Любое несоответствие подлинности товара квалифицируется как подделка (фальсификация). А любая подделка нарушает право потребителя на получение товаров надлежащего качества. Поэтому одной из острых проблем современности является предотвращение фальсификации швейных и трикотажных изделий.
Ключевые слова:фальсификация, ассортиментная фальсификация, количественная фальсификация, стоимостная фальсификация, информационная фальсификация, качественная фальсификация.
Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром), Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), РусБренд и Ассоциация индустрии детских товаров (АИДТ) отмечают, что: «Основными конкурентами отечественных производителей являются не официальные импортеры, а представители нелегального бизнеса, которые производят и ввозят потребительские товары с нарушением таможенного и налогового законодательства. Несовершенство системы противодействия указанным нарушениям приводит к заполнению российского рынка контрафактными и контрабандными товарами» [1].
Фальсификация определяется как действие, направленное на обман потребителя путем подделки, подмены в процессе изготовления продукции. В зависимости от метода подделки потребитель швейных и трикотажных изделий сталкиваются с ассортиментной, количественной, стоимостной, информационной и качественной фальсификацией.
Одна из самых распространенных подделок, которая осуществляется путем изменения наименования изделия — это ассортиментная фальсификация, например, на товарном ярлыке заявлено, что это платье, а фактически — юбка. Следует учитывать, что в соответствии с нормативной документацией, во — первых, есть определенный перечень наименований, отклонение от которого является незаконным, например, наименования «футболка» в стандартах не существует, это изделие называется «фуфайка», «рубашка» — мужской сорочкой или женской блузкой, «легинсы» называются «рейтузами», кофта — блузкой, джемпером или свитером — в зависимости от выполняемой функции и т. д. Во- вторых, для одинаковых по функциональному назначению изделий могут намеренно подменять наименования, например «пальто» — это швейная или трикотажная плечевая одежда, с разрезом или застежкой от верха до низа для ношения вне помещения и «полупальто» — укороченное пальто, отличаются они длинной. Причиной этого является ослабленное внимание к требованиям маркировки.
Несоответствие количества изделий в упаковке, накладной заявленному числу, а также линейных размеров готового изделия техническому описанию и маркировке относится к количественной фальсификации.
На швейные и трикотажные изделия в РФ по ГОСТ установлено два сорта: 1 и 2 сорт. При определении сорта швейных изделий учитывается соответствие основных линейных измерений, посадка изделия и качество пошива. Сорт для трикотажных изделий определяют в зависимости от наличия производственных пороков и внешнего вида полотна. Изделия, не соответствующие по внешнему виду образцу — эталону, считают не стандартными.
Так, например, в соответствии с ГОСТ 24103–80 «Изделия швейные. Термины и определения дефектов» существует такой дефект, как отклонение от формы деталей (элементов) швейного изделия — дефект в виде несоответствия формы или линейных деталей (элементов) швейного изделия установленному образцу. Есть определенные допуски для изделия, которые нормируются государственным стандартом и при их нарушении товар считается фальсифицированным.
А в соответствии с ГОСТ 1115–81 «Изделия трикотажные верхние. Определение сортности» существует такой швейно-производственный порок как, разная длина длинных рукавов разница между которыми может составлять не более 1 см для изделий 2 сорта. Превышение данных норм также является фальсификацией.
Так же часто встречается обман потребителя с помощью завышенных цен — это стоимостная фальсификация, исопровождается она фальсификацией качества изделий и информации. Это одна из причин роста цен, так как большинство розничных торговых предприятия гонятся за сверхвысокой прибылью, при этом необоснованно завышают цены. Торговые наценки составляют от 100 до 300 %.
В то же время для многих покупателей высокие цены могут служить определенным критерием хорошего качества, а необоснованно завышенные цены вводят в заблуждение.
Информационная фальсификация характеризуется обманом покупателя с помощью заведомо ложной или недостоверной информации о товаре. Так, могут искажаться данные о стране — поставщика, подлинность которых можно установить по штрих-коду, о фирме — изготовителе — по товарному знаку, о способах ухода — на товарном ярлыке.
Все чаще незаконно используют товарные знаки известных мировых производителей одежды или настолько похожие, что их легко перепутать, например, вместо известной спортивной марки «adidas», добавив одну букву получается «addidas» или же «Gucci» на «Guchi», «Cucci», разница может быть очевидна не сразу. В таком случае, производители фальсифицированных товаров могут отрицать факт подделки тем, что оригинальное имя не использовалось, при этом покупатель зачастую не знает, как точно выглядит искомый логотип, и опирается при покупке на смутно знакомую картинку.
Если бренд зарегистрирован в Роспатенте в виде товарного знака, то выпускаемый с несанкционированным использованием знака товар относится к контрафактному. Таким образом, контрафактные товары — это разновидность информационной фальсификации
При выборе одежды рядовой потребитель стоит перед дилеммой — отдать предпочтение качеству или цене. В ряде случаев предпочтение отдается качеству, в то время как цена продажи уходит на второй план. Слоган одной известной компании гласит: «О качестве помнят, даже когда цена забывается».
На рынке товаров также присутствует качественная фальсификация, для которой характерна подмена основных и вспомогательных материалов и фурнитуры другими, менее качественными материалами с более низкими потребительскими свойствами. Широко распространено изменение конструкции и технологии изготовления швейных товаров, а так же волокнистого состава тканей и трикотажного полотна.
Таким образом, предотвращение фальсификации швейных и трикотажных изделий является одной из наиболее актуальных проблем на современном рынке товаров и услуг. Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, ужесточить меры по выявлению фальсификации; вернуть в торговые организации товароведов как специалистов по идентификации и оценке качества товаров. Также с помощью средств массовой информации, издания соответствующей учебной и научно-популярной литературы ликвидировать потребительскую неграмотность населения по вопросам фальсификации и контрафакции продукции.
Литература:
- www.souzlegprom.ru — Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности «Создается межведомственный комитет по борьбе с контрафактом»;
- ГОСТ 1115–81 «Изделия трикотажные верхние. Определение сортности»;
- ГОСТ 12566–88 «Изделия швейные бытового назначения. Определение сортности»;
- ГОСТ 24103–80 «Изделия швейные. Термины и определения дефектов»;
- ГОСТ 17037–85 «Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения»