This article explores the role of single-parent families in the prevention of deviant behavior of modern teenagers, as well as presents the directions of the teacher-psychologist with teenagers who are brought up in single-parent families.
Keywords: incomplete family, modern teenagers, deviant behavior prevention.
Актуальность проблемы развития девиантного поведения подростков из неполной семьи связана с двумя обстоятельствами, вышедшими на первый план в условиях современного социально-экономического развития страны. Прежде всего, это рост количества неполных семей, что объясняется высоким процентом разводов среди молодых пар. Достаточно часто один из родителей (чаще всего отец) живет и работает вдали от семьи, поэтому воспитанием ребенка занимается одна мать. Рост числа неполных семей говорит об увеличении количества подростков группы риска, поскольку исключение подростка из системы семейных социальных связей чаще всего чревато в будущем тем, что он не сможет создать семью в будущем. Социальный аспект данной проблемы заключается в том, что меры поддержки неполной семьи на государственном уровне в Российской Федерации практически отсутствуют, за исключением неимущих семей. При этом отношение окружающих к неполной семье чаще всего имеет негативный оттенок, поскольку считается, что дети из неполной семьи чаще других подвержены различным формам асоциального поведения.
Другой аспект актуальности рассмотрения данной проблемы заключается в быстром росте количества подростков с девиантным поведением. В отличие от своих сверстников из полных семей, подросткам, воспитывающимся в неполной семье, сложнее сформировать механизмы психологической защиты от негативного влияния среды, так как воспитательный потенциал неполной семьи снижен. В то же время работа по предотвращению девиантного поведения подростков из неполной семьи в школе ведется недостаточно, а необходимость особого подхода к решению их проблем игнорируется [4]. Проблема развития девиантного поведения у подростков из неполных семей изучается в исследованиях М. Ю. Бурыкиной, К. Б. Зуева, О. Е. Смирновой, В. С. Собкина, Н. С. Фонталовой и др.
В настоящее время важное значение в профилактике девиантного поведения детей и подростков приобретает изучение воспитательного потенциала семьи, особенно, в неполной. «В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и другие возможности «социального участия» семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку» [1, c.84].
«Анализ источников по проблеме семейного воспитания позволяет утверждать, что семья является первоосновой общества, где происходит самопознание и формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность его личности, реализуются потребности ребенка в любви, общении, активности, складывается мотивация поведения ребенка, происходит его первичная социализация, приобретаются и осваиваются духовно-нравственные ценности» [2,C.9]. Любые нарушения в семье приводят к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы негативных ценностей, асоциальных установок и т. п. [3].
Неполная семья образуется вследствие развода супругов, рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. Чаще в такой семье родителем является мать, а не отец. Неполная семья, возникшая вследствие развода, с точки зрения ее воспитательной функции наиболее уязвима. Развод и предшествующей ему конфликт в семье деформирует психику, нравственное и эмоциональное развитие ребенка. В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми. Чаще всего подросток, воспитанный в такой семье, недостаточно подготовлен к созданию собственной семьи и семейной жизни.
В психолого-педагогической литературе неполные семьи отличаются набором характеристик, неблагоприятно воздействующих на развитие девиантного поведения подростков. К ним относятся недостаточное внимание к ребенку внутри семьи, односторонность воспитательного воздействия, проявления неуравновешенности родительских чувств, возможность возникновения в сознание ребенка, мысли о собственной неполноценности. Существующий опыт убеждает, что неполные семьи наиболее чувствительны в плане воспитания, чтобы оказать им действенную поддержку необходим целостный подход в изучении детей из неполных семей, он, должен включать: выявление социального окружения ребенка; синтетическое изучение среды ради совершенствования личности в целом; организацию определенных изменений в условиях развития ребенка соединенных требованиями ответственности и уважения к нему; включение детей в различные виды деятельности с целью их социализации [5].
Основными направлениями работы педагога-психолога с подростками, воспитывающимися в семье с одним родителем являются просвещение, профилактика, диагностика и коррекция. Специалист, который работает с неполными семьями, сообщает им о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает советы по воспитанию детей; проводит консультации межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) способы создания условий, которые необходимы для полноценного развития и воспитания ребенка в неполной семье.
Изучение проблемы девиантного поведения подростков проводилось нами на базе некоторых школ г. Арзамаса Нижегородской области. В состав испытуемых вошли обучающиеся 8-х классов, в количестве 11 человек: 6 мальчиков и 5 девочек, возраст 13–14 лет. Все дети воспитываются в неполных семьях (нет отца). При диагностике применялись следующие методики: «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин); Методика «Диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел); Методика «Оценка социально-психологической адаптированности» (К. Роджерса и Р. Даймонда).
Анализ полученных результатов в ходе проведения диагностического исследования обозначил склонность подростков из неполной семьи к отклоняющемуся поведению, сниженный волевой контроль собственных эмоциональных реакций; наличие негативизма и вербальной агрессии; трудности в сфере общения, уход от проблем вследствие недостаточного владения навыками их конструктивного решения. Поэтому при разработке программы профилактики девиантного поведения подростков из неполных семей уделялось внимание, прежде всего сфере самосознания учащихся, формированию активной жизненной позиции, установок на здоровый образ жизни и конструктивные способы взаимоотношений и решение проблем в целом. Разработанная программа направлена на профилактику отклонений в поведении, реконструкцию полноценных контактов подростка со сверстниками, гармонизацию образа «Я». При реализации программы профилактики возникали некоторые проблемы: часть родителей и подростков отказывались принимать участие в профилактической работе. Но с помощью классного руководителя, социального педагога проблемы были решены и в реализации программы участвовало 11 обучающихся и 11 их родителей (мам). После реализации профилактической программы, которая состоит из 10 занятий по 45 минут каждое, мы провели повторную диагностику, в которой было выявлено, что результаты хоть и незначительно, но стали отличаться от первичной диагностики. Снизилось число конфликтов как между подростками, так и улучшились взаимоотношения с родителями. Родители отметили, что подростки стали лучше относится к учебе, больше времени проводить за активным досугом, участвовать в жизни класса, выстраивать конструктивные отношения с педагогами.
Таким образом, следует, что профилактическая программа работает, но чтобы добиться лучших результатов, в дальнейшем необходимо оказывать психолого-педагогическое сопровождение неполных семей на протяжении всего периода обучения детей в профилактике девиантного поведения.
Литература:
- Акутина С. П. Воспитательный потенциал семьи как ресурс формирования социальной компетентности будущего семьянина в изменяющемся мире/ С. П. Акутина, A. N. Akutina // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе: материалы международной заочной научно-практической конференции. 25 февраля 2015г./ Под ред. Т.Т. щелиной, Ю. Е. Болотина; Арзамасский филиал ННГУ.- Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015.- 399 с.; авт. 82–84.
- Акутина С. П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей / С. П. Акутина //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 9–15.
- Грачева Л. Материнское призвание. Л: Лениздат, 1987 -71с.
- Детский практический психолог / Под редакцией О. А. Шаграевой, С. А. Козловой — М: Просвещение 2001 г.-57с.
- Куликова Г. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М, 2000 г.-69с.