Приоритетная задача современной школы — формировать гармонически развитую личность. Важным компонентом этого сложного и многогранного процесса является развитие познавательного интереса младших школьников, который в процессе обучения обеспечивает рост сознательного отношения к учению, развитие познавательных процессов, умение ими управлять, сознательно их регулировать. Наблюдение в ходе пассивной педагогической практики показало, что уроки иностранного языка не позволяют учащимся в полной мере раскрыть свои способности, удовлетворить потребности и интересы, а учителю, в свою очередь, сложно развивать личность школьника, его творческие способности и интерес к учению, желание и умение учиться только в рамках урочной деятельности. Развитие познавательного интереса младшего школьника становится приоритетной задачей и при организации внеурочной деятельности учащихся как части единого процесса обучения.
Проблемы, связанные с изучением познавательных интересов учащихся, активно разрабатываются и в психологии, и в педагогике. Ученые обращались к выявлению психологических закономерностей интереса, например, И. М. Цветков; к связи интересов и потребностей, например, С. Л. Рубинштейн; к способам формирования с учетом возрастных особенностей и возможностей содержания учебных предметов, например, Г. И. Щукина и другие. Под познавательным интересом мы понимаем избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. В ходе апробации материалов, разработанных в рамках исследования, мы акцентировали свое внимание на внеклассную деятельность, а именно элективный курс по иностранному языку как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Организация внеклассной работы учащихся данного возраста представляет определенную сложность, обусловленную рядом психолого-физиологических особенностей младших школьников. Возраст предрасположен к развитию умения учиться, к развитию устойчивых познавательных интересов и потребностей, к закреплению мотива достижения успехов. Познавательные процессы приобретают опосредованный характер, становятся сознательными и произвольными, продуктивными и устойчивыми. Основными потребностями являются потребность в движениях, игровой деятельности, новых впечатлениях и познавательная потребность. Все это может быть достигнуто за счет внеклассной деятельности по иностранному языку, разнообразие форм и видов которой дает учащимся безграничный простор для самореализации, творчества и личностного развития.
Нами был проведен эксперимент в ходе производственной педагогической практики во 2 «Г» классе в МАОУ Гимназии № 13 г. Екатеринбурга, а именно: внедрение разработанного нами элективного курса по иностранному языку, который предполагает применение различных форм учебного взаимодействия, использование игровой методики, формирование языковых навыков (лексических, грамматических, фонетических), развитие речевых умений, а также активное внедрение лингвострановедческого компонента в каждое внеклассное мероприятие. Была измерена культурная осведомленность (лингвострановедческие знания) до и после внедрения курса. Методологическая база исследования включала эксперимент, тестирование (входное и итоговое), анкетирование, наблюдение. В ходе внедрения данного элективного курса были достигнуты следующие результаты: активизация всех учащихся на каждом мероприятии и их коммуникативное включение в учебном взаимодействии, создание благоприятной атмосферы, интеграция различных учебных дисциплин в ходе каждого мероприятия, повышение мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка и развитие устойчивого познавательного интереса у каждого учащегося.
Таким образом, внеклассная работа обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом, что позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать путем создания условий, оптимальных для данной задачи с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Внедрение элективного курса в рамках внеклассной работы по иностранному языку не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и расширяет культурный кругозор, эрудицию учащихся, развивает их творческую активность, духовно-нравственную сферу, эстетические вкусы, познавательные интересы и потребности, тем самым повышая мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Литература:
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: Монография. / Сост., авт. коммент. и послесл. А. В. Брушлинского, К. А. Абульхановой-Славской. СПб.: 1999. — 802с.
- Цветков И. М. Интерес и динамика его развития у учащегося //Ученые записки Ярославского педагогического института. — 1944. — Вып. 1. — С. 188–212.