Место производственной практики в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров-педагогов строительного профиля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 16.04.2016

Статья просмотрена: 408 раз

Библиографическое описание:

Литвинова, Н. В. Место производственной практики в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров-педагогов строительного профиля / Н. В. Литвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 984-987. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28235/ (дата обращения: 17.10.2024).



Система высшего образования Украины находится на пути реформирования и модернизации. Это вызвано ее направленностью на европейские и мировые стандарты и ценности. Поэтому возникает потребность в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, направлении его на подготовку компетентных, конкурентоспособных специалистов.

Для того чтобы решить эти задачи, нужно систематизировать требования к будущим специалистам, а так же улучшить практическую подготовку студентов в высших педагогических учебных заведениях.

Важным аспектом нашего исследования является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в процессе производственной практики, поэтому более подробно остановимся на подготовке будущих инженеров-педагогов строительного профиля при прохождении ими практики.

Проблема формирования компетентности и профессионализма всегда интересовала ученых, а с середины прошлого столетия она модифицировалась в проблему формирования профессиональной компетентности.

Исследованию проблем профессионального становления личности, качественному овладению профессией, совершенствованию профессиональной подготовки, методам и приемам по различным направлениям деятельности посвящены работы следующих педагогов: С. Батышева, Г. Карповой, А. Марковой, Н. Ничкало, Л. Усеиновой и других. При этом каждый из указанных ученых акцентировал внимание на практической составляющей в подготовке будущих специалистов.

Подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности невозможна только в процессе аудиторной работы. Без опыта практического применения теоретических знаний в реальных условиях производства нельзя говорить о вполне сформированных высококвалифицированных специалистах. За время обучения в университете студенты только постигают основы тех знаний, умений и навыков, какие помогут им окончательно стать профессионалами уже в процессе практической профессиональной деятельности. Для этого необходимо в полной мере использовать возможности производственной практики.

Практика для студентов — это первая непосредственная встреча с выбранной специальностью и соответствующей профессиональной средой. Она имеет большое значение для будущих специалистов и существенно влияет на их профессиональное и психологическое развитие.

Такие ученые, как В. Арыдин и Г. Атанов считают, что практика — это вид учебной деятельности, к содержанию которой относится выполнение практических или производственных задач. Она качественно сочетает теоретические знания с практической подготовкой в производственных условиях, направлена на формирование у студентов умений и навыков по специальности [1].

В высших учебных заведениях Украины практическая подготовка студентов регламентируется Положением «Про организацию учебного процесса в высших учебных заведениях» [8], Положением «О проведении практики студентов в высших учебных заведениях Украины» [9], учебным планом ВУЗа, квалификационной характеристикой специалиста, образовательно-профессиональной программой подготовки специалистов, особенностями баз практик.

Проанализировав Положение «О проведении практики студентов в высших учебных заведениях Украины» [9], мы определили, что практика студентов высших учебных заведений делится на учебную, технологическую, эксплуатационную, педагогическую, учебно-исследовательскую, производственную и другие. Количество практик, содержание, продолжительность и сроки проведения регламентируются учебными планами университетов.

Важным этапом учебного процесса в системе подготовки будущих специалистов по специальности 6.010104 «Профессиональное образование. Строительство» является производственная практика (учебная), которая в соответствии с учебным планом высшего учебного заведения происходит на втором курсе, в четвертом семестре и продолжается четыре недели. Она является связующим звеном между теорией, практикой, а также самостоятельной работой в учреждениях образования и предоставляет первый самостоятельный опыт производственной деятельности.

Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов происходит в реальной практической среде в процессе производственной практики с использованием ранее приобретенных теоретических знаний. Такое сочетание теоретической и практической подготовки способствует овладению студентами не только соответствующими теоретическими и методическими знаниями, но и необходимыми для формирования профессиональной компетентности умениями и навыками. В связи с этим изучение дисциплины «Производственное обучение» является подготовительным этапом формирования профессиональной компетентности будущих инженеров-педагогов строительного профиля, а прохождение производственной практики с использованием авторского учебно-методического пособия «Производственная практика» [4] является итогом совместных усилий всех участников учебного процесса, направленного на достижение общей цели — подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, а также своеобразным индикатором успешности или недостаточной эффективности этих усилий.

Проанализируем различные подходы к определению понятия «производственная практика». В Положении Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства образования и науки Украины о производственной практике[7] сказано, что она проводится «непосредственно на рабочих местах, на предприятиях, во время которой ученики, слушатели под руководством мастеров (инструкторов) путем самостоятельного выполнения работ совершенствуют полученные профессиональные знания, умения и практические навыки» [7]. Производственная практика проводится для совершенствования полученных знаний, практических навыков, психологической, социальной и профессиональной адаптации в коллективах [10]. Она является видом учебной деятельности студентов, в процессе которой они самостоятельно выполняют производственные задания учебной программы в условиях действующего предприятия [6, с. 456].

