Понятие социальной адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Демьяненко, Н. В. Понятие социальной адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении / Н. В. Демьяненко, Я. В. Ермакова, В. Н. Куровский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 942-944. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28060/ (дата обращения: 15.11.2024).



Поступление в высшее учебное заведение, а также процесс обучения в нем почти всегда связан с включением первокурсников, только вчера окончивших школу, в новую для них культурную и образовательную среду. Именно с этого момента начинается процесс социальной адаптации. Проблема адаптации в педагогической науке давно исследуется много и достаточно широко.Многочисленные исследования подтверждают, что успешность и эффективность процесса обучения зависит во многом от возможностей и способностей студента освоиться в новой среде, куда он попадает при поступлении в вуз. Успешное прохождение процесса адаптации закладывает фундамент, который является важной предпосылкой для дальнейших достижений студента. Успешная адаптация является одной из задач инновационного образования в России, о чем мы ранее писали в своей работе «К вопросу о содержании обучения профессиональному иностранному языку в техническом вузе в условиях инновационного образования (на примере ТПУ)». [1]

Сегодня проблема адаптации студентов имеет комплексный характер, являясь предметом изучения различных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, которая расположена на стыке различных областей знания.

Основными причинами обращения исследователей к этим проблемам стали осознание государством и обществом важности приобретения личностью адаптационного опыта именно в период обучения в вузе и потребностью использовать возможные ресурсы образовательных организаций в становлении личности будущего профессионала.

Задачи формирования социально активной личности, эффективно адаптирующейся в социуме, актуализированы многими нормативными актами, среди которых «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [2], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3], «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы» [4].

Для того, что правильно организовать процесс адаптации студентов к обучению в вузе, необходимо рассмотреть сущность понятий «адаптация студента» и «социальная адаптация».

Термин «адаптация» возник во второй половине XVIII в. В то время этот термин чаще всего трактовался как прямое и, главным образом, пассивное приспособление индивида к окружающей среде (лат. «adaptatio» — приспособление). Таким образом, складывались первые социологические трактовки процесса адаптации, которые отразились, в трудах таких ученых Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.

Г. Спенсер выдвигал позицию «крайнего адаптационизма». Суть этой позиции заключалось в том, что социальная адаптация понималась как процесс, в котором качества личности индивида приспосабливаются к внешним социальным отношениям. Индивида, успешно приспособившегося к условиям среды, при этом удовлетворив потребности жизни в социуме, Спенсер называл «предельным человеком». Этим он подчеркивал возможность полного приспособления индивида к социальным институтам и социальным отношениям. [5]

Позиция Э. Дюркгейма по проблеме социальной адаптации несколько отличалась от позиции Г. Спенсера. Э. Дюркгейм утверждал, что способность адаптации человека заключается в умении подчиняться социальным нормам среды и игнорировать такие проявления индивидуальности, которые противоречат этим нормам. По мнению Э. Дюркгейма, в противном случае имеет место ситуация дезадаптации, которая обозначалась им термином «патология». Согласно позиции Дюркгейма, единственным адекватным способом адаптации индивида, является усвоение им норм социальной среды и приспособление к этим нормам. Однако, в дальнейшем Э. Дюркгейм, немного изменил свою позицию, отмечая «не только принудительный характер социальных норм, но и их «желательность» для индивида». [5]

Общим моментом в позициях Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, является то, что в процессе адаптации признается доминирование среды над индивидом. В этом четко прослеживается идея приспособления индивида в качестве пассивного объекта внешнего воздействия. Интерпретации социальной адаптации Г. Спенсера и Э. Дюркгейма можно отнести как к социально-доминирующим, так как они не раскрывают позиции субъекта в процессе адаптации и не учитывают его индивидуальные качества и способности.

Противоположную точку зрения можно обнаружить в теоретических моделях, которые акцентируют внимание на том, внешняя среда подчинена индивиду. Такой подход определяют как личностно-доминирующий. Одним из первых, кто применил этот подход, был М. Вебер. Он подчеркивал актуальность личностного и субъективного в процессе социальной адаптации. В соответствии с концепцией «социального действия» М. Вебера, «каждый индивид может приспосабливаться к требованиям общества и его нормам посредством «согласия», либо отвергать и моделировать их в зависимости от собственных целей». [5] Другими словами, человек выступает как активный участник процесса адаптации, его действия являются осознанными, основанными на рациональном выборе способов его поведения. М. Вебер был первым, кто отметил такие характеристики индивида, как вариативность и целенаправленность его действий в процессе адаптации.

Таким образом, трактовки процесса адаптации, в которых индивид доминирует над средой, раскрывают адаптирующую целенаправленность субъекта. Но необходимо отметить, что не целесообразно рассматривать активность индивида отдельно от социальной среды.

Авторы некоторых концепций социальной адаптации предпринимали попытки «сбалансировать» объективное и субъективное в адаптационном процессе. В этих концепциях признается взаимное приспособление индивида и социальной среды, что предполагает, однако, автономность обеих сторон. Среди авторов этих «сбалансированных» концепций такие исследователи, как Э. Гидденс, Т. Парсонс, А. Н. Аверьянов, Л. Берталанфи, Р. Мертон и др. Такие трактовки позволяют проанализировать адаптационный процесс с двух сторон — с позиции среды как объекта процесса адаптации и с позиции индивида как субъекта адаптации.

