В статье представлен проект учеников 9 класса «Мы в интернет-безопасности».
Ключевые слова: интернет, безопасность, информационная угроза.
1 этап — выбор проблемы проекта
Современная жизнь — это открытое многополярное информационное общество, в котором присутствует множество разнонаправленной информации.
Сегодня Интернет играет большую роль в жизни человека, а так же оказывает огромное влияние на него. Пользователей Интернета с каждым годом становится все больше, а значит, что и число предлагаемых им Интернет — услуг растет. Обычный просмотр текста и мультимедиа уже не устраивает людей. В моду вошли сайты, где посетитель может активно взаимодействовать с остальными посетителями. И название им — социальные сети.
В Интернете представлены сайты, где все чаще стала появляться «вредная» информация, к которой можно отнести: призыв к войне; информация, возбуждающая социальную, расовую, информационную или религиозную ненависть и вражду; пропаганда ненависти, вражды и превосходства; распространение порнографии; посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей; рекламу (недостоверную, неэтичную, скрытую); информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей.
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что пристрастием к виртуальному общению в социальных сетях уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В нашей стране этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растёт. Возникает достаточно сложная проблема: неумение людей разобраться в потоках информации, выявить информационные угрозы и защититься от них — всё это делает человека уязвимым для различного рода манипуляций его сознанием, способствует социальной и личностной дезадаптации, уходу в виртуальную действительность. Зачастую, как мы можем отметить, происходит подмена нравственных ценностей.
Перед современным обществом встала задача, как и каким образом можно защитить граждан от негативного информационного влияния. И, конечно, подрастающее поколение, как наиболее уязвимое в силу своей психологической, социальной и физиологической незрелости нуждается в защите от информационного воздействия.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей — это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников. Именно поэтому мы ученики МОУ ОШ № 122 в данных условиях не можем остаться в стороне, и понимаем необходимость решения новых задач, которые перед нами возникли:
- Поиск эффективных путей полноценного развития детей в современных условиях неограниченного доступа к информации (телевидение, Интернет и т. д.).
- Поиск путей формирования информационного иммунитета, который проявляется в невосприимчивости личности к негативным информационным воздействиям, в умении выявить, идентифицировать угрозы, содержащиеся в информации и защититься от них.
- Организация профилактики Интернет — зависимости и охрана психологического здоровья школьника.
- Просвещение родителей об опасности воздействия агрессивной информации на психику ребёнка, формирования Интернет — зависимости и т. д.
Нашу творческую группу заинтересовал вопрос, какую роль социальные сети играют в жизни подростка. Мы решили разобраться в плюсах и минусах безопасного Интернет-общения.
Цель проекта — сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.
2 этап — Анкетирование
В современном законодательстве, регулирующем основы безопасного Интернета и защиту ребенка в кибер-пространстве регулируют следующие нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- Федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищѐнности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию) и др.
Гарантированную помощь в случае интернет-угрозы и интернет-насилия, можно получить по номеру всероссийского детского телефона доверия (8–800–2500015).
Изучив литературу, проведя социологические опросы учащихся и их родителей, организовав исследования на предмет формирования Интернет-зависимости у подростков получили следующие результаты.
На вопрос: «Что для Вас Интернет: общение в социальных сетях?» Подростки ответили, что, во-первых, это средство общения, во-вторых, это развлечение, а затем уже — средство просвещения, поиск информации (Приложение 1).
Для большинства подростков социальная сеть — это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения.
Большая часть подростков проводят много времени (в среднем 3 и более часов в день) в различных чатах и форумах, социальных сетях, что, по их мнению, расширяет их кругозор и мировоззрение (Приложение 2).
По мнению подростков, социальные сети помогают заменить общение, которого не хватает в реальной жизни. 48 % респондентов утверждают, что социальные сети делают общение более интересным и насыщенным (Приложение 3).
Естественно, это не очень хорошо, но многим непросто общаться в реальности. Иногда бывает так, что тебя не понимают или чувствуешь себя одиноко, а в Интернете находишь людей, у которых с тобой одинаковые взгляды, интересы и жить становится легче! И, вообще, все современные подростки должны иметь свою страничку в какой-нибудь социальной сети. Это модно и престижно (только 4 % от всех респондентов не пользуются социальной сетью) (Приложение 4).
В среднем, каждый подросток в школе зарегистрирован в 2-ух и более социальных сетях.
Активное пользование Интернетом, как средством общения, начинается с 11,5 лет.
