Развитие личности — это процесс раскрытия качеств человека, во время которого происходит переход от простого к сложному, от несовершенного к совершенному. Проблемы интеллектуального, нравственного и социокультурного развития личности заставили открыть поиски новых форм развития творческого потенциала воспитанников.
Философы Ф. Бекон, И. Кант и Т. Мор за годы своей работы смогли открыть внутренний резерв человека, его врожденные возможности. Психологи Л. С. Выготский, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн определили природные свойства человека, а именно специфические способности и творческий потенциал. Исследователи В. И. Андреев, Л. С. Илюшин, М. С. Каган, А. В. Кирьякова, В. Г. Рындак долгое время изучали изменения привычного взгляда на объекты и области знаний. Все они доказали, что при правильном подходе и выборе метода развития личности можно достичь поставленных целей.
Цель каждого современного образовательного учреждения, в том числе и Севастопольского президентского кадетского училища, заключается в том, чтобы находить и развивать творческий потенциал ребенка, формировать его личность, которая в дальнейшем будет способна к самоопределению и самоусовершенствованию. Задача педагогов заключается в том, чтобы правильно организовать учебную деятельность, во время которой каждый кадет захотел бы сам получать определенные знания и навыки, самостоятельно находить пути решения проблем. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня или к профессии, специальности и направлению подготовки в сфере образования. Развивать творческий потенциал воспитанников можно с помощью внеурочной деятельности.
Главная задача такой деятельности заключается в возможности обнаружить способности и задатки у кадет и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность.
Формы внеучебной деятельности могут быть разными: читательские конференции, клубы, кружки и секции, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы и т. д. Чтобы привлечь кадет к внеурочной деятельности педагоги применяют следующие репродуктивные методы:
- Метод стимулирования. Стимуляция дает возможность развивать у воспитанника интерес к определенным занятиям.
- Метод соревнования. Стремление к первенству, приоритету и самоутверждению есть в каждом человеке и, особенно у молодых людей.
- Метод поощрения. Поощрение является сигналом об успехе, в нем содержится общественное признание и уважение.
К основным задачам внеурочной деятельности относятся:
повышение влияния педагога на жизнь воспитанников в свободное время;
организация общественно-полезной деятельности учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания;
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей, обучающихся к различным видам деятельности;
помощь в поиске «себя»;
создания необходимых условий для индивидуального развития;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт взаимодействия и сотрудничества с обществом;
воспитание культуры досуговой деятельности воспитанников. [1]
Таким образом, с помощью внеурочной деятельности можно сформировать интерес кадета к определенной тематике, а в последующем создать ситуацию, в которой он сможет задействовать полученные знания и получит новые навыки.
Одними из основных задач реализации основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) является: «Выявление и развитие способностей обучающихся…, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности. [2]
Говоря иначе, современное образование должно содействовать тому, чтобы воспитанники научились активизировать свой творческий потенциал. В связи с этим в настоящее время вопросы формирования творческого потенциала личности в процессе школьного образования становятся актуальными.
Творческий потенциал личности уже долгое время является предметом исследований. Многие ученые стремятся найти «теорию творчества» и успешно внедрить ее в жизнь. На данный момент проблема творчества является одной из самых актуальных и требует кардинальных доработок. Указывая на влияние социальной среды, ученые не отодвигают на второй план и биологическую природу человека. Они считают, что она также влияет на процесс развития личности воспитанника. Биологическая сущность человека проявляется в природной способности к развитию, определенным врожденным задаткам и предрасположенности к одному из видов деятельности.
Существенно влияющим фактором в развитии личности кадет является воспитание. Правильно организованное и целенаправленное обучение позволяет развивать у кадет определенные задатки еще с раннего возраста. Понятие «творчество» включает в себя деятельность человека, которая приносит новые материальные и духовные ценности. В результате такой деятельности создается что-то новое, чего ранее не было.
Доктор психологических наук Ю. Н. Кулюткин особое внимание уделил анализу личности обучающихся. Особенно он подчеркнул важность формирования в ходе обучения такого качества личности, как творческий потенциал.
Кулюткин считал, что творческий потенциал человека является системным образованием личности и такая система характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития. [3]
Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Т. Г. Браже определил творческий потенциал как совокупность знаний, умений и убеждений человека. По мнению Браже именно наличие данных качеств позволяет в дальнейшем строить и регулировать человеческую деятельность, формировать открытость ко всему новому, вырабатывать высокую степень развития мышления, мыслительную гибкость, оригинальность, способность быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности.
Творческий потенциал воспитанников представляет собой качество характера, которое имеет системную организацию и сложную структуру со стороны целостного понимания личности.
В творческий потенциал входит:
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познавательной деятельности;
освоение сложных понятий и универсальных учебных действий;
владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. [4]
Во многом развитие творческих способностей кадет зависит и от самовоспитания. Самовоспитание — это процесс усвоения человеком определенных навыков и способностей, которые появляются в результате внутренних душевных факторов, обеспечивающих дальнейшее развитие личности. Воспитание и самовоспитание являются двумя сторонами одной медали. То есть, одно без другого просто невозможно. Самовоспитание дает кадету возможность самообразовываться, усовершенствовать свои навыки и способности, что естественно, отражается и на творческой деятельности. Самовоспитание так же позволяет формировать установки, полезные для человека и общества. Со стороны педагогики понятие «самовоспитание» описывается как внутренний мир человека, где мы самостоятельно задаем направление своих действий и мышлений.
Правильное взаимодействие педагога с кадетами и создание комфортного педагогического процесса являются воспитательным воздействием, которое лишь частично оказывает влияние на развитие личности кадета.
Педагогическая задача в развитии личности воспитанника заключается в том, чтобы:
научить его правильно воспринимать окружающий мир и осознавать работу собственных психических процессов;
побуждать к взаимодействию с обществом;
вызывать желание к самовоспитанию и самоусовершенствованию. [5]
Самовоспитание и самоусовершенствование позволяет целенаправленно формировать и развивать определенные качества и способности.
Творческая деятельность может быть разделена на:
массовое творчество — творчество миллионов;
коллективное творчество — группы, бригады, коллективы;
индивидуальное творчество — работа одного человека.
Творчество — это непрерывное движение. В нем нет постоянства, есть подъемы, застои и спады. Высшей точкой творчества является вдохновение.
В Сев ПКУ развитие творческих способностей кадет осуществляется в процессе подготовки и участия в различных мероприятиях каждого из направлений внеурочной деятельности.
Учителями, воспитателями и педагогами-организаторами задействуются разные методы и формы развития личности кадет, формируется их творческий потенциал.
Внеурочная работа в нашем училище направлена на раскрытие творческих способностей каждого кадета. Принимая активное участие во внеурочных мероприятиях, воспитанник имеет возможность развить свои способности, ощутить свою уникальность и востребованность, самобытность и неповторимость. Конечно, это очень серьёзная и ответственная работа. Но её процесс и результаты приносят радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.
Литература:
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010/
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897ФЗ. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [Сайт]. — http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1897.pdf/
- Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личнсти. Ценностно-смысловой анализ. — СПб. СПбГУПМ, 2001.
- Браже Т. Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 1996
- Петровский А. В. Психология развивающейся личности.1987. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб. Изд-во «Питер», 2000.