Добившись независимости, наша страна во всех сферах социальной жизни, особенно, в сфере образования, определяющей развитие общества, основываясь на огромном педагогическом наследстве нашего народа и продуктивно используя современные передовые технологии зарубежных стран, положила основу своеобразной непрерывной системе образования. В основе созданной системы образования лежит вопрос о воспитании самостоятельной, мыслящей позитивно, активной в социальных делах и духовно-богатой Личности, выполняющей обязанности обеспечения великого будущего республики, также подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных кадров с помощью совершенствования. Данную задачу невозможно выполнить, не решив положительно вопрос о взаимосвязанности, наряду с ведущими принципами, подходящими для каждого социального периода и состояния образования. Именно поэтому в Государственных стандартах образования учитывается связь непрерывной системы образования с каждым самостоятельным видом образования, другим видом образования и их этапами – принципом взаимосвязанности и непрерывности. Взаимосвязанность, являясь важным качеством, выражающим формирование процесса образования и воспитания, обеспечивает углубление, расширение и упрочнение полученных в прошедших этапах навыков и опытов. Наши великие предки, такие как Фараби, Ибн Сина, Беруни, в своих научных трудах тоже подчеркивали важность данной проблемы. Они считали, освоение знаний в логической последовательности, взаимосвязанности и в совершенстве является основным средством развития человеческого мышления. Поэтому в медресе особое внимание обращали на изучение знаний логики. Известно, что каждая сфера, вид и этапы образования, обладая особенными свойствами, переходя с первого на второй, требуя специальной подготовки от преподавателя и получателя знаний, ставят перед ними ряд проблем. Я. А. Коменский, анализируя проблемы образования, узнает, что причиной низкости знаний учеников служат схоластические методы образования, не основанные на опыте. Доказав, что основной причиной этому служат несистематизированность и невзаимосвязанность в знаниях учеников, подчеркнув необходимость обучать так взаимосвязанно, как связаны предметы и происшествия в природе, говорит: “Все взаимосвязанные предметы, должны обучаться также взаимосвязано. Занятия необходимо проводить так: то, что в них будет изучаться, должно основываться на уже изученных, а то, что изучается — упрочняться в последующих.” Проблема взаимосвязанности, характерная для предмета природоведения, который служит основой имеющихся этапов системы образования, а также изучения общеобразовательных предметов, является показательной в определении смысла образования и формировании процесса обучения. Основы природоведения даются с учетом психологических и педагогических свойств учеников, на начальном этапе системы образования в соответствии с их целями. Этот предмет служит основой, точнее корнем естественных наук. На сегодняшний день одной из основных педагогических проблем является достижение ведущей роли принципа взаимосвязанности в обеспечении взаимосвязанности в обучении предмета природоведения, в выборе учебных материалов, в расположении их по главам на основе взаимосвязанности и порядка, в процессе донесения их до сознания учеников за короткое время. Данная проблема внедряет обеспечение взаимосвязанности естественных наук с научно-методической точки зрения не только на этапе начального школьного образования, но и всего процесса непрерывного образования. Достижение обеспечения взаимосвязанности и непрерывности природоведения в непрерывной системе образования было определено ведущими учеными через достижение следующих связей:
- Взаимосвязанности системы знаний, которыми ученики должны обладать (происшествия, понятия, правила, система определений)
- Взаимосвязанности системы практических навыков и опытов, соответствующих выбранным научно-теоретическим знаниям.
Навык — автоматизированное умение, приобретенное на основе экспериментов, а опыт — автоматизированный процесс выполнения и управления действий.
- Взаимосвязанности обучения учеников творческой деятельности. Деятельность может быть обратно-воспроизводительной, частично-творческой и научно-творческой степени.
