Динамика детского травматизма и предупреждение ранней инвалидности в Республике Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Назарова, С. К. Динамика детского травматизма и предупреждение ранней инвалидности в Республике Узбекистан / С. К. Назарова, Д. М. Тухтаева, А. А. Тиллабоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 417-421. — URL: https://moluch.ru/archive/112/27311/ (дата обращения: 16.11.2024).



Summary Based on the statistical study of child injuries in the Republic of Uzbekistan, Tashkent city and Tashkent region for the period from 2010–2014, revealed that the observed rise in injuries over time by 3.8 % in children up to 14 years. This requires improvements in the work on child injury prevention and early disability in children and adolescents, conduct purposeful work on teaching children the basics of safe life in the environment, the rules of cultural behavior in school, at leisure, at home.Based on the statistical study of child injuries in the Republic of Uzbekistan, Tashkent city and Tashkent region for the period from 2010–2014, revealed that the observed rise in injuries over time by 3.8 % in children up to 14 years. This requires improvements in the work on child injury prevention and early disability in children and adolescents, conduct purposeful work on teaching children the basics of safe life in the environment, the rules of cultural behavior in school, at leisure, at home.

School is the main educational institution for the acquisition of knowledge and skills of students. From the smooth collaboration with the school staff medical institutions, traffic police employees, mahalla committees, women's committees and relations will depend on the quality and relevance of measures to prevent injuries in children. What will accordingly reflected in the health of children and the prevention of early disability.

Key words: child injuries, early disability, prevention, work the school nurse.

Слово «травма» происходит от латинского слова и в переводе оно означает телесное повреждение при ранении. Повреждения, которые повторяются в определенной группе населения, называется травматизмом. Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста. Независимо от вида травматизма различного характера повреждения встречаются чаще у мальчиков (2/3 к общему числу), т. к. они мало управляемы и более подвижны соответственно в быту, школе, на улице и т. д.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся общеобразовательных школ, возникшие в период их нахождения в школе (на пришкольном участке, на перемене, на уроке, включая урок физкультуры, в учебных мастерских).

Из-за большой скученности учащихся и большого потока ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Установлено, что каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них — на перемене. Причины, наиболее часто приводящие к школьному травматизму можно разделить на 4 основные группы:

  1. низкий уровень координации движений; неумение владеть своим телом; отсутствие навыка выполнения действия;
  2. отсутствие или недостаточность знаний об опасности, о возможных последствиях выбранных действий. Это самая многочисленная подгруппа из всех названных и суммарно включает в себя 72,9 % травм, обусловленных поведением пострадавшего. Основную часть в этой подгруппе составляют травмы, полученные в играх, в основном подвижных.
  3. пренебрежение известной опасностью из-за более сильного мотива;
  4. травмы вследствие игрового азарта, эмоционального возбуждения, усталости и других психофизиологических состояний, влияющих на успешность протекания деятельности.

По материалам Республиканского Института травматологии и ортопедии, отмечено увеличение числа травм в начале осени и в конце весны, что связано с началом и концом учебного года. Если же провести анализ несчастных случаев относительно дней недели, то выяснено, что наиболее «травмоопасные» дни — четверг и суббота. По времени суток, получается, что большинство травм происходят с 16 до 20 часов. Как раз в это время дети после занятий в школе предоставлены сами себе.

Опыт медицинских работников показывает, что особенно часто детский травматизм отмечается среди малышей и подростков. У малышей несчастные случаи связаны с непониманием опасности отдельных игр и развлечений, а подростки нередко становятся жертвами бездумного псевдогероизма, стремлением выделиться, рискуя здоровьем и жизнью показать свою исключительность и превосходство над своими сверстниками. Среди школьных травм немалое место занимают так называемые случайные травмы. Редко можно встретить подростка, который сознательно наносит травму своему сверстнику или однокласснику. Чаще можно услышать «я случайно», «я просто пошутил», «не думал, что так получится». К сожалению, примеров таких необдуманных поступков и «шалостей», которые приводят к очень тяжелым последствиям, можно встретить достаточно много.

