В статье рассмотрена краткая история кооперации России.
Ключевые слова: кооперация, кредитная кооперация, сельская кредитная кооперация.
Как особая форма потребительской кооперации, кредитный кооператив строит свою деятельность на принципах кооперативной философии и кооперативной демократии. Основоположниками кооперативной философии считаются Роберт Оуэн, Шарль Фурье, Луи Блан. Они объясняли экономические преимущества кооперации как хозяйственной формы и считали ее организацией будущего, лишенной противоречий и недостатков мира капиталистической конкуренции. Пионерами кооперации стали ткачи английского города Рочдейл, создавшие в 1844 году первый в мире потребительский кооператив.
Их опыт упал на плодородную почву Германии, где Герман Шульце (1808–1883) в 1850 году в прусской деревне Делич создал “ссудную ассоциацию”. Движение Шульца-Делича получило достаточно широкое распространение. Уже в 1859 году в двух германских провинциях насчитывалось 183 кооператива, объединяющих более 18 тыс. пайщиков. К 1913 году в этом движении насчитывалось 3599 кооперативов. Кооператоры ассоциаций Шульца-Делича продолжали совершенствовать и конкретизировать общие принципы. В частности, существенно ими конкретизирован принцип распространения просвещения.
Примерно в это же время начинает разворачивать свою деятельность Фридрих Вильгельм фон Райффайзен (1818–1888). В 1849 г. он организовал первый кооператив, а в 1864 г., будучи мэром Хеддесдорфа, открыл «Хеддесдорфское общество благосостояния». В 1876 им был создан Рейнский банк сельского кредита, выполняющий в известной мере функции Центробанка, объединяющий деятельность разрозненных кооперативов в национальное Движение. В результате этого темпы роста Райффайзеновского движения, скромные на первом этапе, резко увеличились. В год смерти Райффайзена в Германии действовало уже 425 обществ, а к 1912 году их число превысило 8000.
Сегодня Движение Райффайзена охватывает 900 000 кооперативов, примерно 500 млн. пайщиков, ведущих работу почти в 100 странах мира. Райфайзен и Шульце-Делич сыграли огромную роль в формировании кооперативного движения, разработке и распространении принципов кооперативной философии и поведения. Эти принципы сохраняют свое значение до настоящего времени, став основой идеологии всего современного кооперативного движения и таких его организаций, как Международный кооперативный альянс и Всемирный совет кредитных союзов.
Развитие кредитной кооперации в России требовало её легитимизации и правового регулирования. В 1895 г. Департаментом по делам учреждений мелкого кредита было утверждено «Положение об учреждениях мелкого кредита», а в 1904 г. оно приобрело новую редакцию, и было дополнено правом открытия земских касс мелкого кредита. Известные далеко за пределами своей страны российские теоретики кооперативного движения Кропоткин П. А., Туган-Барановский М. И., Чаянов А. В., Кондратьев Н. Д. внесли неоценимый вклад в разработку общей теории кооперативного движения и становления кредитной кооперации в России.
Движение кредитной кооперации в России было настолько мощным, что 1 января 1912г. начал свою деятельность Московский народный банк, выпустивший 4000 акций на сумму 1 млн. руб., а учредителями этого банка выступили:
2368 кредитных и ссудосберегательных товариществ;
499 потребительских обществ;
115 земских касс и сословных учреждений мелкого кредита;
46 обществ взаимного кредита;
127 артелей;
59 обществ и касс взаимопомощи.
В 1916 г. в Российской империи насчитывалось уже более 16 тысяч кредитных кооперативов с общим числом пайщиков более 10 млн. [1] В начале ХХ века Россия занимала ведущее место в мире по численности кредитных кооперативов и числу пайщиков. В ходе первой мировой войны и, особенно, в период революционных преобразований Движение кредитных союзов было радикально подорвано, однако существовало вплоть до 30-х годов.
Ликвидация в 1931г. сельскохозяйственной кредитной кооперации и её основы — крестьянских хозяйств, явилась одной из причин низкой эффективности сельскохозяйственного производства и кредитования сельскохозяйственных предприятий в стране. Потери стимулов к труду у работников сельскохозяйственных предприятий, сокращение стимулирующей роли кредита, сказалась на общем низком уровне сельскохозяйственного производства в стране по сравнению с развитыми странами мира.
Возрождение Движения кредитной кооперации в России началось в начале 90-х годов 20 века. Оно было связано с обострившейся для села проблемой кредита и необходимостью спасения сельского хозяйства при стремительно растущей инфляции.
Стартовой точкой легитимизации сельских кредитных кооперативов в современной России стало принятие ГК РФ, где ст.116 предполагалось возможность их создания как разновидности потребительского кооператива. Далее был принят Федеральный Закон «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. 11.06.2003г. № 183-ФЗ), который определил, что кредитные кооперативы организуются для кредитования и сбережения средств членов кооператива (ст.4, п.8 и ст.40) [2]. Однако этот закон не охватывает весь спектр вопросов о сельскохозяйственной кредитной кооперации. Поэтому законодательные органы РФ разрешили региональным властям принимать собственные законодательные акты, регулирующие деятельность сельскохозяйственных кредитных кооперативов.
Кредитные кооперативы — это добровольные объединения физических и юридических лиц на основе членства. Их создание основано на общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой другой общности с целью сбережения их собственных денежных средств посредством взаимного кредитования; этим понятием обобщен опыт российских кредитных кооперативов и мировой опыт деятельности подобных организаций, отразивший философию движения кредитных кооперативов.
