В статье рассматриваются тенденции развития личности безопасного типа. Данная проблема актуальна в процессе организации безопасной профессиональной деятельности в условиях современного производства.
Время перемен ставит перед образованием новые задачи. Учитывая геополитическое положение нашего государства, можно с уверенностью сказать, что основная нагрузка при их разрешении приходится на инженерное образование. Формирование личности безопасного типа — одна из основных составляющих в подготовке инженера любого профиля. Авторы научных трудов по данной проблеме доказывают, что такая личность способна гасить источники угрозы собственному и иному существованию в самом себе, своевременно предупреждать напряженность в повседневном общении и строить свое поведение на основе прогноза различного рода опасностей, возникающих вследствие предпринимаемых действий в семейно-бытовой, общественной, учебной, производственной, природной и иных сферах. Это человек, свободно ориентирующийся в конкретных жизненных условиях [1, 2].
Мы придерживаемся мнения представителей данной концепции, которые предлагают исходить из того, что безопасность каждого человека во многом зависит от него самого, от того, как этот человек позиционирует себя в жизни, как ведет себя по отношению к другим людям, в какой культуре он воспитывался и что в ней воспринял в качестве руководства к действию. При этом важен безопасный стиль общения и поведения, что является условием большего взаимопонимания, взаимопомощи, взаимодействия.
В этой связи Л. А. Михайлов выделяет следующие педагогические задачи в области формирования личности безопасного типа в вузе:
— вооружение студентов психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;
— развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей;
— повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;
— формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
— формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;
— совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции [3].
Ученый и его последователи считают, что к особенностям личности безопасного типа следует относить:
— характерологические особенности человека по разделению его активности на опасные и безопасные способы самореализации в окружающем мире;
— необходимые мотивационные установки, интеллект, эмоции и волевые качества;
— компетентности в обеспечении политической, экономической, правовой, социальной, нравственной, физической и другой защищенности человека;
— комплекс гражданских качеств;
— уровень культуры общения, взаимодействия, эмоционального самовыражения.
Учитывая особенности личности безопасного типа, можно заметить, что специалист в своей профессиональной деятельности должен быть готов: компетентно решать входящие в должностные обязанности задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности — своей и окружающих; грамотно действовать в опасных ситуациях, условиях чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени, зонах радиоактивного и химического заражения, определять способы защиты от них, позволяющие свести к минимуму ущерб личности, обществу и окружающей среде; оказывать само- и взаимопомощь; распознавать и оценивать возможные факторы риска и опасностей повседневной жизни; оказывать помощь терпящим бедствие; при необходимости оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Особого внимания в данном контексте заслуживает исследование проблем безопасности труда в техносфере, предполагающие наличие у студентов необходимых представлений о структуре техносферы: машинах, механизмах, их действии и возможных опасностях, сопровождающих технологические циклы [4,5].
Для человека, взаимодействующего с механизмами, необходимо наличие умений представить и спрогнозировать возможные варианты развития технологических ситуаций и связанные с ними опасности для работающих.
Рассматривая понятие «развитие направленности студентов на безопасность профессиональной деятельности», считаем необходимым остановиться на соотношении понятий «формирование» и «развитие». Понятие «развитие» в педагогической науке тесно связано с понятием «формирование», но, будучи взаимосвязаны они, как отмечает В. А. Беликов, не тождественны друг другу [6].
Развитие в словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой толкуется как процесс закономерного изменения, переход из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [7]. Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качество, состояние объекта — его состава и структуры [8]. Развитие в философии определяется как процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований индивидов с момента их зарождения до конца жизни. Формирование же представляет собой процесс придания определенной формы [9]. Понятие формирования как отмечает В. А. Беликов, обоснованно употребляется в отношении таких сторон личности, как формирование характера, формирование умений, навыков и т. п. Понятие развитие употребляется в отношении, в первую очередь, способностей и качеств личности.
А. В. Хуторской под развитием понимает процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающий реализацию его жизненного потенциала и назначения [10].
С точки зрения уровневого подхода, развитие рассматривается как переход от одного уровня к другому, к более сложному и качественно отличному. Его определяют как процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной, духовной жизни человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и не управляемых факторов.
В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения В. В. Давыдова, который полагает, что в процессах развития автономных и суверенных систем присутствуют моменты формирования некоторых их составляющих, а в процессах формирования наблюдаются моменты развития отдельных его компонентов [11].
В соответствии с таким подходом развитие направленности на безопасную профессиональную деятельность подчиняется определенным закономерностям, что обусловливает в процессе личностного развития все большую роль его внутренних движущих сил. В качестве регулятора и механизма такого развития выступают ценностные ориентации личности, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате достижения стимулируя постановку новых значимых целей. Достигнутый уровень развития личности, отмечает М. С. Яницкий, последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования ее ценностных ориентаций [12].
Таким образом, понятие «развитие направленности студентов на безопасность профессиональной деятельности» в своем исследовании мы будем трактовать как процесс необратимого, направленного, закономерного, качественного изменения направленности личности на безопасность профессиональной деятельности, переход из одного состояния в другое, более совершенное.
Литература:
- Михайлов, Л. А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: Дис. … д-ра пед. наук / — СПб, 2003. — 340 с.
- Шершнев Л. И. Безопасность человека. / — М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994. — 478 с.
- Михайлов, Л. А. Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности»:Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — М.: ЗАО Издательство «Русский журнал», 2007. — 204 с.
- Белов П. Г. Теоретические основы системной инженерии безопасности. М.: ГНТП «Безопасность», 1996. — 424 с.
- Горина Л. Н. Проблемно-ролевая игра «Проведение экологической экспертизы объекта»: Метод. указания. — Тольятти: Тольяттинский политехнический институт, 1997. — 31с.
- Беликов, В. А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: Монография / — М.: Владос, 2004. — 357 с.
- Ожегов, С.И., Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. /– М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Рос. энцикл., 1997. — 1456 с.
- Дуранов, М.Е., Жернов, В.И., Лешер, О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / — Магнитогорск: МГПИ, 2000. — 362 с.
- Хуторской, А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / — М.: Высш. шк., 2007. — 639с.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Яницкий М. С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности. Автореф. дис. … докт. психол. наук. / — Новосибирск, 2000 г. — 41 с.
- Трайнёв, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. — 2-е изд., / — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. — 280 с., С.84