Другие исследователи расширили это понятие и отметили, что производственная практика нужна для того, чтобы будущие специалисты адаптировались к будущему месту работы в условиях реальной профессиональной деятельности, приобрели опыт практических и организационных умений и навыков, для того чтобы потом выполнять функциональные задачи. Такая подготовка студентов как составляющая процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов способствует: углублению теоретических знаний; улучшению умений и навыков производственной деятельности; формированию и развитию профессиональных умений и навыков для принятия независимых решений при работе в реальных производственных условиях, а также творческого подхода к практической деятельности [2; 5].

Проанализировав различные подходы, приводим собственное толкование понятия «производственная практика» это разновидность учебной деятельности, предусмотренная учебным планом, которая организуется в реальных производственных условиях (или максимально приближенных к ним), во время которого будущие специалисты, опираясь на полученные знания, умения, навыки и действия в процессе изучения специальных дисциплин, выполняют производственные задания в соответствии с областью производственной деятельности и приобретают опыт самостоятельной работы. Базами проведения производственной практики для студентов являются строительные организации, предприятия, где применяют современные технологии и организации выполнения строительных работ, а также имеют современное оборудование и внедряют механизацию строительных работ. Целью производственной практики является: ознакомление студентов со строительным предприятием, особенностями работы его работников; анализ организационной и общей работы; формирование и углубление теоретических и практических профессиональных знаний, полученных в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин; приобретение и закрепление первичных производственных навыков; получение опыта самостоятельной работы; изучение деятельности строительных предприятий; анализ технологических и организационных процессов строительных работ.

Производственная практика является целенаправленным продолжением теоретического обучения и дает возможность закрепить и углубить теоретические знания по таким учебным дисциплинам: «Строительное материаловедение», «Введение в строительную профессию», «Производственное обучение» и другие. Кроме этого она основана на изучении спецдисциплин, а именно: «Технология строительного производства», «Организация и планирование строительного производства», «Архитектура зданий и сооружений», «Инженерные сети и оборудование», «Инженерная геодезия» и является обязательным этапом процесса профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов строительного профиля.

Наиболее оптимальным является организация и проведение производственной практики студентов в реальных условиях строительства или максимально приближенных к ним. Впрочем, именно здесь возникают следующие проблемы: в наше время социально-экономического кризиса большинство предприятий прекратили свою деятельность; сокращается штат работников; некоторые производства не в состоянии приобрести современные машины и оборудование для облегчения человеческого труда и ускорения технологических процессов; полученные в ВУЗе знания, умения и навыки будущих специалистов не соответствуют требованиям современного строительного производства; предприятия не желают брать практикантов на период практики и тому подобное.

Самым простым решением этих проблем является замена производственной практики на предприятии на проведение ее в учебных мастерских, что и практикуется в высших учебных заведениях. В результате такой замены наблюдается снижение уровня профессиональной подготовки и прежде всего профессиональной адаптации выпускников, их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

Следующая производственная практика у будущих инженеров-педагогов строительного профиля в соответствии с ОПП указанного специалиста проводится в конце третьего курса и называется «технологическая». В нашем исследовании трактуем ее как производственную. Обоснуем это подробнее.

В большом толковом словаре современного украинского языка понятие «технология» трактуется как «совокупность знаний, сведений о последовательности отдельных производственных операций в процессе производства чего-либо. // Учебный предмет преподает эти знания, сведения. 2. Совокупность способов обработки или переработки материалов, изготовление изделий, проведение различных производственных операций и т. д». [3, с. 1245]. Здесь же «технологический» — это «2. Связанные с обработкой или переработкой материалов и изготовлением изделий по строго установленной технологии. Технологический процесс обработки или переработки материалов и изготовление изделий по установленной технологии».

В. Курок считает, что «технологическая практика студентов является составной неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов и проводится на производственных предприятиях или в учебно-производственных мастерских». Для ее организации и проведения нужны специальные условия, способствующие закреплению полученных и приобретению новых знаний, умений, навыков и действий [11, с. 5].

Таким образом, на основе анализа приведенных определений мы смогли выделить и охарактеризовать понятие «технологическая практика» — часть учебно-воспитательного процесса, направленного на самостоятельное практическое применение приобретенных знаний, умений и навыков на реальных производственных предприятиях или в учебно-производственных мастерских.

Поскольку в исследовании мы рассматриваем производственную практику, которая в ОПП подготовки бакалавров по направлению подготовки 6.010104 «Профессиональное образование. Строительство» является технологической, то, согласно приведенным выше анализам предлагаем называть ее производственной, так как технологический процесс происходит на производстве.

Эффективность профессионально-практической подготовки зависит от надлежащего определения целей и содержания производственной практики, уровня профессиональной подготовки студентов, осмысление, обобщение и внедрение передового опыта, сочетание всех компонентов учебной деятельности в процессе формирования профессиональной компетентности будущих инженеров-педагогов. Производственная практика является одной из важнейших форм подготовки студентов к профессиональной деятельности и формированию у них профессиональной компетентности, и обусловливает поиск дальнейших путей ее совершенствования.

Литература:

  1. Арыдин В. М. Учебная деятельность студентов: справочное пособие [для абитуриентов, студентов, молодых преподавателей] / В. М. Арыдин, Г. А. Атанов. — Донецк, «ЕАИ-пресс», 2000. — 80 с.
  2. Беляева А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: [метод. пособ.] / А. П. Беляева. — М.: Высш. шк., 1991. — 208 с.
  3. Великий тлумачний словник сучасної української мови / Укл. і гол. ред. В. Т. Бусел. — К., Ірпінь: ВТФ «Перун», 2001. — 1140 с.
  4. Кіньколих М. Ф. Методика організаційного забезпечення проведення виробничої практики та оформлення результатів виконання програмних завдань студентами / М. Ф. Кіньколих // Проблеми освіти: [наук.- метод. зб.]. — К.: Наук.-метод. центр вищої освіти. — 2003.–Вип. 31. — С. 194–200.
  5. Педагогика: Большая современная энциклопедия / [Сост. Рапацевич Е. С.]. — Мн.: «Соврем. слово», 2005. — 720 с.
  6. Положення про організацію навчально-виробничого процесу на виробництві. Наказ від 27.12.2006 № 500/861 [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www.uazakon.com/documents/date_bv/pg_gxwuom.htm. — Назва з екрану.
  7. Положення про організацію навчального процесу у вищих навчальних закладах: Наказ МОНУ № 161 від 2.06.93 р. — [Електронний ресурс]. Режим доступу: www.zakon.rada.gov.ua. — Назва з екрану.
  8. Положення про проведення практики студентів вищих навчальних закладів України / Наказ Міністерства освіти України від 8 квітня 1993 року, № 93. — 16 с.
  9. Постанова від 7 червня 1999 р. № 992 Київ Про затвердження Порядку надання робочих місць для проходження учнями, слухачами професійно-технічних навчальних закладів виробничого навчання та виробничої практики { Із змінами, внесеними згідно з Постановою КМ № 770 (770–2010-п) від 27.08.2010 }.
  10. Производственная практика. [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www.career-st.ru. — Назва з екрану.
  11. Технологічна практика студентів фізико-технічного факультету (для студентів спеціальності 6.010103 «Технічна освіта»): навчально-методичний посібник / Укладач Курок В. П. — Глухів: РВВ ГНПУ ім. Олександра Довженка, 2009. — С. 16.
  12. Виробнича практика / Н. В. Литвинова. Глухів: РВВ ГНПУ, 2013. — 70 с.
Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, знание, навык, строительный профиль, производственная деятельность, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность будущих специалистов, самостоятельная работа, учебная деятельность, учебный процесс.


Похожие статьи

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика

Эффективное профессиональное ориентирование учащихся в качестве педагогико-психологической, социальной проблемы

Реализация технологического компонента методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов

Роль личного информационно-образовательного пространства в становлении ИКТ-компетентности учителя физики

Подготовка преподавателя вуза к поликультурному воспитанию будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности

Воспитательная профориентирующая среда как фактор формирования профессиоведческой компетентности учащегося

Самообразовательная компетенция как фактор формирования будущих бакалавров-педагогов в образовательном процессе вуза

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Формирование профессионально-важных качеств будущих юристов в процессе профессионального обучения

Похожие статьи

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика

Эффективное профессиональное ориентирование учащихся в качестве педагогико-психологической, социальной проблемы

Реализация технологического компонента методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов

Роль личного информационно-образовательного пространства в становлении ИКТ-компетентности учителя физики

Подготовка преподавателя вуза к поликультурному воспитанию будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности

Воспитательная профориентирующая среда как фактор формирования профессиоведческой компетентности учащегося

Самообразовательная компетенция как фактор формирования будущих бакалавров-педагогов в образовательном процессе вуза

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Формирование профессионально-важных качеств будущих юристов в процессе профессионального обучения

Задать вопрос