Рейтинг социальных сетей учеников МОУ ОШ № 122 (Приложение № 5).
- ВКонтакте — 91 %;
- Mail.ru — 38 %;
- Одноклассники — 35 %;
- Facebook — 33 %;
- Twitter — 25 %.
Есть и те, для кого Интернет — это незаменимый помощник для получения знаний. Одним нажатием клавиши, ты получаешь информацию, на поиски которой мог бы потратить «кучу» времени. А тут всё как на ладони: любая энциклопедия, справочник, редкая или дорогая книга, которую возможно ты никогда и не купил бы.
Опасность, вред социальных сетей подростки видят в проявляющейся Интернет — зависимости, недостатке времени на живое общение, снижении успеваемости, нарушении зрения. Четвёртая часть опрошенных подростков не знает, в чем опасность, не видят вреда (Приложение 6).
Влияет ли Интернет на здоровье подростка? Мнения респондентов разделились. Около 56 % считают, что Интернет влияет на здоровье, а 42 %, что нет, затрудняются ответить 2 % опрошенных (Приложение 7).
Интернет не ограждает подростков от негативной информации, которой 13 % учащихся интересовалось.
Среднестатистический портрет подростка — школьника, который посещает социальные сети, выглядит так: пользуется Интернетом с целью поднять себе настроение, просто успокоиться, избавиться от скуки. Проводит за компьютером 2 часа в день, а по выходным до 8 часов.
Скрывает от родителей своё увлечение, содержание переписки, страничку в сети. Раздражения и усталости не чувствуют, если долго не посещает социальную сеть.
Ощущение недостатка времени, желание «посидеть» подольше в сети 50 % опрошенных ответило — не испытывает и 50 % — испытывает (Приложение 8).
Упрёки и запреты родителей на то количество времени, которое проводят подростки в сети большинство (75 %) слышат иногда.
А 25 % опрошенных подростков утверждают, что родители никогда не ограничивали и не контролировали их деятельность в Интернете (Приложение 9).
Родители не видят большого вреда в постоянном общении своих детей в социальных сетях. Более 55 % опрошенных родителей не интересуются, с кем общается их ребёнок, какую информацию он ищет в социальных сетях, объясняя свою позицию чувством доверия к выбору и поведению своего ребёнка (Приложение № 10).
Как видим, сами родители плохо информированы об опасностях информационного воздействия на психологическое и физическое здоровье подростка, формирования Интернет-зависимости.
Присутствие социальных сетей в жизни современного подростка неизменная, признанная реальность. Она имеет, как всё, что создано руками человека, свою положительную и отрицательную сторону. Новые технологии рождают и новые болезни. Интернет-зависимость одна из них. А человек, имеющий пагубную привычку, нарушения поведения не является психологически здоровым, а значит, и счастливым.
Комплексное решение рассмотренных задач информационной безопасности со стороны семьи и школы позволяет значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку. Поэтому, обеспечение информационной безопасности обучающихся стало одним из первоочередных направлений работы.
3 этап — предложения (план) реализации проекта
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.
Современный мир плотно насыщен разного рода технологиями, а так же новыми открытиями в различных сферах жизнедеятельности. Мы являемся непосредственными участниками всего, что нас окружает, и соответственно каким-либо образом взаимодействуем, как между собой, так и между предметами и процессами происходящими вокруг нас. Немалый вес имеет и информация, которая все больше и больше заполняет современный мир, а вместе с ним и общество. Мы ее получаем, накапливаем, обмениваемся ей, именно она источник наших знаний, на ее фоне формируются наше мнения на какие-либо процессы или события, именно она является одним из важнейших компонентов формирующих современное общество.
Понятие «информационная безопасность» сегодня трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле — это информационная безопасность человека, общества и государства. В узком смысле — это безопасность самой информации и каналов ее приема (передачи).
В нашем же случае, мы больше будем ориентированы на рассмотрение вопросов связанных с обеспечением информационной безопасности личности.
Личность, как ключевой элемент социума наиболее подвержена различным социальным опасностям, поэтому понимание безопасности в контексте соотношения интересов личности, общества и государства предполагает рассмотрение информационно-психологической безопасности как аспекта общей проблемы.
Хотелось бы уделить большее внимание вопросам воспитания, как в школе, так и дома.
В рамках проекта планируется провести следующие мероприятия:
- Анкетирование;
- Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»;
- Проведение компьютерной игры для младших школьников;
- Проведение внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет»;
- Разработка страницы школьного интернет-сайта «Дети в Интернете» vlg.dnevnik.ru/oschool122.