Сущность сельскохозяйственной кредитной кооперации проявляется в том, что она является одной из форм сельскохозяйственной кооперации, связанной с добровольным объединением сельскохозяйственных товаропроизводителей или физических лиц в особое хозяйственное образование — кредитный кооператив с целью формирования доступной и надежной системы кредитования своей деятельности [3].
Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов и их союзов, составляющих сельскохозяйственную кредитную кооперацию РФ, определяет Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ от 08.12.1995 года.
Кредитный кооператив создается и осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
добровольность вступления в кредитный потребительский кооператив граждан;
свобода выхода из кредитного потребительского кооператива граждан независимо от согласия других членов кредитного потребительского кооператива граждан;
равенство прав и обязанностей всех членов кредитного потребительского кооператива граждан независимо от размеров паевых взносов при принятии решений;
личное участие членов кредитного потребительского кооператива граждан в управлении кредитным потребительским кооперативом граждан.
Кредитный кооператив может быть создан не менее чем пятью физическими лицами и (или) не менее чем двумя юридическими лицами, если иное не установлено федеральными законами. Государственная регистрация кредитного кооператива осуществляется в порядке, определенном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Кредитный кооператив считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Как любой другой хозяйствующий субъект, являющийся юридическим лицом, кредитный кооператив должен иметь устав.
При осуществлении своей деятельности кредитный кооператив не вправе:
предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива;
выступать поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц;
вносить свое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов;
выпускать эмиссионные ценные бумаги;
покупать эмиссионные ценные бумаги, за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг, осуществлять иные операции на фондовых рынках.
Кредитный кооператив может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению его уставных целей и соответствует этим целям.
В связи с тем, что кредитные кооперативы имеют право создавать союзы и вступать в ассоциации, ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. От 03.11.2006 № 183-ФЗ) строго определил регламент их создания или вступления.
В новой, реформируемой России судьба кредитной кооперации складывается пока что достаточно сложно. Причинами тому — недооценка государственной властью роли кооперации вообще, кредитной в особенности, в развитии рыночных отношений в стране, непонимание того факта, что любое рыночное хозяйство в первую очередь зиждется на огромной массе средних и мелких, а отнюдь не крупных предпринимателей, и именно средний слой формирует социальную среду, являющуюся необходимой для государственной политики по реформированию общества; несовершенство действующего в России законодательства, препятствующее вхождению кредитной кооперации в существующее правовое поле; наконец, сильное противодействие коммерческих банков, не желающих видеть в кредитных кооперативах достойных конкурентов.
Между тем, более пристальное внимание к кредитной кооперации со стороны государственной власти, а также ее заинтересованность и содействие в этом важном деле позволили бы:
хозяйствующим субъектам и населению российской провинции и малых городов обрести столь необходимый для них социально-экономический, политический и культурный статус в формирующейся отечественной рыночной экономике, возродить чувство хозяина, утраченное в командно-административной системе, поднять престиж крестьянского труда;
постепенно формировать сельский рынок товаров, труда и капиталов, остановить процесс натурализации обмена, унизительного и грабительского для села бартера, освободиться от ростовщических пут коммерческих банков;
на основе подъема производства фермерских и других хозяйств существенно снизить зависимость страны от импорта продовольствия, сельскохозяйственного сырья и другой продукции.
Следует заметить, что поскольку кредитная кооперация как разновидность кооперации вообще основывается на принципах самоуправления, взаимной ответственности по обязательствам и взаимной помощи, то масштабных материальных, финансовых и других затрат от государства она не потребует.
Прежде всего, от государства требуется решительность и последовательность законодателя, который принятием соответствующего закона открыл бы путь ее развитию. При этом, учитывая большие пробелы в действующих законах, следовало бы руководствоваться процедурами, отработанными мировой юридической практикой: с принятием очередного закона вносить, по возможности, в максимальном объеме изменения, дополнения, поправки в другие нормативные акты.
Хотя российские кредитные кооперативы еще очень малочисленны, не столь мощны по сравнению с другими кредитными организациями, уступая последним в финансовом, материально-техническом отношении, кадровом обеспечении, все же есть основания утверждать, что их ожидают неплохие перспективы. Во-первых, они оказались надежными и достаточно устойчивыми структурами в условиях общеэкономического спада и острого банковского кризиса. И объясняется это вовсе не тем, что к начальной фазе банковского кризиса кредитные кооперативы еще не успели интегрироваться в систему российских финансовых рынков.
Процесс формирования общенациональной системы кредитной кооперации сталкивается с определенными трудностями. Они обусловлены несовершенством правовой базы деятельности, отсутствием государственных органов регулирования, недостаточным вниманием к проблемам сельской кредитной кооперации федеральных и региональных органов власти. Большие надежды в деле развития сельской кредитной кооперации представители малых форм аграрного бизнеса связывают с началом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Для успешного становления кредитной кооперации необходима система мер государственного регулирования. В современной России государство как гарант не только политической, но и социально-экономической стабильности бытия своих граждан должно содействовать развитию таких форм хозяйствования, как кооперация. При совершенствовании системы кредитной кооперации государственным органам требуется обратить особое внимание на: формирование законодательно-правовой и нормативной базы, которая способствовала бы развитию кредитных кооперативов и регулировала бы (при необходимости) порядок их лицензирования; становление системы аудита и улучшение стандартов работы кредитных кооперативов; приведение налогообложения в соответствие с некоммерческим характером их деятельности; обеспечение материальной (в том числе финансовой) поддержки для пополнения кооперативных ресурсов.
Литература:
- Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.
- Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ от 08.12.1995 года. Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Федеральный закон РФ «О потребительской кооперации в РФ» от 11.07.1997 N 97-ФЗ. Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2006 г. № 70 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2006 году членами этих кредитных кооперативов».