В статье анализируется правотворческая деятельность Банка России, выделяются признаки нормативных актов Банка России, обосновывается необходимость внесения изменений в подзаконный акт Центрального банка Российской Федерации в целях приведения его в соответствие с законодательными положениями.
Ключевые слова: правотворческая деятельность, Банк России, нормативный правовой акт, вступление в законную силу.
Правотворческая деятельность Центрального банка Российской Федерации осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России полномочен издавать нормативные правовые акты, которые:
– принимаются по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с нормами федеральных законов; соответственно, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам;
– содержат нормы права;
– рассчитаны не неоднократное применение;
– имеют форму указаний, положений и инструкций;
– обязательны для всех органов публичной власти, физических и юридических лиц;
– в законодательно определенных случаях подлежат государственной регистрации [1].
Не признаются нормативными правовыми актами Банка России акты, имеющие распорядительный характер (например, о назначении или освобождении от занимаемой должности); акты толкования права (если толкование правовых предписаний отнесено к компетенции Банка России); акты, содержащие технические нормы.
Порядок подготовки и опубликования нормативных актов Банка России определены соответствующими Правилами, утвержденными самим Центральным банком Российской Федерации [2].
Указание представляет собой нормативный акт Банка России, в котором содержатся:
– отдельные правила по вопросам, отнесенным к компетенции Центрального банка Российской Федерации;
– правовые предписания об изменении или дополнении действующего нормативного правового акта;
– указания об отмене нормативного акта Банка России как в целом, так и в части отдельных правил.
Положение Банка России представляет собой нормативный акт, в котором содержится система правил поведения по вопросам, отнесенным федеральными законами к компетенции ЦБ РФ.
Инструкция Банка России отличается тем, что, в отличие от указаний и положений, содержит правовые предписания, определяющие порядок применения федеральных законов, актов Банка России, то есть норм процессуального права.
Правилами Банка России четко определен круг лиц, имеющих право внести предложения о подготовке нормативного акта Банка России. Это могут быть члены Совета директоров Банка России, заместители Председателя Банка России, руководители территориальных учреждений Банка России; руководители структурных подразделений центрального аппарата Банка России (по согласованию с курирующим заместителем Председателя Банка России).
Интересно, что Председатель Банка России и члены Совета директоров Банка России могут вносить предложения, как в устной, так и в письменной форме. Все остальные субъекты обязаны представлять служебные записки, обосновывающие, в частности, необходимость принятия нового акта; последствия его вступления в силу; содержащие информацию о предполагаемом структурном подразделении, ответственном за подготовку нормативного акта.
Подготовка нормативного акта Банка России производится на основании Приказа или поручения Председателя Банка России; лица, его замещающего; решения Совета директоров Банка России. После согласования в установленном порядке подготовленного проекта он поступает на подпись Председателю Банка России или рассмотрение Совета директоров Банка России.
Интересно, что подзаконным актом Банка России предусмотрена возможность направления проекта акта Банка Росси на обсуждение и дачу экспертизы в научно-исследовательские и иные организации. Реализация данного положения, несомненно, позволяет повысить качество правотворческой деятельности Банка России; а также роль науки в механизме правового регулирования финансовых отношений.
Проекты нормативных актов Банка России делятся на две категории: проекты, подлежащие обязательному и не обязательному рассмотрению на заседании Совета директоров Банка России. Последние рассматриваются Председателем Банка России, который вправе:
– подписать нормативный акт Банка России;
– вернуть его на доработку;
– отклонить;
– направить на рассмотрение в Совет директоров.
Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень проектов нормативных актов, принятие которых отнесено к исключительной компетенции Совета директоров Банка России. В него входят, в частности, проекты нормативных актов, вводящие прямые количественные ограничения; устанавливающие порядок формирования резервов кредитных организаций; определяющие порядок выпуска банкнот и монет Банка России нового образца.
Совет директоров Банка России по итогам обсуждения проекта нормативного акта вправе принять одно из следующих решений:
– принять нормативный акт Банка России без замечаний и передать его на подпись Председателю Банка России;
– принять нормативный акт Банка России с замечаниями редакционного характера;
– одобрить в целом подготовленный проект, направить его на доработку;
– отклонить в целом проект.
Принятый Советом директоров нормативный акт Банка России подписывается Председателем Банка России и ответственным секретарем Совета директоров.
Принятые нормативные акты Банка России подразделяются на две категории:
– подлежащие обязательной государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
– не подлежащие обязательной государственной регистрации.
Перечень последних четко определен нормами Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». К ним, в частности, относятся нормативные акты, определяющие курсы иностранных валют по отношению к рублю; нормативы обязательных резервов кредитных организаций; нормативы обязательных резервов некредитных финансовых организаций. По общему правилу не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, которые не затрагивают права и свободы человека и гражданина; не имеют межведомственного характера; не определяют правовой статус организаций.
Государственная регистрация нормативных актов Банка России, как и нормативных актов органов исполнительной власти, осуществляется Министерством юстиции. Она включает в себя правовую и антикоррупционную экспертизу, а также проведение иных необходимых действий [3].
Нормативные акты Банка России подлежат официальному опубликованию в официальном издании Банка России — журнале «Вестник Банка России» или на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cbr.ru).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров. В то же время Правилами подготовки нормативных актов Банка России определен иной срок — подзаконным актом установлено, что нормативные акты Банка России начинают действовать с момента их официального опубликования.
Данное положение противоречит правовым предписаниям, содержащимся в статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», создает реальную угрозу понимания финансового права как высшей социальной ценности [4]. Поэтому необходимо внести изменения и привести в соответствие с законодательными требованиями. Предлагается пункт 6.1. Положения Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» изложить в следующей редакции:
«6.1. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 6.1.1 и 6.1.2 настоящего Положения».
Деятельность Банка России как субъекта правотворческой деятельности не ограничивается только правомочиями по принятию подзаконных нормативных актов. К его компетенции так же относится дача заключений по всем проектам федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Центральным банком РФ своих функций. В связи с чем важным представляется разработка критериев эффективной формы выражения правовых предписаний Центрального банка Российской Федерации [5].
Литература:
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»// СПС «Консультант Плюс».
- Положение Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России»: утв. Приказом Банка России от 15.09.1997 № 02–395 (ред. от 24.06.1998, с изм. от 18.04.2002)// СПС «Консультант Плюс».
- См.: Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»// Собрание законодательства РФ. 1997. № 33. Ст. 3895; Собрание законодательства РФ. 2015. № 6. Ст. 965.
- См.: Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.
- См.: Мирошник С. В. Источник права и форма права: соотношение понятий// Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 5.