Даже самые обычные толкания друг друга порой заканчиваются различными ушибами, травмами, растяжением связок, синяками, носовыми кровотечениями, вывихами в суставах, и прочими неприятностями, и происходит это не со зла, а играючи, шутки ради. Так, например, старшеклассник вместо того, чтобы окликнуть приятеля, ударил его по спине портфелем. От неожиданности тот упал и повредил голову. Удары по голове — наиболее частые и опасные травмы, они приводят к сотрясению мозга. При этом у получившего травму, сразу же может наступить кратковременная потеря сознания в легких случаях, до продолжительной, при тяжелых сотрясениях. Сотрясения головного мозга проявляются мучительными ноющими головными болями, головокружениями, тошнотой, рвотой, которое может привести к опасным осложнениям, как в ближайшее время так и в далёком последующем периоде, поэтому такой пострадавший должен быть уложен в постель и наблюдаться врачом.

От такого рода ударов возникают посттравматические энцефалопатии, которые выражаются ухудшением памяти, утомляемостью, рассеянностью, нарушением зрения и рядом других проявлений, которые плохо поддаются лечению.

К школьному травматизму относят травмы, возникающие в школьной обстановке, в классе, во дворе и др. Из многообразия причин школьного травматизма выделяются следующие: это недостаточный надзор за детьми, отсутствие порядка в содержании школьного хозяйства (незакрытые выходы на крышу, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.), недостаток специальной мебели в классах, отсутствие безопасных условий наигровых и спортивных площадках, дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общественного пользования и др.

В работе школы одной из приоритетных задач является формирование у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улице и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения. Работа медицинской сестры общеобразовательного учреждения в проведении профилактических мероприятий детского травматизма и ранней инвалидности должна строиться в совместной работе с представителями районных общественных организаций, районного управлений ГАИ, махаллинских комитетов, комитета женщин и управления по образованию района по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждению детского травматизма.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сказать, что целенаправленная, регулярная профилактика травматизма в общеобразовательной школе, с применением различных методов обучения, способствует снижению травматизма и ранней инвалидности у детей.

Цель исследования.

Изучение школьного травматизма роль и значимость работы школьной медицинской сестры в их профилактике.

Задачи исследования:

 изучение актуальности проблемы школьного травматизма, проведение анализадинамики травматизма учащихся общеобразовательных школ г. Ташкента и Ташкентской области за 2010–2014 гг., сопоставление полученных данных с Республиканскими показателями.

 изучение форм и методов профилактики школьного травматизма осуществляемой медицинской сестрой.

 разработка рекомендаций для школьной медсестры по снижению травматизма в школе, охране здоровья детей.

Материал иметоды.

Источником изучения явились анкетные данные реципиентов. В исследование были включены учащиеся общеобразовательных школ, родители, педагоги, психологи, медицинские работники школ, и сотрудники вспомогательных подразделений школы. Кроме того, проводился анализ статистических данных, полученных из Республиканского Центра здоровья и медицинской статистики, районных медицинских объединений которые обрабатывались методом вариационной статистики.

Научная значимость работы.

Научная значимость работы заключается в том, что результаты исследования, позволят получить детальную информацию и литературные данные по школьному травматизму, обосновать роль и значимость медицинской сестры в профилактике школьного травматизма, разработать рекомендации по организации профилактики школьного травматизма для школьных медицинских сестер.

Собственные исследования.

Изучением заболеваемости, возникшей вследствие травм, отравлений и некоторые других последствий воздействия внешней среды выявлено, что интенсивный показатель общего травматизма (на 100000 населения) за период с 2010–2014 гг. снизился с 3181,1 до 3077,1. Однако в 2012 году отмечался подъем травматизма на 5,21 %, с последующим стабильным снижением в 2013 и в 2014 гг. от 1,1 до 3,26 %.

Республиканский интенсивный показатель травматизма детей до 14 лет, в динамике за период с 2010 по 2014 гг. на 1,2 % снижался и в среднем составил 2961,5, интенсивный показатель травматизма у подростков отмечался небольшим повышением в динамике (на 3,0 %) с 5726,3 до 5898,7.

В г. Ташкенте интенсивный показатель травматизма в среднем составил 6690,6 что в 2,1 раз выше Республиканских показателей. При этом у детей до 14 лет интенсивный показатель травматизма составил 7573.6, что в 2,6 раз выше Республиканских показателей. Однако, интенсивный показатель травматизма подростков в г. Ташкенте имели относительно небольшой рост с 19532,6 до 19703,3 (2010–2014), но в 2012 отмечался резкий подъем травматизма среди детей этого возраста до 28172,9, что в среднем составило 20595,1. Эти показатели примерно в 4 раза выше Республиканских.