Обратно-воспроизводительная деятельность — деятельность выполнения упражнений по образцу, показанному учителем или данному в учебниках. Это ограничивает степень активности ученика. Он не чувствует нужды в исследовании, изобретении. В частично-исследовательской деятельности ученику следует находить и обдумывать схожести и различия происшествий с помощью направленных заданий, также применять ранее приобретенные знания в частично незнакомых условиях.
В научно-творческой деятельности ученик без всякой посторонней помощи должен уметь применять полученные знания в новых условиях (например, на компьютере), знать необходимые для деятельности источники знаний, которыми он не обладает, от ученика требуется овладеть способами использования знаний в таких условиях. Насколько мы будем основываться на опыте творческой деятельности ученика, настолько высока будет степень продуктивности образования.
Взаимосвязанности системы взаимоотношений между учеником и учителем. Эти отношения должны основываться на сотрудничестве между учеником и учителем. В обеспечении осуществления и продуктивности процесса обучения предмета природоведения очень важно, чтобы каждый педагог понимал значение перечисленных составных частей и следовал взаимосвязи между ними в учебном процессе. Следует отметить, в донесении до сознания учеников тем родного языка советуется осознание компонентов значения образования не по отдельным частям, а как дополняющая друг друга единая система. Учебник является основным источником объединения всех составных частей значения образования. Исходя из учебников, взаимосвязанное проектирование занятий природоведения считается продуктивным. В проектировании занятий перед каждым учителем должен стоять вопрос в определении цели, задач, поочередности, постепенности занятий, привлечения внимания учеников. В процессе осуществления необходимо следовать данным инструкциям:
Выбор учебных материалов, их создание на основе дидактических требований;
Оборудование используемых методов и процессов;
Организация собственной деятельности, организация рабочей деятельности персонально с учеником и в группах.
В организации учебного процесса на основе проектов учитывается демонстрация примеров преданности и творчества профессором-учителем, проводящим занятие, психическая поддержка студентов, достижение цели с учетом интересов.
Приведем этапы организации процессов обучения на основе проектов:
Сбор материалов, относящихся данной теме
Определение цели образования и значения задач
Выбор формы, метода и средств образования
Учет необходимой единицы времени на освоение понятий, знаний, навыков и опытов данных в проекте
Разработка системы упражнений и примеров на получение результата каждого этапа
Разработка тестов, вопросов на проведение уроков с теоретической точки зрения
Внедрение проекта в процесс обучения
Создание механизма проведения, окончания и заключения процесса обучения.
На основе предоставленных выше материалов можно заключить следующее: проект гарантирует полное освоение смысла конкретного материала в процессе обучения. Достигается освоение знаний, навыков, опытов стандартов образования в данных темах.
Основное внимание необходимо уделять повышению активности ученика, обучению мыслить самостоятельно, формированию навыков логического и творческого мышления, обеспечению его самостоятельности и свободы, ведению деятельности на основе его интересов, приведению в действие внутренних способностей студента, воспитанию самого себя и повышению навыков и опытов самостоятельного образования.
Таким образом, основные результаты применения практики в процессе обучения:
- Ученик не только обучается, но и учится учиться самостоятельно;
- Знания ученикам не предоставляются в готовом виде, развивается получение информации самостоятельно из основных источников, интернет сайтов, их переработка и применение в повседневной деятельности;
- Создание навыков работы с планом, программами, учебниками, пособиями и другими дополнительными источниками;
- Формирование навыков и опыта, самостоятельный разбор текстов и значения образования.
- Научить ученика выражать собственную мысль, отстаивать и доказывать её.
- Гарантируется освоение по степени способностей и возможностей всех учеников.
Для этого каждый учитель на основе личной программы должен изучить и освоить передовые технологии. От педагога требуется непрерывное повышение опыта с помощью интернета, электронных учебников и пособий в библиотеках. Значит вопрос о создании научно-педагогических и психологических основ в обеспечении взаимосвязанности обучения предметов природоведения, исходя из нового историко-социального состояния, является одной из актуальных проблем.