Тенденции развития рынка общественного питания в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 10.04.2016

Статья просмотрена: 31258 раз

Библиографическое описание:

Ахмадеева, О. А. Тенденции развития рынка общественного питания в России / О. А. Ахмадеева, А. И. Идрисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 483-486. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28107/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассмотрено современное состояние рынка услуг общественного питания в России. Проанализирован оборот рынка общественного питания, индекс физического объема, а также структура данного сегмента. Рассмотрены наиболее популярные типы и форматы заведений общепита. Отмечены основные тенденции на рынке общественного питания.

Ключевые слова: общественное питание; потребительские услуги; рынок; тренд.

На сегодняшний день индустрия общественного питания в России представлена огромным количеством предприятий с различным уровнем обслуживания, качеством продукции, разнообразием используемого оборудования. Общественное питание сейчас является одним из самых перспективных и быстроразвивающихся направлений пищевой отрасли, которая на примере своего развития демонстрирует уровень социально-экономического состояния страны. Сектор общественного питания удовлетворяет очень сложный комплекс потребностей — от простого утоления чувства голода и жажды до имиджевых и статусных притязаний. Поэтому характерной чертой нынешнего состояния рынка является его неоднородность и разносторонний охват практически всех целевых аудиторий потребителей: по уровню доходов, по возрасту, полу, по социальному статусу и интересам.

Темпы роста и развитие рынка общественного питания отражает динамика его оборота. Рассмотрим динамику оборота общественного питания за последнее десятилетие.

Рис. 1. Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации за 2005–2015г., млн. руб. [1]

Из данных диаграммы видно, что оборот с каждым годом возрастает — рынок общепита развивается достаточно динамично. Основными факторами роста являются увеличение материальных доходов горожан и как следствие увеличение покупательской способности; изменение культуры питания, стиля жизни; появление продуктовых инноваций — новые виды напитков, блюд, изменение биохимического состава продуктов; технологические и технические инновации — автоматизация производства, отдельных операций в технологическом процессе позволяет экономить на затратах на живой труд, ускорить производственный процесс; снижение неопределенности и риска в бизнесе — постоянная и неотложная потребность человека в питании, а также в общении, соответствии требованиям моды и общества снижает уровень риска неликвидности товара.

Как и все рынки, рынок общественного питания чутко реагирует на влияние экономического кризиса. С конца 2008 года темп роста оборота снижается, происходит замедление развития индустрии общепита. В последующие года стабилизация экономики способствует росту оборота рынка. Затем вновь ударивший по стране кризис в 2014- 2015 гг. не мог не сказаться на общепите, что видно на рисунке 1. Россияне стали либо меньше посещать заведения общепита, либо отказываться от дорогих блюд.Отмечается также тенденция оттока посетителей из дорогих ресторанов в средний сегмент и в фастфуд. Немалое влияние на такую тенденцию оказало удорожание цен — повысился курс доллара и евро, следовательно, продукты закупаются по более высоким ценам, увеличилась также стоимость аренды, возросли коммунальные платежи, плата за меры по обеспечению безопасности. Таким образом, повысились издержки предприятий, и это всё закладывается в цену.

Что касается индекса физического объема общественного питания, то его динамика также характеризует изменение оборота общественного питания. На рисунке 2 видно, что с 2007 года индекс физического объема начинает снижаться (на 1,1 % по отношению к предыдущему году), в следующем году снизился на 2,5 %, наибольшее падение произошло в 2009 году — индекс снизился на 24,9 % по отношению к 2008 году и составил 87,3 %. Кризис в 2014–2015 гг. вновь приводит к падению индекса — начиная с 2013 года наблюдается его снижение на 2,9 %, в 2014 году на 2,4 %, в 2015 году падение составило 7,6 %. Тем не менее, эксперты считают рынок общепита в России одним из наименее пострадавших от кризиса.

Рис. 2. Индексы физического объема оборота общественного питания в Российской Федерации на 2005–2015г., в % к соответствующему периоду предыдущего года [1]

На данный момент Российский рынок общественного питания условно можно разделить на три основных ниши, которые отличаются как по количеству участников, так и по объёмам производства: организации быстрого питания, рестораны среднего ценового сегмента и высокая кухня [2].

