Бухгалтерский учет в интернет-магазине | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 07.04.2016

Статья просмотрена: 310 раз

Библиографическое описание:

Минеева, А. В. Бухгалтерский учет в интернет-магазине / А. В. Минеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 601-604. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28161/ (дата обращения: 18.12.2024).



Интернет на сегодняшний день является одним из самых распространенных способов заниматься коммерческой деятельностью: продавать товары, работы и услуги. Такая торговля удобна тем, что сокращает расходы предпринимателей: на аренду помещения, презентабельный вид витрин, клининговые услуги, обеспечение охраны и безопасности, на наем большого количества сотрудников и их обучение. Всё это позволяет упростить работу и установить приемлемые цены на товары. По статистическим данным Фонда общественного мнения зимой 2014–2015 года доля интернет пользователей среди взрослого населения России составила 43–47 % (50–60 млн. человек). Около 40 % пользователей (24 млн. человек) совершают покупки через интернет. Продажи в сети интернет находят все более широкое распространение, но зачастую предприниматели сталкиваются с рядом вопросов по организации бухгалтерского учета и отчетности. Бухгалтерский и налоговый учёт в интернет-магазине схож с учётом в обычной торговой точке, но есть и различия в ведении учета, которые способны вызвать некоторые сложности. Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод об актуальности выбранной темы реферата.

Цель данного исследования — рассмотреть порядок формирования и ведения бухгалтерского учета в интернет-магазинах.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

– рассмотреть нормативное и правовое регулирование порядка формирования бухгалтерской отчетности при дистанционной продаже через интернет в соответствии с российскими стандартами учета;

– проанализировать процедуры подготовки и формирования данных бухгалтерского баланса;

Обзор нормативного иправового регулирования

Интернет-магазины — это индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие торговлю через сеть Интернет. Согласно постановлению Госстандарта Российской Федерации от 6 ноября 2001 года № 454 –ст. «О принятии и введении в действие ОКВЭД» вместе с общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029–2001 (КДЕС ред. 1) (дата введение 01.01.2003) торговля через Интернет-магазины относится к электронной розничной торговле, осуществляемой через телемагазины и компьютерные сети (код по ОКЭВД52.61.2)

При формировании и ведении бухгалтерской отчетности, согласно постановлению от 27.09.2007 № 612 Правительства РФ, применяются новые правила продажи товаров дистанционным способом (далее Правила).

Эти правила приняты в соответствии со статьей 26.1 Закона РФ от 07.02.92 № 23001 «О защите прав потребителей» (далее Закон № 23001) и фактически заменили собой Правила продажи по образцам (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 № 918. Новые правила вступили в действие 11 октября 2007 года и их обязаны выполнять организации всех форм собственности и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют продажу товаров дистанционным способом.

Вопрос о порядке применения контрольно-кассовой техники является регламентируется в пункте 3 статьи 2 ФЗ от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием денежных карт без применения ККТ. Данным пунктом Закона № 54-ФЗ не предусмотрено освобождение от обязательного применения ККТ организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажи через интернет-магазины.

Особенности бухгалтерского учета (основные операции)

Нередко разработка сайта поручается специализированной компании. В этом случае затраты на создание сайта учитываются по статье «нематериальные активы» (в случае приобретения компанией исключительных прав на разработку в соответствии с п.3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»), либо относятся к «Расходам будущих периодов» (счет 97) и далее списываются на счет 44 «Расходы на продажу» в течение срока, указанного в договоре с правообладателем программного продукта.

В налоговом учете сайт можно учесть в составе нематериальных активов, если фирма имеет исключительные права на него (п. 3 ст. 257 НК). В противном случае сайт нужно учесть в составе прочих расходов, так как организация использует его в деятельности, направленной на получение дохода.

Доменное имя

Домен (адрес, по которому расположен сайт) не является нематериальным активом. Об этом говорится в письме Минфина от 26 марта 2002 г. № 16–00–14/107. В бухгалтерском учете стоимость домена учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов», так как регистрируют имя на год. Далее эти расходы следует ежемесячно списывать на счет 44 «Расходы на продажу».

Публикация в Интернете

Чтобы ваши будущие покупатели могли попасть в Интернет-магазин, набрав в браузере доменное имя вашего сайта, его необходимо разместить на хостинге у провайдера. Расходы на оплату хостинга отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу».

Учет выручки и себестоимости товаров

Традиционно, не зависимо от способа получения денег от покупателя, выручка от продаж товаров заносится по кредиту на счет 90, себестоимость — на счет 41. В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету — их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товары») с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»).

Для организаций, ведущих полный бухгалтерский учет (например, не применяющих УСН) к счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:

– 90–1 «Выручка»;

– 90–2 «Себестоимость продаж»;

– 90–3 «Налог на добавленную стоимость»;

– 90–4 «Акцизы»;

– 90–9 «Прибыль / убыток от продаж».

На субсчете 90–1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.

На субсчете 90–2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90–1 «Выручка» признана выручка.

На субсчете 90–3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).

На субсчете 90–4 «Акцизы» учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).

Организации — плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 «Продажи» субсчет 90–5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин.

Субсчет 90–9 «Прибыль / убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Записи по субсчетам 90–1 «Выручка», 90–2 «Себестоимость продаж», 90–3 «Налог на добавленную стоимость», 90–4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года.

Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90–2 «Себестоимость продаж», 90–3 «Налог на добавленную стоимость», 90–4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90–1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90–9 «Прибыль / убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90–9 «Прибыль / убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90–9 «Прибыль / убыток от продаж».

Способы оплаты товара

Итак, сайт заработал. Покупатели просматривают его и знакомятся с предлагаемой продукцией. Если товар понравился, они оформляют заявку и направляют ее продавцу. Диспетчер виртуального магазина связывается с клиентом и уточняет наименование выбранного товара, а также время доставки и способ оплаты.

Рассчитаться с продавцом покупатель может:

– наличными деньгами;

– банковским переводом;

– при помощи банковской пластиковой карточки;

– «электронными» деньгами.

Рассмотрим каждый способ подробнее.

Оплата наличными

При доставке товара клиент передает курьеру деньги. При получении денег нужно отдать покупателю кассовый чек. Такое правило указано в статье 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ о применении кассовой техники. Лучше всего, если вы будете передавать покупателю кассовый чек, пробитый на портативной переносной ККМ, одновременно с передачей товара. Нередко курьеры интернет-магазинов передают покупателям кассовые чеки, выбитые заранее — но, поскольку порядок выдачи подобных чеков (с внесением выручки в кассу организации по окончанию рабочего дня) не предусмотрен действующим законодательством, в связи компанию может ожидать административная ответственность за нарушение ст. 2 и ст. 5 закона 54-ФЗ от 22.05.03 «О применении ККТ…» в соответствии со ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае, если покупатель отказывается от покупки, необходимо оформить возврат товара в день отказа.

Оплата банковским переводом

Данный способ оплаты предпочитают юридические лица. Оплата за товар, как правило, осуществляется до передачи товара покупателю. Для приема средств, у продавца должен быть зарегистрирован расчетный счет в банке, и сведения о расчетном счете переданы в налоговую инспекцию по месту учета.

Для данного способа оплаты необходимо составить для покупателя протокол отпускных цен, подписанный обеими сторонами (зачастую он подписывается вместе с накладной в момент передачи товара), выставить счет на оплату (подписывается продавцом).

При доставке товара курьер передает покупателю вместе с товаром товарную (или товарно-транспортную) накладную. Каждый экземпляр накладной подписываются сторонами. Первый экземпляр остается у покупателя, второй и третий (для товарно-транспортной накладной) — у продавца и фирмы, осуществляющей доставку.

Накладные относятся к бланкам строгой отчетности (БСО). Учитываются в соответствующей книге БСО, счет 10 «Материалы» и забалансовый 006. Ежемесячно готовится акт выдачи и списания БСО.

Протокол цен и счет на оплату относятся к первичным документам с соответствующим учетом и хранением. Первый хранится вместе с накладной в папке учета первичных документов. Второй — вместе с выписками по банку и платежными поручениями.

Перечисления по банковской карте

Для получения оплаты за товар по банковским картам интернет-магазин должен зарегистрироваться в системе электронных платежей — отправить заявку и получить персональный код платежной системы. Кроме того, организация должна заключить с банком договор эквайринга, по которому для фирмы будет открыт счет для получения платежей по банковским картам.

В бухгалтерском учете стоимость подключения относится к расходам будущих периодов и далее равномерно списывается на общехозяйственные расходы в течение всего срока действия договора. Это правило относится и к налоговому учету, если фирма применяет метод начисления. При расчете налога на прибыль по кассовому методу затраты на подключение учитываются в момент их оплаты. Банк ежедневно направляет интернет-магазину выписку о проведенных операциях. На ее основании продавец отгружает товар покупателю

Системы электронных платежей

После регистрации в платежных системах онлайн-магазин может получать оплату за товар от пользователей этих систем. После получения заказа нужно направить требование к платежной системе по переводу полученных средств на банковский счет. За вывод средств из платежной системы интернет-магазин уплачивает комиссию. В этом случае бухгалтерский и налоговый учет ведется так же, как и учет банковских комиссий. Обратите внимание: если организация-администратор не является банком (кредитной организацией), то она обязана начислить НДС на сумму комиссии. Следовательно, интернет-магазины могут принять этот НДС к вычету при наличии счета-фактуры.

Литература:

  1. Алексеева, Г. И. Бухгалтерский учет: Учебник / С. Р. Богомолец, Г. И. Алексеева, Т. П. Алавердова; Под ред. С. Р. Богомолец. — М.: МФПУ Синергия, 2013. — 720 c.
  2. Астахов, В. П. Бухгалтерский учет от А до Я: Учебное пособие / В. П. Астахов. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 479 c.
  3. Бороненкова, С. А. Бухгалтерский учет и экономический анализ в страховых организациях: Учебник / С. А. Бороненкова, Т. И. Буянова. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 478 c.
  4. . Голикова, Е. И. Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность: реформирование / Е. И. Голикова. — М.: ДиС, 2012. — 224 c.
  5. . Гончарова, Н. М. Бухгалтерский учет. Краткий курс: Учебное пособие / Н. М. Гончарова. — М.: Форум, 2009. — 160 c.
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, добавленная стоимость, покупатель, субсчет, счет, продажа, товар, налоговый учет, платежная система, прибыль, способ оплаты, убыток, финансовый результат.


Задать вопрос