Проблемы заключения публичного договора перевозки пассажиров в маршрутном такси | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 16.04.2016

Статья просмотрена: 1089 раз

Библиографическое описание:

Глуходедова, Н. Н. Проблемы заключения публичного договора перевозки пассажиров в маршрутном такси / Н. Н. Глуходедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.1 (112.1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28027/ (дата обращения: 17.10.2024).



Данная статья посвящена проблемам заключения публичного договора перевозки пассажиров в маршрутном такси. Основное внимание уделено данной проблеме именного на примере города Волгограда. Рассматриваются последствия при незаключении публичного договора перевозки пассажиров в маршрутном такси.

Ключевые слова: Договор перевозки, правила перевозки, индивидуальный предприниматель, перевозчик, пассажир, ответственность.

В настоящее время большинством пассажиров в пределах городских округов широко используется маршрутное такси. Перевозчиками — владельцами транспортных средств, работающих в режиме маршрутного такси — выступают коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым для осуществления данной деятельности Федеральной службой по надзору в сфере транспорта предоставляются лицензии, дающие право осуществлять перевозки пассажиров.

Пункт 2 ст. 789 ГК РФ признает публичным договором договор перевозки транспортом общего пользования. [1]

Единственным документом, подтверждающим факт заключения договора перевозки с перевозчиком является билет, поскольку согласно п. 2 ст. 786 ГК РФ и ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ [2] заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Далеко не все водители маршрутных такси при предоставлении своих транспортных услуг в ответ на оплату проезда выдают билет, порой и пассажиры, садящиеся в маршрутное такси, после оплаты проезда не требуют ее подтверждения выдачей билета соответствующего образца по уже сложившейся привычке, положившись на добросовестность и честность водителя маршрутного такси. Таким образом, пассажир, оплатив за проезд и не получив в ответ билет установленного образца, подтверждающий оплату услуги, считается не заключившим договор перевозки.

Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ [3] в случае невозможности осуществить перевозку пассажира предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик. В случае если перевозчику не удалось обеспечить последнее, то на нем лежит обязанность вернуть денежные средства, уплаченные за проезд. Следовательно, перевозчик может отказаться возмещать стоимость проезда не имеющему билета установленного образца пассажиру, мотивируя тем, что последний не заключал с ним договор перевозки, поскольку отсутствует этому подтверждение, и переданные перевозчику в счет оплаты проезда денежные средства возвратить будет невозможно. Практика показывает, что имеют место моменты, когда пассажиру при посадке в маршрутное такси и передаче оплаты за проезд перевозчик отказывает в ответной выдаче билета установленного образца. [4]

При таких условиях пассажир вследствие причинения ему вреда при перевозке в маршрутном такси по вине перевозчика не сможет доказать факт причинения ему вреда именно при перевозке в данном транспортном средстве, поскольку отсутствие у пассажира билета свидетельствует о незаключении договора перевозки. Стало быть, перевозчик и его страховая организация будут иметь возможность уйти от компенсации причиненного вреда пострадавшему пассажиру.

В конечном счете, перевозчик, не удостоверяя выдачей билетов оплату пассажирами проезда, нарушает не только нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в сфере перевозки пассажиров, но и фактически лишает пассажиров возможности реализовать предоставленную им законодательством гарантию компенсации перевозчиком причиненного вреда в процессе предоставления транспортной услуги.

Согласно новым правилам перевозки, которые прописаны в Федеральном законе N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [5]маршрутные такси отныне приравнены к автобусам, троллейбусам и трамваям.По этому поводу можно сказать, что маршрутные такси теперь относятся не к разряду частного такси, а к регулярному общественному транспорту, который должен обладать постоянным маршрутом, фиксированной стоимостью проезда, а также нести ответственность перед пассажирами.

В Волгоградских маршрутках билеты за проезд не выдают. Хотя во многих маршрутных такси данные билеты имеются, но водитель не считает нужным их выдавать.

Так как отсутствуют кондукторы, водители сами собирают оплату за проезд, что не малым образом отвлекает его от управления транспортным средством, что в дальнейшим может привести к различным ДТП. Все не раз видели, как водители маршруток успевают брать с пассажиров плату за проезд, тут же отсчитывать, если надо, сдачу, параллельно давя на педали и переключая передачи. Отныне такого быть не должно. Согласно новому постановлению, если маршрутное такси не обеспечена кондуктором, а деньги за проезд принимает водитель, он должен это делать только во время остановок.

Я считаю, что выдача билетов в маршрутных такси — вещь необходимая. Во-первых, отчетность водителя перед руководством компании, во-вторых, договор между пассажиром и перевозчиком, который в случае какой-либо спорной ситуации или ДТП может стать доказательством, ехал именно в этом конкретном маршрутном такси, в-третьих для повышения уровня культуры делооборота.

Создание билетной системы поможет налоговым органам при проверке финансового состояния компаний. Кроме того, добросовестность или недобросовестность в соблюдении всех новых правил будет учитываться при получении водителями лицензии. В случае если какие-то из правил соблюдаться не будут, управление Госавтодорнадзора по Волгоградской области оставляет за собой право отказать в выдаче лицензии или отозвать ее при грубых нарушениях.

