В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом юношей занимающихся пауэрлифтингом на собственно-силовые способности в неспецифических упражнениях с учетом биологического возраста спортсменов.
Ключевые слова: неспецифическиесобственно-силовые упражнения, пауэрлифтинг, юноши, биологический возраст.
К наиболее существенным факторам, характеризующим силовые способности (СС), относятся:
личностно-психические факторы, от которых в первую очередь зависит реальная готовность к интенсивным мышечным напряжениям, в том числе эмоциональные факторы, способствующие максимальной мобилизации функциональных возможностей двигательного аппарата на преодоление препятствий действию;
центрально-нервные факторы, выражающиеся в интенсивности, в том числе частоте, эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом и других влияниях ЦНС на их функции;
собственно-мышечные факторы, определяющие физиологическую и механическую мощность производимой мышцами работы. К ним относятся сократительные свойства мышц (зависящие, в частности, от соотношения белых, относительно быстро сокращающихся, и красных, относительно медленно сокращающихся, мышечных волокон, активности ферментов мышечного сокращения и мощности механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы), физиологический поперечник и масса мышц, а также качество межмышечной координации [1].
Скоростные способности, образно говоря, более консервативны; по сравнению с другими двигательными способностями они, по всей вероятности, в меньшей мере прогрессируют на протяжении жизни, собственно-силовые же способности изменяются в онтогенезе в широких пределах. Это учитывают в методике воспитания скоростно-силовых способностей; увеличивая силовые возможности с помощью адекватных упражнений, тем самым как бы поднимают уровень возможных соотношений между силовыми и скоростными параметрами движений (причем тем в большей мере, чем больше отягощение, которое необходимо преодолеть в целевых действиях). Не случайно, например, в тренировке спортсменов, специализирующихся в скоростных и скоростно-силовых видах спорта, значительное место отводится собственно-силовым упражнениям [2].
Организация исследования. Нами были сформированы 3 группы из учеников 8–9 класса в количестве 67 человек. (КГ1–19 чел, КГ2–21 чел и ЭГ- 27 чел).
Испытуемые КГ1 получали физическую нагрузку в объеме школьной программы по предмету «Физическая культура» (объем — 2 ч 15 мин в неделю, т. е. 3 урока по 45 мин).
Испытуемые КГ2 имели общий объем тренировочной нагрузки — 330 часов (80 часов — ОФП, 250 часов — СФП) в соответствии с общепринятой методикой.
В ЭГ годовой объем тренировочных нагрузок согласно разработанной нами методики составил у акселератов — 320 часов, у медиантов — 300 часов, у ретардантов — 250 часов, у всех испытуемых соотношение ОФП и СФП 50 % / 50 %. В ЭГ также был применен метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом с учетом биологического возраста [3].
Для определения динамики собственно-силовых способностей юношей был проведен анализ показателей испытуемых указанных групп в неспецифических для пауэрлифтинга упражнениях по количеству выполненных подтягиваний на высокой перекладине, сгибаний разгибаний рук в упоре и подъеме ног в висе без дополнительных отягощений, а также прирост интенсивности данных показателей, выраженной в процентном соотношении. Не специфичность указанных упражнений заключается в том, что они относительно редко применяются в методиках тренировок в пауэрлифтинге. Но при этом данные упражнения являются общеразвивающими в плане развития собственно-силовых способностей и широко применяются в методике физкультурных занятий в школе.
Результаты иобсуждение. Уровень СС определяется не только возрастными и половыми особенностями юных спортсменов, но и значительно варьируется в довольно широких пределах в зависимости от темпов биологического развития юношей, характера двигательной активности, занятий определенными видами спорта и психологической готовности к выполнению неспецифических собственно-силовых упражнений.
Как видно из таблицы 1, в собственно-силовых упражнениях в КГ1 за время эксперимента рост результатов в подтягивании на высокой перекладине составил — 60,0 %, сгибании разгибании рук в упоре (отжимание) — 57,2 %, подъеме ног в висе — 93,9 %.
