна у детей с тяжелыми и средними клиническими проявлениями аутизма, что и повлияло исключить из данного исследования детей с тяжелой формой аутизма. Выделение дофамина с суточной мочой в исследуемой группе было достоверно ниже, чем у здоровых детей (324,47±32,18 нг/мл в сравнении с КГ — 673,75±46,28 нг/мл, р<0,01). Данный нейротрансмиттер действует как переключатель, позволяя другим нейротрансмиттерам блокировать или облегчать определенные эмоциональные или поведенческие проявления, учавствует с деятельностью, связанной с исследованием, любопытством, инициативой. Сниженным было и содержание ГАМК в сыворотке крови (0,016±0,02 ммоль/л в сравнении с КГ — 0,075±0,03 ммоль/л, р<0,05), которая уменьшает интенсивность эмоциональных реакций, таких как гнев, враждебность, агрессия и связана с чувствами тревоги и дискомфорта, что в большой представленности имеется при аутизме. Кроме этого, ГАМК многими учеными признается принципиальным нейротрансмиттером циркадианного ритма, так как именно ГАМК-ергические системы выступают основным регулятором механизма влияния гипоталамических структур на функцию эпифиза (секреция мелатонина).

При исследовании содержания мелатонина — одного из важнейших биологически активных веществ, который регулирует деятельность структур мозга, периферических эндокринных желез и внутренних органов, обеспечивая их гармоничную работу в суточном режиме и подчиняя сигналам, исходящим из гипоталамических ядер, получены следующие изменения у детей с аутизмом. Содержание мелатонина у детей с аутизмом в дневной порции мочи было достоверно выше, чем у здоровых (14,78±0,36 нг/мл в сравнении с КГ — 7,24±0,23 нг/мл, р<0,05), а в ночной порции достоверно ниже (22,61±0,42 нг/мл в сравнении с КГ — 51,28±0,25 нг/мл, р<0,01), а одно из важнейших соотношений мелатонина день/ночь у детей с аутизмом было 1:1,5, а в КГ — 1:7.

Таким образом, зная, что в световую фазу суточного цикла синтез ГАМК нейронами сердцевины СХЯ активируется не только импульсами ретино-гипоталамического тракта, но и повышенным уровнем моноаминов (норадреналин, серотонин, дофамин), мы установили, что сниженные уровни нейротрансмиттреров у детей с аутизмом не могут достаточно влиять на активацию и синтез ГАМК, а следовательно, адекватно не функционирует нейротрансмиттерный механизм угнетения синтеза мелатонина днем (и наоборот, ночью), что и приводит к развитию стойкого внутреннего десинхроноза и соответствующей клинической симптоматике при аутизме.

После проведенных комплексов лечения в I группе отмечено достоверное (р<0,05) повышение серотонина (с 238,27±25,4 нг/мл до 312,43±38,5) и норадреналина (с 81,25±17,3 нг/мл до 96,52±14,7), однако, достоверной динамики в содержании дофамина (с 318,26±22,75 нг/мл до 336, 52±39,8), ГАМК (с 0,026±0,03 ммоль/л до 0,047±0,05 ммоль/л) и мелатонина в дневное время (с 16,32±0,4 нг/мл до 13,62±0,5) и в ночное время (28,37±0,6 нг/мл до 33,74±0,3 нг/мл) не отмечалось, а соотношение мелатонина день/ночь составило 1:2,5, что значительно улучшило и самочувствие детей. Однако, после общего СКЛ дети стали много спать в дневное время, а ночной сон оставался прерывистым и непродолжительным.

Во II группе после курса ДТ отмечено достоверное (р<0,01) повышение серотонина (с 274,83±36,1 нг/мл до 389,26±46,0), норадреналина (с 93,89±15,8 нг/мл до 141,73±15,4), дофамина (с 329,19±35,3 нг/мл до 405,8±41,5, р<0,05), ГАМК (с 0,008±0,02 ммоль/л до 0,057±0,03 ммоль/л, р<0,001), и мелатонина в дневное время (с 11,75±0,5 нг/мл до 10,46±0,3) и в ночное время (с 15,12±0,4 нг/мл до 37,64±0,3 нг/мл, р<0,01), а соотношение мелатонина день/ночь составило 1:3,6. Родители отмечали, что дети много спали в дневное время, однако это не влияло на продолжительность и крепкость сна ночью.

Таким образом, выявлено, что ДТ влияет на нормализацию циркадного ритма, повышая уровень серотонина, норадреналина, ГАМК, дофамина и мелатонина, что в свою очередь, приводит к уменьшению десинхроноза и влияет не только на улучшение сна, но и уменьшает выраженность многих клинических симптомов РАС. Следовательно, дельфинотерапия может быть эффективным способом психолого-педагогической коррекции детей с аутизмом, так как повышение в крови данных нейротрансмиттеров приводит к улучшению кровоснабжения мозга, снижению возбуждения центральной нервной системы, снижению агрессии, тревоги и страхов, поддержке энергетических процессов мозга и к улучшению эмоционального фона. Дети становятся спокойнее и способны к лучшему восприятию информации, им лучше дается общение со сверстниками и педагогом, улучшается запоминание и усвоение полученного материала. Важно, что такие изменения заметны в течение трех месяцев после 5–7-ми дневного курса терапи, поэтому таким детям рекомендовано проходить курс ДТ за месяц до начала образовательного процесса.

Полученные данные позволяют нам утверждать, что метод дельфинотерапии способствует улучшению психоэмоционального состояния детей с аутизмом, благоприятствует образовательному процессу детей и облегчает адаптацию в коллективе сверстников. Это дает возможность многим детям с РАС обучаться в школах с инклюзивным образованием.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, CARS, головной мозг, дельфин, расстройство сна.


Похожие статьи

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на основе использования развивающей методики «Логические блоки Дьенеша»

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Похожие статьи

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на основе использования развивающей методики «Логические блоки Дьенеша»

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Задать вопрос