Подводя итог, следует сделать вывод о том, что целесообразно и логично следовало бы установить административную ответственность за невыдачу водителем транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров, (т. е. маршрутного такси в том числе) билетов установленного образца, подтверждающих факт оплаты пассажира за проезд.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 9 февраля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301; Российская газета. — 2009. — 13 февраля
  2. Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 г. № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» // СЗ РФ, 2012, № 15, ст. 1793.
  3. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ(последние изменения от 15 июля 2015 г.) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // СЗ РФ, 2007, № 46, ст. 5555.
  4. «Маршрутные такси — группа риска № 1»: [Электронный ресурс] // URL: http://times-of-year.livejournal.com/8636.html. (Дата обращения: 10.12.2015).
  5. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015)// «Собрание законодательства РФ», 12.11.2007, N 46, ст. 5555
Основные термины (генерируются автоматически): маршрутное такси, договор перевозки, пассажир, перевозчик, транспортное средство, установленный образец, билет, проезд, выдача билетов, публичный договор перевозки пассажиров.


Похожие статьи

Договор воздушной перевозки: проблемы теории и практики

В статье автор рассматривает теоретические аспекты договора воздушной перевозки, а также проблемы правоприменения.

Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом

В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом, на основании выявленных пробелов в законодательстве предлагаются пути решения выявленных проблем.

Некоторые вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров

В статье автором анализируются и критикуются актуальные вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров, предлагаются и обосновываются пути их решения.

Лицензирование в сфере пассажирских автобусных перевозок как гарантия безопасности пассажиров

В статье рассматриваются вопросы функционирования системы лицензирования в Российской Федерации, а также ее проблематика.

Понятие и основания отказа от заключения договора авиаперевозки с пассажиром

В настоящей статье рассматривается отказ от заключения договора авиаперевозки пассажиров в одностороннем порядке авиаперевозчиком. Наиболее полно анализируется такой отказ в заключении договора перевозки воздушным транспортом, как включение пассажира...

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Представленная статья посвящена исследованию субъектного состава договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления характерных особенностей, определяющих его отличие от иных гражданско-правовых договоров.

Договоры аренды транспортных средств: особенности исполнения и ответственности

Настоящая статья посвящена актуальным вопросам исполнения договоров аренды транспортных средств, а также специфике ответственности сторон по таким договорам. Также в статье анализируются проблемные аспекты взаимоотношений сторон по договора аренды тр...

К вопросу об административной ответственности страховых организаций при заключении публичных договоров страхования на примере ОСАГО

В статье анализируются проблемы в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности, предложены пути разрешения сложившихся проблем в данном сегменте страхования.

Проблемы гражданско-правовой ответственности по договору перевозки железнодорожным транспортом

В статье автор исследует нормы транспортного законодательства, регулирующие гражданско-правовую ответственность участников обязательств грузовых железнодорожных перевозок.

К вопросу о влиянии потенциально опасных пассажиров на обеспечение безопасности аэровокзальных комплексов

В статье раскрывается возможности применения психологических знаний сотрудниками служб безопасности аэропорта при выявлении потенциально опасных пассажиров и предупреждения актов незаконного вмешательства.

Похожие статьи

Договор воздушной перевозки: проблемы теории и практики

В статье автор рассматривает теоретические аспекты договора воздушной перевозки, а также проблемы правоприменения.

Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом

В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом, на основании выявленных пробелов в законодательстве предлагаются пути решения выявленных проблем.

Некоторые вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров

В статье автором анализируются и критикуются актуальные вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров, предлагаются и обосновываются пути их решения.

Лицензирование в сфере пассажирских автобусных перевозок как гарантия безопасности пассажиров

В статье рассматриваются вопросы функционирования системы лицензирования в Российской Федерации, а также ее проблематика.

Понятие и основания отказа от заключения договора авиаперевозки с пассажиром

В настоящей статье рассматривается отказ от заключения договора авиаперевозки пассажиров в одностороннем порядке авиаперевозчиком. Наиболее полно анализируется такой отказ в заключении договора перевозки воздушным транспортом, как включение пассажира...

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Представленная статья посвящена исследованию субъектного состава договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления характерных особенностей, определяющих его отличие от иных гражданско-правовых договоров.

Договоры аренды транспортных средств: особенности исполнения и ответственности

Настоящая статья посвящена актуальным вопросам исполнения договоров аренды транспортных средств, а также специфике ответственности сторон по таким договорам. Также в статье анализируются проблемные аспекты взаимоотношений сторон по договора аренды тр...

К вопросу об административной ответственности страховых организаций при заключении публичных договоров страхования на примере ОСАГО

В статье анализируются проблемы в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности, предложены пути разрешения сложившихся проблем в данном сегменте страхования.

Проблемы гражданско-правовой ответственности по договору перевозки железнодорожным транспортом

В статье автор исследует нормы транспортного законодательства, регулирующие гражданско-правовую ответственность участников обязательств грузовых железнодорожных перевозок.

К вопросу о влиянии потенциально опасных пассажиров на обеспечение безопасности аэровокзальных комплексов

В статье раскрывается возможности применения психологических знаний сотрудниками служб безопасности аэропорта при выявлении потенциально опасных пассажиров и предупреждения актов незаконного вмешательства.

Задать вопрос