Таблица 1
Показатели испытуемых КГ1 в собственно-силовых упражнениях на трех этапах возрастного развития (р<0,05)
Показатель |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
|||
|
S |
|
S |
|
S |
|
Подтягивание на высокой перекладине (раз) |
5,0 |
1,5 |
6,1 |
1,1 |
8,0 |
1,9 |
Сгибание разгибание рук в упоре (раз) |
12,4 |
3,4 |
15,3 |
2,4 |
19,5 |
2,6 |
Подъем ног в висе (раз) |
8,2 |
2,5 |
11,5 |
2,3 |
15,9 |
2,8 |
Таблица 2
Показатели внеспецифических собственно-силовых упражнениях уиспытуемых КГ2 иЭГ вначале эксперимента
Упражнение |
КГ2 |
ЭГ |
t |
P |
||
|
S |
|
S |
|||
Подтягивание на высокой перекладине (раз) |
8,0 |
1,5 |
7,7 |
1,2 |
1,7 |
<0,05 |
Сгибание разгибание рук в упоре (раз) |
20,1 |
3,4 |
19,5 |
3,6 |
5,3 |
<0,05 |
Подъем ног в висе (раз) |
10,3 |
2,5 |
10,9 |
2,8 |
3,0 |
<0,01 |
Как видно из таблиц 2–4, в собственно-силовых упражнениях в КГ2 за время эксперимента рост результатов в подтягивании на высокой перекладине составил — 18,7 %, сгибании разгибании рук в упоре (отжимание) — 15,0 %, подъеме ног в висе — 67,9 %.
В ЭГ за время эксперимента рост результатов в подтягивании на высокой перекладине составил — 42,8 %, сгибании разгибании рук в упоре (отжимание) — 38,5 %, подъеме ног в висе — 110,1 %.
Таблица 3
Показатели внеспецифических собственно-силовых упражнениях уиспытуемых КГ2 иЭГ через год после начала эксперимента
Упражнение |
КГ2 |
ЭГ |
t |
P |
||
|
S |
|
S |
|||
Подтягивание на высокой перекладине (раз) |
9,0 |
1,2 |
9,7 |
1,1 |
1,6 |
<0,05 |
Сгибание разгибание рук в упоре (раз) |
21,1 |
2,4 |
23,5 |
2,6 |
4,3 |
<0,05 |
Подъем ног в висе (раз) |
15,3 |
1,5 |
17,8 |
1,9 |
3,0 |
<0,01 |
Таблица 4
Показатели внеспецифических собственно-силовых упражнениях уиспытуемых КГ2 иЭГ вконце эксперимента
Упражнение |
КГ2 |
ЭГ |
t |
P |
||
|
S |
|
S |
|||
Подтягивание на высокой перекладине (раз) |
9,5 |
1,5 |
11,0 |
1,0 |
1,5 |
<0,05 |
Сгибание разгибание рук в упоре (раз) |
23,1 |
2,4 |
27,0 |
2,2 |
3,3 |
<0,05 |
Подъем ног в висе (раз) |
17,3 |
1,5 |
22,9 |
2,1 |
3,1 |
<0,01 |
Таким образом рост результатов в ЭГ превысил полученные данные в КГ2 на: в подтягивании на высокой перекладине на 24,1 %, сгибании разгибании рук в упоре (отжимание) — 23,5 %, подъеме ног в висе — 42,2 %.
Показатели собственно-силовых способностей в значительной степени имеют корреляционную связь с общей и специальной физической работоспособностью юных спортсменов [4].
Рис. 1. Результаты КГ1, КГ2 и ЭГ по общему количеству выполненных движений в упражнениях характеризующих собственно-силовые способности
Как видно из рисунка 1, при сравнении трех групп в начале эксперимента КГ2 и ЭГ в значительной степени превосходили КГ1 в результатах собственно-силовых упражнений. Данный факт объясняется тем, что в начале эксперимента испытуемые КГ2 и ЭГ уже имели стаж тренировочных занятий пауэрлифтингом, соответственно значительно превосходили своих сверстников КГ1 по уровню СС. При этом уровень КГ2 и ЭГ был идентичен. Уже через год тренировочных занятий наблюдается значительное превосходство ЭГ над КГ2. По завершению эксперимента превосходство испытуемых ЭГ над КГ2 проявляется в еще большей степени.
Выводы. Занятия пауэрлифтингом оказывают значительное влияние на развитие собственно-силовых способностей в неспецифических упражнениях.
Разработанная методика также оказала значительное влияние на собственно-силовые показатели у юношей, рост результатов в ЭГ превысил рост результатов в КГ2 по сумме трех тестовых упражнений в среднем на 29,9 %. Полученные данные свидетельствуют, о достаточно высокой эффективности воздействия разработанной методики управления тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом с учетом биологического возраста на развитие собственно-силовых способностей в неспецифических упражнениях.
Литература:
- Теория и методики физического воспитания / Под ред. Ашмарина Б. А. — М.: Просвещение — 1990.
- Киселев Л. В. Системный подход к оценке адаптации в спорте. Красноярск. — 1986. — 176 с.
- Авсиевич В. Н. Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 3. — C. 1018–1021.
- Авсиевич В. Н. Влияние тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге на общую и специальную работоспособность юношей // Проблемы современной науки и образования. — 2016. — № 5 (47). — С. 180–185.