Исследованием в Ташкентской области за исследуемый период установлена тенденция к снижению интенсивного показателя общего травматизма (от 2361,8 до 1401,7) в среднем он составил 1710, что в 2 раза ниже Республиканских показателей. Показатели травматизма детей до 14 лет колеблются вариабельностью от 1690,1 до 1142,2, что на 43,3 % ниже Республиканских. Показатели подростковой травматизации в три раза выше, чем у детей до 14 лет внутри области, но при этом отмечена тенденция снижения в динамике показателей подросткового травматизма в 2 раза (от 5659,8 до 2765,6). В общей картине исследуемого периода интенсивный показатель травматизма подростков составил в среднем 4231,3, что в 1,2 раза ниже Республиканских.

На основании показателей общего травматизма, травматизма детей до 14 лет и подростков Республиканского уровня за 2010–2014 гг. позволяет сделать заключение, что за исследуемый период установлена тенденция к снижению интенсивного показателя общего травматизма в Республике за последние 2 года (2013–2014 гг.) на (3,0 %), с периодами подъема в 2012 году (5,21 %) и спада в 2011, 2013 и в 2014 гг. Травматизм у детей до 14 лет отмечается снижением интенсивных показателей за последние 2 года (2013–2014 гг.), на 16,7 % относительно 2010, 2011 и 2012 гг. Показатели травматизма подростков в динамике отмечались небольшим повышением на 3,8 %.

Выявлена динамика роста интенсивного показателя травматизма в г. Ташкенте в 2,1 раз по отношению к Республиканским и в среднем составило 6690,6. При этом у детей до 14 лет роста интенсивного показателя травматизма в 2,6 раз, а у подростков примерно в 4 раза выше Республиканских показателей.

В Ташкентской области установлена тенденция к снижению интенсивных показателей общего травматизма в 2 раза и снижение показателей травматизма детей до 14 лет на 43,3 % по отношению к Республиканским.

При этом внутри области показатель подросткового травматизма в три раза выше, чем у детей до 14 лет, при общем снижении в динамике подросткового травматизма в 2 раза. В общем плане исследуемого периода интенсивный показатель травматизма подростков Ташкентской области в 1,2 раза ниже Республиканских показателей.

Исследование динамики госпитализированных больных ислучаев летальности.

Исследованием изучалась динамика госпитализированных больных и случаев летальности по поводу травматизма в Республике Узбекистан, в г. Ташкенте и в Ташкентской области за период 2010–2014 гг. При этом отмечена небольшая тенденция снижения Республиканский показателей общей госпитализации (абс. чис.) по поводу травматизма. Показатель общей госпитализации г. Ташкента уменьшился на 1 %. Показатель госпитализации детей до 14 лет увеличился на 1,9 %, показатель летальности снизился в 8,3 раз (с 2676,3 до 322). Показатель госпитализации детей до 14 лет увеличился на 17 %, показатель летальности снизился в 12,2 раз (с 530,7 до 43,5). Показатель общей госпитализации в Ташкентской области уменьшился на 1 %, показатель летальности снизился на 8 %. Показатель госпитализации детей до 14 лет увеличился на 0,9 %, показатель летальности снизился в 15 раз (с 309,0 до 19,5). Изучением в динамике за последние 5 лет отмечено, что травматизм в Республике имеет тенденцию к снижению (12,3 %), однако при этом отмечается рост травматизма у детей до 14 лет на 3,8 %. Показатель травматизма среди подростков г. Ташкента остаётся стабильно высоким за все годы исследования. Изучение травматизма в Ташкентской области позволяет сделать заключение, что отмечается тенденция снижения травматизма относительно Республиканских показателей, однако внутри области отмечается рост травматизма среди подростков на 6,0 %. Исследованием также отмечено, что при относительно небольшом подъеме травматизма в Республике отмечается тенденция снижения летальности в 8 раз. В г. Ташкенте в 1,6 раз, в Ташкентской области снижение летальности отмечается в 15,8 раз (с 3090,0 до 15,8 абс. ч.).

Заключение.

Изучение в динамике статистических показателей детского травматизма позволяет сделать вывод, что за период 2010–2014 гг. отмечен подъем травматизма на 3,8 % у детей до 14 лет. Это в свою очередь требует дальнейшее совершенствования работы по профилактике детского травматизма у детей и подростков, проведения целенаправленной работы по обучению детей основам безопасной жизнедеятельности в окружающей среде, правилам культуры поведения в школе, на отдыхе и в быту.

Выводы.

Изучением республиканских статистических показателей детского травматизма в динамике отмечен подъем травматизма за последние годы (2010–2014) на 3,8 % у детей до 14 лет, что требует усовершенствования работы по профилактике детского травматизма у детей и подростков, проведения целенаправленной работы по обучению детей основам безопасной жизнедеятельности в окружающей среде, правилам культуры поведения в школе, на отдыху, в быту. Так как общеобразовательная школа является основным образовательным учреждением для получения знаний и навыков учащихся и от сглаженной совместной работы сотрудников школы с медицинскими учреждениями, работниками ГАИ, махаллинских комитетов, комитетов женщин и родственников будет зависеть качество и значимость мероприятий по профилактике травматизма у детей, что соответственно найдет своё отражение в охране здоровья детей и предупреждения ранней инвалидности.

Для гармоничного развития и жизнерадостного проживания детей в первую очередь необходимо, чтобы ребёнок был здоровым. В нашей стране уделяется большое внимание подрастающему поколению, от того насколько качественно и полно будут проведены мероприятия по профилактике травматизма детей, тем больше будет создано условий и предпосылок сохранения здоровья учащихся и предупреждения ранней инвалидности. Улучшение жилищно-бытовых условий, рациональная организация образовательного процесса и отдыха, умение оценивать окружающие условия, навыки ответственного отношения к безопасной жизнедеятельности и профилактики травматизма будут способствовать к снижению детского травматизма и предупреждению ранней инвалидности.

Литература:

  1. Кувандикова Д. Э. // Влияние гигиенических факторов на состояние здоровья подростков, обучающихся в учебных заведениях разного типа: Автореф. Дисс. канд. Мед. наук. Ташкент, 2004.
  2. Пономарева Л. А. и др. // Формирование основ здорового образа жизни у школьников. Гигиена и санитария 2002; 1: 44–45.
  3. Муталов А. Г., Дружинина Н. А., Ширяева Г. П. //Физиология, патология и охрана здоровья детей подросткового возраста. — Уфа, 2005.
  4. Журавлев Д. // Народное образование. — 2002. — № 8. — с. 99–102.
  5. Мандриков В. Б., Пономарев А. А. // Вестник. Волгоград. ГМУ. — 2006. — № 3. — с. 47–50.
  6. Шлемензон Т. Г. // Воспитание школьников. — 2001. — № 5. — С. 10–12.
Основные термины (генерируются автоматически): детский травматизм, ташкент, Ташкентская область, раз, школьный травматизм, показатель, интенсивный показатель травматизма, общий травматизм, ранняя инвалидность, ребенок, травма.


Ключевые слова

профилактика, детский травматизм, ранняя инвалидность, работа школьной медицинской сестры., работа школьной медицинской сестры

Похожие статьи

Технологии проектной деятельности в образовательном учреждении в системе работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неи...

Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

На сегодняшний день Правительство России уделяет достаточное внимание проблеме вовлечения в спорт подрастающего поколения. Отдельное место в этом вопросе занимает адаптация в спортивной сфере детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов, возможность для них ...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Влияние физической подготовки на работоспособность курсантов ведомственных вузов

Физическая подготовка является неотъемлемой частью жизни курсанта. Главной целью физической подготовки в ведомственных образовательных учрежденьях является формирование, развитие и совершенствование у обучающихся, специальных навыков. Основой физичес...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Коррекционно-воспитательная работа с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье отражены основные направления коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками ГКУ ЦССВ «Южное Бутово». Раскрываются основные задачи, цели коррекционно-воспитательного процесса, даются рекомендации по развитию моторно-двигательных ...

Похожие статьи

Технологии проектной деятельности в образовательном учреждении в системе работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неи...

Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

На сегодняшний день Правительство России уделяет достаточное внимание проблеме вовлечения в спорт подрастающего поколения. Отдельное место в этом вопросе занимает адаптация в спортивной сфере детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов, возможность для них ...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Влияние физической подготовки на работоспособность курсантов ведомственных вузов

Физическая подготовка является неотъемлемой частью жизни курсанта. Главной целью физической подготовки в ведомственных образовательных учрежденьях является формирование, развитие и совершенствование у обучающихся, специальных навыков. Основой физичес...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Коррекционно-воспитательная работа с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье отражены основные направления коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками ГКУ ЦССВ «Южное Бутово». Раскрываются основные задачи, цели коррекционно-воспитательного процесса, даются рекомендации по развитию моторно-двигательных ...

Задать вопрос