В данной статье рассматривается формирование экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве нашей страны, а также развитие экономики по рыночному типу, которая в свою очередь делится на определенные периоды.
Ключевые слова: экономика, хозяйство, рынок, экономические отношения, жилищно-коммунальная сфера
Технико-экономический прогресс обусловил рост внимания к человеческому фактору, т. е. воспроизводству человека в широком смысле слова, и, прежде всего, социальной триаде: «социальное государство», «социальная экономика» и «социальные предприятия». В этих условиях возникла необходимость в теоретическом осмыслении категории «качество жизни» и определения методов управления качеством жизни в обществе.
Изучение процесса реформ в жилищно-коммунальной сфере очень важно с позиций выяснения положительных и отрицательных тенденций в развитии экономических отношений между хозяйствующими субъектами данной сферы.
Изменение экономических отношений привносит в сущностную характеристику назначения и в призвание ЖКХ аспект наиболее полного удовлетворения человеческих потребностей через расширение спектра жилищно-коммунальных услуг, их качественного и количественного состава, технической и информационной совершенности, инновации и модернизации и, самое главное, с рыночных позиций, быстроты ответной реакции на запросы потребителей [1]. Исследование проблем функционирования экономики и финансов ЖКХ, в частности привлечения инвестиций, совершенствования тарифной политики, оплаты жилищно-коммунальных услуг и субсидирования населения ведется давно.
Развитие экономических отношений по рыночному принципу, на наш взгляд, имеет несколько этапов в зависимости как от рыночного «стихийного начала», так и от коренных преобразований, предпринимаемых государством посредством законодательного и нормативного порядка. Первый период рыночных реформ, когда произошел переход на новую систему оплаты, установления новых взаимоотношений между государством и гражданином. Что касается второго этапа реформ, которая начала свою работу с Подпрограмм, по ликвидации задолженности, развитию конкурентных отношений. И наконец, третий этап развития, который реализовал все эти программы, разработал механизм сферы ЖКХ, как в крупных городах, так и в сельских поселениях.
Однако, с нашей точки зрения, каковы бы не были хороши государственные программы различных уровней власти, они в достаточной мере не предусматривают объективных эволюционных моментов развития экономических отношений на данном рынке [2, с.27].
На сегодняшний момент развитие экономических отношений на данном рынке будет строится через систему «саморегулирования». Саморегулирование хозяйственной деятельности субъектов различных рынков — эффективный механизм регулирования профессионального рынка, внедряемый в Российской Федерации. Данная система саморегуляции профессиональных рынков была позаимствована из зарубежной практики.
Таким образом, на жилищно-коммунальном рынке уже существуют некоторые объединения, например в виде «Союзов ТСЖ». Однако это объединения, во многом созданные для защиты интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг. А вот вовлечение в данные объединения поставщиков жилищно-коммунальных услуг и иных заинтересованных участников жилищно-коммунального рынка и общественных институтов — это дело ближайшего будущего, над правовым регулированием деятельности которого стоит всерьез задуматься и детально разработать.
Литература:
- Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 2.02.2010 г. № 102-р. Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
- Кузнецов И. А., Колмаков А. Н. Некоторые основы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013.