Изучение характерных особенностей и закономерностей исторического развития историко-географических территорий Узбекистана, которые на протяжении тысячелетий были центрами взаимодействия самых различных религий и культур, является одним из важных вопросов исторических исследований. В разных частях Средней Азии можно назвать ряд оазисов: в бассейнах Мургаба и Теджена, в долинах Зеравшана и Кашкадарьи, в низовьях Амударьи, в Ферганской и Ташкентской долинах. Разнообразие физико-географических зон, богатая и разнообразная природа, особый климат и среда сформировали флору и фауну региона, привлекавшую издавна внимание ученых всего мира.
Хорезмский оазис с древнейших времен был центром взаимодействия культур оседлоземледельческих и кочевых племен. История возникновения и формирования народностей, проживавших в Хорезме на протяжении разных исторических периодов и этапов, неразрывно связана с этническими процессами в Нижнем и Среднем Поволжье, а также на Урале. По археологическим данным наконечники стрел обитателей неолитического периода Хорезма распространены в северо-западном Казахстане, юго-западной Сибири, нижнем и среднем течении Волги и на Урале [1. 1974. с. 3–8]. В этом отношении прав А. И. Мартынов, который утверждал, что переход от мезолита к неолитическому периоду у обитателей Урала проходил под влиянием кельтеминарских племен [2. 1973, с 68]. По нашему мнению, культурное влияние кельтеминарцев распространилось на нижней и средней Волге, где находятся аналогии в местной культуре.
В энеолитический период (с IV середины III тыс. до н.э.) в обществе и в материальном производстве Хорезма и сопредельных территорий произошли значительные изменения. Население научилось выплавлять металл, из которого делали разнообразные орудия труда. В связи с этим в обществе возникло новое хозяйственное направление — металлургия. С началом металлургии связаны изменения в общественно-экономической ситуации, которые привели ко второму общественному разделению труда, основа которого была заложена у джейтунских племён на юге Средней Азии [3. 1971]. Примечательно, что в южной Туркмении возникают новые способы хозяйствования. У населения джейтунских племён возникло земледелие на основе искусственного орошения. В Передней и Юго-Восточной Азии, Индии, Среднем Китае, юге Средней Азии формировались оседлоземледельческие культуры. В Хорезмском оазисе, северо-западном Казахстане, на нижней и средней Волге продолжал существовать неолитический уклад хозяйства. Примечательно, что на указанных территориях наметился ряд изменений в керамическом производстве. В частности, для Поволжья характерны глиняные сосуды яйцевидной формы с острым дном, а для населения Хорезма глиняные посуды с плоским дном [4. 1963, 5. 1962].
В бронзовом веке в Хорезме суёрганские и тазабагъябские племена занимаются первобытным орошаемым земледелием, а скотоводы, которые жили в степных и полустепных просторах, в основном занимались скотоводством. В основном, в хозяйстве населения нижнего и среднего течения Волги преобладало скотоводческое направление. По историческим данным, территорию правобережья Волги до южной части Татарской Республики заселяют скотоводческо–земледельческие племена, их культура в исторической литературе известна как абашевская. В VIII-VII вв. до н.э. население, занимавшее степи южной России, Средней Азии, освоило железо, из которого производились различные орудия труда [6. 1970].
В VII-VI вв. до н. э. в Поволжье проживали скифы, а население Хорезма именовалось массагетами, которые занимались скотоводством. По мнению С. П. Толстова в VI-IV вв. до н. э., приаральские племена двигались через Поволжье в западную Европу [7. 1962]. К концу второй половины VI в. до н. э. в Хорезме образовалось централизованное государство, в результате чего осуществляется строительство крупных ирригационных каналов из Амударьи. Примечательно, что строительство крупных магистральных каналов осуществлялось на определенных территориях историко–культурных зон, у берегов каналов возводятся крупные и средние городские центры. Следует отметить, что городские центры наблюдаются и на территории Поволжья.
Таким образом, по вышеуказанным историческим данным можно прийти к следующему заключению: Хорезмский оазис и Поволжье не различаются в географическом отношении (они не охвачены высокими горами). Население неолита, энеолита, эпохи бронзы и раннего железа Хорезма и Поволжья вели аналогичную хозяйственную деятельность. В начале и середине I тыс. до н. э. на территории Хорезма и Поволжья проживали скотоводческие племена. В конце VI в. до н. э. в Хорезмском оазисе создано государство Хорезм, в связи с чем начинается строительство ирригационных сооружений, на берегах которых осуществляется строительство крупных и средних городских центров, которые были административно–территориальными, общественно-экономическими и этнокультурными центрами. В Поволжье не формируется государственное образование. По нашему мнению, существовали конфедерации кочевых племен. В V в. до н. э. — IV в. н. э. в Хорезмском государстве осуществляется строительство многочисленных городов и поселений с развитой фортификацией. В Поволжье населенные пункты охвачены палисадами, глиняными невысокими валами. В процессе развития племен в Хорезме и Поволжье прослеживается ряд культур, хотя и различных по содержанию, но, тем не менее, имевших тесные контакты в разные исторические периоды.
Литература:
- Виноградов А. В. О распространении наконечников стрел кельтеминарского типа // Этнография и археология Средней Азии // М. «Наука». 1979.
- Мартынов А. К. Археология СССР // Учебное пособие // М. «Высшая школа». 1973.
- Масон В. М. Поселение Жейтун. М. «Наука», 1971.
- Бадер О. Балоновский могильник // Из истории лесного Поволжья в эпоху бронзы // М. «Наука», 1963.
- Виноградов А. В. Неолитические памятники Хорезма. МХЭ, М, «Наука» № 3, 1962.
- Черных Е. Н. Древнейшая металлургия Урала и Поволжья. М. «Наука» 1970.
- Толстов С. П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М. «Наука», 1962.