4 этап — реализация проекта
- Анкетирование.
Для изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков была разработана анкета, позволяющая проанализировать современную ситуацию в школьной среде.
Анкетирование проводилось в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде (Приложение 1).
- Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»
Работе круглого стола предшествовала предварительная подготовка обучающихся по предложенной тематике. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся.
Вопросы для обсуждения:
- Для чего нужен Интернет?
- Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их можно снизить?
- Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?
- Как защититься от мошенничества в сети Интернет?
- Что такое безопасный чат?
- Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
- Как вы можете обезопасить себя при пользовании службами мгновенных сообщений?
При подведении итогов круглого стола обучающимся были предложены правила поведения в сети Интернет (Приложение 3).
- Проведение компьютерной игры для младших школьников.
В рамках классного часа или урока информатики (окружающего мира) с обучающимся 2–4 классов проведена компьютерная игра о правилах поведения в сети Интернет «Прогулка через ИнтерНетЛес» (http://www.wildwebwoods. org/popup. php? lang=ru), где в игровой форме показано какие опасности могут встречаться при работе в сети Интернет, рассказано о сетевом взаимодействии и об этикете, а также о защите прав детей.
- Проведение внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет».
Сказку подготовили силами обучающихся 5–6, 9 классов и представили ее обучающимся начальной школы.
При разработке сценария внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет» значимую роль играет сами ведущие, так как именно от них зависит своевременность и актуальность представленного материала. Обсуждение сказки позволило младшим школьникам определить собственную позицию организации работы в сети Интернет. По окончании внеклассного мероприятия обучающимся раздавались памятки с семью золотыми правилами работы в сети Интернет (Приложение 4).
В некотором царстве, Интернет — государстве жил-был Смайл-царевич-Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом. И была у него невеста — прекрасная Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал её царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста.
Не покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-паутина всё-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал — да делать нечего: надо спасать невесту.
Собрал он рать королевскую-СоцОбразову — дружину дистанционную и организовал «Регату» премудрую. Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального. И придумали они «Семь золотых правил безопасного поведения в Интернет», сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту искать.
Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети знакомств-зазывалок русалочьих… Как же найти-отыскать Смайл-царевну?
Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого трёхуровнего, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый уровень попадёшь — времени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься — от родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшь — имя своё забудешь.
И понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту.Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного! Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл-царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в обьятия своего суженого. Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: «Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!» (Приложение 14).
- Разработка страницы школьного интернет-сайта «Дети в Интернете» vlg.dnevnik.ru/oschool122.
Размещение официальных документов, разъяснения проблемных ситуаций, законодательная база, телефоны доверия правозащитных организаций в регионах России, и многое другое вы найдёте на этой странице.
Выводы
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем».
Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.
В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.
Реализация проекта с обучающимися велась в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено(2–4 класс), среднее (5–9 класс).
На каждом этапе применялись специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.
Формирование навыков информационной безопасности и культуры осуществляется не только на уроках информатики, но и на других предметах (например, обществознания и т. д.), а также и во внеурочной деятельности.
В рамках проекта проведены следующие мероприятия:
- Анкетирование;
- Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»;
- Проведение компьютерной игры для младших школьников;
- Проведение внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет»;
- Разработка страницы школьного интернет-сайта «Дети в Интернете» vlg.dnevnik.ru/oschool122.
Итак, на сегодняшний день, вопрос об обеспечении информационной безопасности стоит наиболее остро. Ни для кого не секрет, что информация, сегодня, имеет куда больший вес, чем в прежние времена, и от того какую информацию мы выбираем для себя истинной напрямую зависит уровень информационной безопасности и безопасности личности в целом. Подростки менее защищены в данном плане, именно поэтому тема обеспечения информационной личности подростка востребована реальностью. Только грамотная и слаженная работа всех социальных институтов способна воспитать личность безопасного типа.
Приложение 1
Социологический опрос «Мы вИнтернет-безопасности»
Приложение 2
Социологический опрос «Мы винтернет-безопасности»
Приложение 3
Социологический опрос «Мы винтернет-безопасности»
Приложение 4
Социологический опрос «Мы винтернет-безопасности»
Приложение 5
Социологический опрос «Мы винтернет-безопасности»
Приложение 6
Социологический опрос «Мы винтернет-безопасности»
Приложение 7
Социологический опрос «Мы винтернет-безопасности»
Приложение 8
Социологический опрос «Мы винтернет-безопасности»
Приложение 9
Социологический опрос «Мы винтернет-безопасности»
Приложение 10
Социологический опрос «Мы винтернет-безопасности»
Приложение 11
Анкета
Класс _______________
- Есть ли дома компьютер?