Рис. 3. Структура рынка общественного питания в России в 2015 году, % [1]

В различных сегментах рынок общественного питания ведет себя по-разному. Особенно быстрые темпы роста количества посетителей отмечают среди демократичных предприятий — заведений класса «casual», «фаст-фуд», пиццерий. Они пользуются популярностью более чем у половины населения за доступность и быстрое обслуживание. Сегмент фаст-фуда демонстрирует довольно высокую динамику развития, за последние годы количество заведений, работающих в рамках данного формата, увеличилось на 20 % [3]. Организации быстрого питания расширяют свою деятельность, охватывая сразу несколько направлений и форматов. Они открывают отдельные стационарные заведения, наращивают свое присутствие на фуд-кортах и в бизнес-центрах, размещают мобильные киоски питания на открытом воздухе. Также активизировался формат столовых. Все чаще рестораторы открывают небольшие заведения с линией раздачи и вполне прогнозируемым набором блюд. Продолжают открываться пивные рестораны и пабы, расположенные в спальных районах, что объясняется нежеланием аудитории добираться после посещения пивного заведения через весь город домой. Отмечается рост численности ресторанов национальной кухни, которые открывают возможность для посетителей приобщиться к ранее неизведанной культуре через ее кухню. На рынке общественного питания получили развитие и сегменты специализированных заведений. Особенно следует отметить кофейни, ставшие неотъемлемой частью жизни мегаполисов. Кофейни сегодня составляют солидную конкуренцию заведениям фаст-фуда и традиционным ресторанам. Кофейни активно открываются в новых торговых центрах, но находятся не на одной линии с многочисленными фаст-фудами, а несколько в стороне. Увеличивается количество заведений «free flow» («свободный поток»), который позволяет легко перемещаться в пространстве зоны обслуживания и получать нужный ему набор блюд за минимальное количество времени. Данный формат ориентирован на людей с различным уровнем достатка, ценящих свое время и комфорт.

На рынке общепита наблюдается развитие тенденции к творческому подходу организации общественного питания, и она имеет нарастающий характер, возникают альтернативные формы общественного питания, которые бросают вызов существующему порядку вещей. Среди организаций общепита все чаще уделяется особое внимание атмосфере заведения, куда входят стилистика и манера обслуживания, одежда официантов и дизайн, аутентичность блюд. Рост интереса к качественной и вкусной пище способствует увеличению популярности заведений формата «open kitchen» — посетители хотят видеть, как и из чего для них готовят. Принцип меньше — лучше в последнее время встречается в организациях общественного питания — поесть просто и быстро. Это более короткое меню, уменьшенные порции, возможность варьировать их величину, изменять меню с учетом личных предпочтений, что позволяет сделать акцент на уникальность блюд.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рынок общественного питания динамично развивается, влияние экономического кризиса сказывается на данной индустрии, но значительно слабее, чем в других отраслях. Специалисты считают, что потребность в точках общественного питания пока еще не удовлетворена. Несмотря на кажущееся изобилие говорить о насыщении рынка рано. Некоторые возможности рынка используются не в полную силу, поэтому совершенно точно можно утверждать о высокой активности роста отрасли в будущем [4]. Процветание рынка потребительских услуг и рынка общественного питания можно однозначно отнести к социально значимым задачам, поскольку развитый сектор услуг констатирует развитость экономической системы в целом, ну а в микромасштабе пища является основой жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Следовательно, питание человека-это не только его личное, но и общественное дело. Развитие отрасли общественного питания является крайне важной областью общего социально-экономического развития региона и экономики страны в целом.

Литература:

  1. Федеральная служба государственной статистики. — режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 23.02.2016).
  2. С. С. Скобкин — Экономика гостиничного, ресторанного и туристического предприятия. — Магистр, 2009. — 83с.
  3. Российский рынок общественного питания. — режим доступа: http://marketing.rbc.ru/ (дата обращения 23.02.2016).
  4. Обзор российского рынка общественного питания. — режим доступа: http://www.marketcenter.ru/ (дата обращения 23.02.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): общественное питание, Россия, рынок, рынок общепита, физический объем, быстрое питание, заведение, оборот рынка, Российская Федерация, экономический кризис.


Похожие статьи

Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены основные тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации. Уделено внимание проблемным аспектам развития компаний на фармацевтическом рынке. Определены основные направления решения существующих проблем.

