В данной статье рассматриваются правовые основы административной ответственности, его закрепление на региональном уровне. Проводится правовой анализ норм законодательства субъектов РФ и положений Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Ключевые слова: административная ответственность, КоАП РФ, законодательство субъектов РФ, административное правонарушение.
В Конституции РФ термин «административная ответственность» не используется в его обычном значении. В действительности же определенное число конституционных норм в абстрактной форме регулируют и институт юридической ответственности, а в частности и институт административной ответственности.
В соответствии с пунктом «к» статьи 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ [1]. Частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ закреплено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях [2]. На данный момент во всех субъектах РФ имеются законы, устанавливающие административную ответственность за совершение правонарушения на территории определенного субъекта. На основании данных законов на региональном уровне применяется административное наказание за определенное правонарушение.
Конституция РФ не дает четкого ответа относительно разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектов в сфере установления административной ответственности. А ведь от данного положения во многом зависит состояние законности в области законодательства об административной ответственности.
По моему мнению, законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях представляет составную часть законодательства РФ об административных правонарушениях. Законодательство субъектов дает возможность более эффективно решать задачи охраны общественных отношений, которые регулируются на уровне субъектов Федерации. Ведь в этом случае берется во внимание и учитывается специфика развития того или иного региона, ее экономические, социальные, географические и другие особенности.
В первой редакции КоАП РФ не была предусмотрена компетенция субъектов РФ в сфере административных правонарушений. Указывались только предметы ведения РФ в данной области, что затрудняло деятельность субъектов по установлению административной ответственности. Довольно часто в законодательстве субъектов встречалось дублирование составов, закрепленных в федеральном Кодексе, а также попадались статьи, которые противоречили положениям Общей части КоАП РФ.
Федеральным законом от 28 января 2009 года № 380-ФЗ КоАП пополнился статьей 1.3.1 [3]. В этой статье указаны предметы ведения субъектов РФ в области законодательства об административной ответственности. Это новшество позволило более четко разграничить предметы ведения между Федерацией и ее субъектами в области установления административной ответственности.
В то же время как КоАП РФ, так и законы субъектов РФ почти не содержат норм, которые содержат меры по предупреждению и предотвращению административных правонарушений. На сегодняшний день эта задача решается посредством наказания лица, которым было совершено правонарушение, и внесения представлений о предотвращении условий, содействующих совершению правонарушения.
К примеру, Кодекс Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях содержит такие меры. В статье 8.4 данного Кодекса сказано, что: «В целях предупреждения правонарушений комиссии координируют свою деятельность с правоохранительными органами. При выявлении в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, органом, рассматривающим дело об административном правонарушении, направляются предложения соответствующим органам, организациям и должностным лицам о принятии мер по устранению этих причин и условий» [4].
Не смотря на это, полноценного закрепления профилактических мер на региональном уровне не было выявлено.
В 2014 года в Государственной думе прошло заседание круглого стола. Обсуждались проблемы законодательства в сфере административных правонарушений, а также были рассмотрены перспективы развития. В ходе данного мероприятия участниками было отмечено, что административное регулирование не соответствует реальным процессам, которые происходят в обществе. Политика в области административной ответственности носит лишь наказательный характер, наблюдается увеличение статей, закрепляющих новые составы, усиливаются меры ответственности. Все это приводит к отрицательным последствиям в области функционирования данного института [5]. Часть выступающих также отмечала потребность в расширении перечня стимулирующих норм и оснований освобождения от административной ответственности или же ее смягчения.
В результате проведенного анализа хотелось бы предложить следующие меры по улучшению административного законодательства:
- Для установления профилактики административных правонарушений следует проводить на федеральном и региональном уровнях разъяснительную и воспитательную работу, которая будет направлена на повышение правовой культуры населения РФ. Данная мера позволит предупреждать возникновение новых административных правонарушений.
- Предлагается откорректировать статью 1.3.1 КоАП РФ «Предметы ведения субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях», добавив пункт о праве субъектов РФ принимать дополнительные обстоятельства, смягчающие ответственность.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — ст. 4398.
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Российская газета. — 2001. — № 256.
- Федеральный закон от 28.12.2009 № 380-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. — 2009. — № 253.
- Кодекс Кабардино-Балкарской республики об административных правонарушениях от 22.07.2003 № 66-РЗ (ред. от 28.12.2015, с изм. от 29.12.2015) // Кабардино-Балкарская правда. — № 173–176. 2003.
- Стенограма круглого стола «Законодательство Об административных правонарушениях: проблемы и перспективы развития» (Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации, 3 марта 2014 г.) // URL:http://www.spravedlivo.ru/5_58304.html