- Есть ли дома Интернет?
- Сколько времени проводишь за компьютером?
- Какие средства для общения в Интернете ты знаешь?
- Общаешься ли в Интернете с друзьями?
- Какими средствами общения в Интернете ты пользуешься?
- Пользуешься ли электронным ящиком?
- Есть ли у тебя блог или живой журнал?
- Посылаешь ли электронные открытки?
- Знаешь ли ты правила сетевого этикета?
- Какие опасности могут подстерегать тебя в Интернете?
- Разговаривал ли ты с родителями о Сетевом этикете, о правилах поведения в сети?
Приложение 12
Кодекс правил поведения винтернете для детей
- Не афишировать всем подряд свой возраст. Маленький пользователь киберпространства Интернета нередко привлекает внимание мошенников, которые знают, что ребёнок более доверчив, легче идёт на контакт, не умеет распознавать обман.
- Не указывать свой домашний адрес, не объявлять, когда родителей нет дома. Кому действительно надо — знают. Незнакомым сообщают такую информацию просто небезопасно.
- Не давать свой номер телефона. Ни домашнего, ни мобильного. Опять таки, кому надо — знают.
- Не выкладывать в общий доступ свои фотографии и фотографии друзей. Есть риск того, что их могут использовать злоумышленники.
- Не сообщать свои пароли никому. Человек любого возраста имеет право на неприкосновенность личной информации. Никто (даже родители и учителя) не имеют право требовать пароли от тех или иных ресурсов, которыми пользуется ребёнок. Тем более незнакомцы.
- Не верить всей и сразу информации, получаемой в киберпространстве. Исторически так сложилось, что «доверяй, но проверяй». Киберпространство — не только кладезь полезной информации, но и помойка человечества, об этом надо помнить всегда. Анализировать. Взвешивать. Думать.
- Не скачивать всё подряд. Это банально опасно. Вирус в скачанных файлах может нанести ощутимые «повреждения» компьютеру, а «негативная информация» в них же — ощутимый (не заметный) вред психике.
- Не нарушать авторские права. Любая информация, которую мы нашли в киберпространстве, наверняка имеет автора. Правило простое: указать источник (автора) информации.
- Не удалишь из Интернета навсегда. Если раньше говорили, «что написано пером — не вырубишь и топором», то эта присказка на все 1000 % про современное киберпространство. Опубликовал — не удалишь навсегда никогда.
- Не оскорбляй. Современный Интернет очень агрессивен. В первую очередь потому, что большинство пользователей считает, что их поведение безнаказанно. Не уподобляйся им. Будь выше.
- Не бойся того, что происходит в Интернете. Самое просто и самое сложное правило. Неизведанность нередко порождает возбуждение и страх. Возбуждение нарастает. Страх порождает ещё больший страх. Не бойся, но и не доверяй сразу всему, что происходит в Интернете.
При соблюдении этих 11 правил киберсоциализация будет более безопасна. И не только киберсоциализация детей.
Приложение 13
Круглый стол «Основы безопасности всети Интернет»
Правила работы всети Интернет
- Не входите на незнакомые сайты.
- Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
- Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
- Никогда не посылайте никому свой пароль.
- Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
- При общении в Интернет не указывать свои личные данные, а использовать псевдоним (ник)
- Без контроля взрослых ни в коем случае не встречаться с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
- Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
- В настоящее время существует множество программ, которые производят фильтрацию содержимого сайтов. Между членами семьи должны быть доверительные отношения, чтобы вместе просматривать содержимое сайтов.
- Не всей той информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
- Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране.
- Опасайтесь подглядывания через плечо.
- Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.
Приложение 14
Памятка для обучающихся начальной школы
- Всегда помни своѐ Интернет — королевское имя (e — mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!
- Не поддавайся ярким рекламам — указателям и не ходи тропками, путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!
- Если пришло письмо о крупном выигрыше — это «неправда: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно участвовать в полезных обучающих проектах — в «Регате.».., например!
- Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!
- Если хочешь дружить с другими царствами — государствами, изучай полезные социальные сервисы Web 2.0: они помогут тебе построить «Мой королевский мир», свой царский блог, форум для глашатаев важных — друзей званных!
- Не забывай обновлять антивирусную программу — иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер!
- Не скачивай нелицензионные программные продукты — иначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!