Для изучения проблемы адаптации студентов к обучению в вузе необходимо определить, что несет в себе современный термин «адаптация».

В. Д. Цуркан, А. К. Гришанов под адаптацией студентов понимают процесс приведения в соответствие основных параметров личностных и социальных характеристик студента, а также приведение студента в состояние динамического равновесия с новыми условиями среды вуза как внешнего фактора по отношению к нему. [6]

Т. И. Ронгинская утверждает, что адаптация студентов — это достаточно сложный процесс перестройки психической деятельности, который проявляется в изменениях отдельных характеристик личности и взаимосвязей между ними. По мнению Т.И Ронгинской, важными являются изменения в различные периоды процесса адаптации. [7]

Таким образом, можно заключить, что адаптация — это динамический процесс, который включает в себя активность со стороны личности, определенным образом меняющий ее структуру. Необходимо также отметить, что процесс адаптации должен включать в себя совместную деятельность, как студентов, так и преподавателей и всего коллектива университета. Например, Томский политехнический университет проводит много различных мероприятий, реализующих такую совместную деятельность и способствующих более эффективной адаптации студентов, о чем мы писали в нашей статье «Профессиональный иностранный язык как инструмент интеграции выпускника российского вуз в международное образовательное пространство». [8]

Адаптацию студентовследует понимать как процесс приспособления студента к условиям образовательного процесса вуза, в результате чего студент становится субъектом новых видов отношений и деятельности и, таким образом, получает возможность оптимального выполнять свои функции. Это приспособление студента к новым условиям среды вуза, к новым видам деятельности. В основе процесса адаптации лежат противоречия между требованиями, которые предъявляются условиями новой среды вуза и готовностью студента к этим условиям на основе его предшествующего опыта.

Адаптация — это не простое приспособление к новым условиям, а противоречивый и сложный, процесс, который включает момент активности индивида и сопровождается определенными сдвигами в структуре его личности. Важнейшим педагогическим условием эффективной адаптации личности является формирование определенных способов поведения, позволяющих ей справляться с адаптационными трудностями и успешно овладевать новой деятельностью.

В заключении хочется отметить, что именно на первом курсе формируется отношение студента к учебе, к его будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже те студенты, кто отлично окончил среднюю школу, не сразу обретают уверенность в своих силах, поступив в высшее учебное заведение. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. Поэтому одной из важнейших задач педагогов и руководства вуза является такая организация учебного процесса, когда студент имеет возможность максимально оптимально адаптироваться к обучению в вузе, а значит и к будущей профессии. Как справедливо заметила И. А. Зимняя — «оптимальная адаптация студентов-первокурсников к жизни и учебе в вузе — залог дальнейшего развития каждого студента как человека и будущего специалиста». [9]

Литература:

  1. Демьяненко Н. В., Ермакова Я. В. К вопросу о содержании обучения профессиональному иностранному языку в техническом вузе в условиях инновационного образования (на примере ТПУ). Молодой ученый. 2010. № 3. с. 272–274.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.09.2010). — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=Law;n=90601
  3. Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р (ред. от 08.09.2010). — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902116523
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2014) [Электронный ресурс].Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148547
  5. История теоретической социологии. В 4-х т. Т.1 / Отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. М.: Изд-во. Канон+. ОИ Реабилитация, 2002.
  6. Гришанов Л. К., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов//Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. — Кишинев,1990 — с.29–41.
  7. Ронгинская Т. И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов.//Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. — Л., 1987–16 с.
  8. Демьяненко Н. В., Ермакова Я. В. Профессиональный иностранный язык как инструмент интеграции выпускника российского вуз в международное образовательное пространство. Молодой ученый. 2013. № 1. с. 334–336.
  9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. И. А. Зимняя. Изд. 2-е, доп., испр., и перераб. М.: Логос, 2002. 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, Спенсер, процесс адаптации, Российская Федерация, социальная среда, адаптационный процесс, высшее учебное заведение, инновационное образование, Профессиональный иностранный язык, совместная деятельность.


Похожие статьи

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе

Интеграция как процесс объединения определенных элементов разных видов учебной деятельности в единое целое при обучении младших школьников чтению

Исследовательская работа обучающихся как фактор их мотивации к учебному предмету

Применение технических средств обучения (ТСО) как основа формирования УУД при изучении иностранного языка в начальной школе

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников

Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса в начальной школе

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности

Социокультурный компонент в процессе обучения иностранному языку

Сравнительная характеристика субъектной позиции будущих педагогов, обучающихся в ссузе и вузе

Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении иностранному языку

Похожие статьи

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе

Интеграция как процесс объединения определенных элементов разных видов учебной деятельности в единое целое при обучении младших школьников чтению

Исследовательская работа обучающихся как фактор их мотивации к учебному предмету

Применение технических средств обучения (ТСО) как основа формирования УУД при изучении иностранного языка в начальной школе

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников

Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса в начальной школе

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности

Социокультурный компонент в процессе обучения иностранному языку

Сравнительная характеристика субъектной позиции будущих педагогов, обучающихся в ссузе и вузе

Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении иностранному языку

Задать вопрос