Системный подход к управлению проектами на примере фармацевтического рынка

В статье изложен системный подход в управление проектами на примере фармацевтического рынка. Выделена структура фармацевтического рынка РФ (в ценах производителей), обозначены ТОП-10 лидеров среди производителей. Также, представлены объемы спроса и о...

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Исследование рынка услуг сотовой связи Приморского края (на примере компании ОАО «МТС)

В данной статье рассмотрены особенности развития рынка услуг сотовой связи в Приморской крае на примере организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Описаны основные направления развития, проведён анализ основных показателей деятельности компании и опред...

Анализ состояния и динамики потребительского кредитования в России и тенденции его развития на современном этапе

В статье рассмотрены теоретические аспекты рынка потребительского кредитования, этапы его формирования. Произведен анализ динамики объемов кредитования физических лиц и общей суммы выданных кредитов всего в России. Выполнен анализ зависимости объемов...

Проблемы и перспективы развития франчайзинга как новой формы организации бизнеса в Украине

Статья посвящена проблемам и перспективам развития франчайзинга в Украине. Освещены основные тенденции развития рынка франчайзинга в Украине в 2010–2012 годах. Указанные основные движущие силы роста данного направления экономической деятельности для ...

Анализ и функционирование рынка информационных услуг в Узбекистане

В статье рассмотрены механизмы формирования и современное состояние рынка информационных услуг в Узбекистане, раскрыты особенности исследования рыночного взаимодействия, представлены основные тенденции развития рынка информационных услуг.

Рынок смартфонов в России: анализ потребительских предпочтений

В данной статье рассмотрен рынок смартфонов в России, проанализирована динамика продаж и выявлены причины падения продаж в 2021 году в результате изменения поведения потребителей; также проанализирована конкурентная среда и распределение долей в нату...

Перспективы развития спортивного ритейла в России

В статье рассмотрены динамика российского рынка спортивных товаров на современном этапе, выделены факторы, объясняющие положительную динамику спортивного ритейла в России, рассмотрены структура продаж спортивных товаров, по оценкам аналитиков выделен...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Похожие статьи

Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены основные тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации. Уделено внимание проблемным аспектам развития компаний на фармацевтическом рынке. Определены основные направления решения существующих проблем.

Системный подход к управлению проектами на примере фармацевтического рынка

В статье изложен системный подход в управление проектами на примере фармацевтического рынка. Выделена структура фармацевтического рынка РФ (в ценах производителей), обозначены ТОП-10 лидеров среди производителей. Также, представлены объемы спроса и о...

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Исследование рынка услуг сотовой связи Приморского края (на примере компании ОАО «МТС)

В данной статье рассмотрены особенности развития рынка услуг сотовой связи в Приморской крае на примере организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Описаны основные направления развития, проведён анализ основных показателей деятельности компании и опред...

Анализ состояния и динамики потребительского кредитования в России и тенденции его развития на современном этапе

В статье рассмотрены теоретические аспекты рынка потребительского кредитования, этапы его формирования. Произведен анализ динамики объемов кредитования физических лиц и общей суммы выданных кредитов всего в России. Выполнен анализ зависимости объемов...

Проблемы и перспективы развития франчайзинга как новой формы организации бизнеса в Украине

Статья посвящена проблемам и перспективам развития франчайзинга в Украине. Освещены основные тенденции развития рынка франчайзинга в Украине в 2010–2012 годах. Указанные основные движущие силы роста данного направления экономической деятельности для ...

Анализ и функционирование рынка информационных услуг в Узбекистане

В статье рассмотрены механизмы формирования и современное состояние рынка информационных услуг в Узбекистане, раскрыты особенности исследования рыночного взаимодействия, представлены основные тенденции развития рынка информационных услуг.

Рынок смартфонов в России: анализ потребительских предпочтений

В данной статье рассмотрен рынок смартфонов в России, проанализирована динамика продаж и выявлены причины падения продаж в 2021 году в результате изменения поведения потребителей; также проанализирована конкурентная среда и распределение долей в нату...

Перспективы развития спортивного ритейла в России

В статье рассмотрены динамика российского рынка спортивных товаров на современном этапе, выделены факторы, объясняющие положительную динамику спортивного ритейла в России, рассмотрены структура продаж спортивных товаров, по оценкам аналитиков выделен...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Задать вопрос