Проведение анализа конкурентоспособности предприятия и управление ею | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 17.04.2016

Статья просмотрена: 484 раза

Библиографическое описание:

Мартиросян, Лаура Арменова. Проведение анализа конкурентоспособности предприятия и управление ею / Лаура Арменова Мартиросян, О. А. Воливок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 589-592. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28294/ (дата обращения: 18.12.2024).



Конкуренция — это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, она должна стать образом жизни каждого работника.

Конкурентоспособность — это относительная характеристика, отражающая положение предприятия на рынке по отношению к состоянию предприятий-конкурентов, сформированному под воздействием внутренних и внешних факторов.

Перед проведением анализа конкурентоспособности любого предприятия, необходимо установить форму существующей между подвергаемыми анализу фирмами конкуренции, а так же метод конкуренции.

Формы конкуренции описаны в таблице 1.

Таблица 1

Формы конкуренции

Форма

Описание

1

предметная

конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, удовлетворяющими одну и ту же потребность

2

функциональная

конкуренция между товарами — заменителями

3

личностная

имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром

Всего существует три формы конкуренции товара. Конкуренция между предприятия зависит, в основном, от конкуренции между товарами, предлагаемыми этими организациями.

Методы конкуренции:

а) неценовая — на основе повышения качества товара;

б) на основе критерия повышения качества сервиса потребителей товара;

в) ценовая — на основе снижения цены;

г) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;

д) на основе повышения качества процессов управления;

е) интегральная — на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта. [1]

Существует несколько вариантов изменения конкуренции между фирмами:

 конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих фирм;

 конкуренция усиливается, когда крупные фирмы присоединяют другую фирму и принимают решительные меры по выводу её в лидеры;

 конкуренция сильна, когда спрос на товар растёт медленно;

 конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирму на снижение цены или на применение других средств увеличения объёма продаж;

 конкуренция усиливаются, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другие невелики;

 конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм не удовлетворены своей долей рынка;

 конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;

 конкуренция усиливается, когда затраты на выход из рынка велики, высоки барьеры;

 ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирм различаются в значительной мере и открыты большинству.

На конкурентную борьбу фирм влияют факторы, описанные на рисунке 1.

Рис. 1. Факторы, влияющие на конкурентную борьбу

Оценка конкурентоспособности организации осуществляется на основе двух показателей:

а) интегральный показатель конкурентоспособности товаров компании;

б) эффективность функционирования компании.

Эти характеристики достаточно обширны и зависят от вида деятельности, рыночной ситуации, управленческих усилий и т. д. Обобщающие характеристики конкурентоспособности можно сгруппировать по следующим показателям, оценив их затем по десятибалльной рейтинговой системе. [2]

  1. Место расположения предприятия и доступность к рынкам ресурсов и рынкам по реализации продукции.

В зависимости от экономической целесообразности наукоёмкие предприятия тяготеют к трудовым ресурсам с учётом квалификационного уровня привлекаемой рабочей среды. Перерабатывающие предприятия тяготеют к сырьевым регионам. А предприятия торговли и сферы услуг необходимо располагать ближе к потенциальным потребителям их продукции и услуг.

  1. Ценовая политика предприятия и адекватность её рыночным условиям и конъюнктурным особенностям.

Существует два основные подхода для определения оптимальной ценовой политики:

 ориентация на издержки;

 ориентация на рынок.

Согласно данным подходам, ценовая политика предприятия может быть следующей:

а) установление предельно низкой цены на уровне предельно низких издержек при предоставлении покупателю минимального объема сервисных услуг

б) установление дифференцированных цен с учетом покупательского спроса, когда товар предназначен для среднего класса, предпочитающего хорошее качество по умеренной цене.

в) установка высоких цен на престижные товары для обеспечения имиджа предприятия при высоком уровне сервисного обслуживания.

  1. Качество товара и его конкурентность с аналогичными или взаимозаменяемыми товарами, в том числе в процессе эксплуатации.

Качество продаваемого товара должно подтверждаться сертификатом (свидетельством качества) и быть легкопроверяемым.

Главные составляющие конкурентоспособности предприятия:

 высокий технический уровень, надлежащие потребительские свойства, хорошая упаковка, маркировка продаваемых товаров;

 высокий уровень маркетинга и рекламное обеспечение реализации, действенные методы и хорошие источники распространения информации о качестве товара, его уникальности и т. д.;

 соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам;

 организация допродажного и послепродажного гарантийного обслуживания, обучение потребителя правилам пользования;

 оптимальная цена, условия оплаты, расходы по транспортировке и установке для использования;

 своевременность появления на рынке с учётом сезонности реализации, готовности покупателя к использованию данного товара, формирования на него спроса.

  1. Конкурентоспособность рекламы, эффективность её воздействия на потенциальных потребителей.

Показатель конкурентоспособности рекламы позволяет оценивать действенность рекламы с точки зрения активизации покупателя. Реклама рассматривается как способ целенаправленного распространения информации о местонахождении и видах деятельности предприятия, реализуемых товарах и предоставляемых услугах, а также о формах работы с клиентом.

Виды рекламы:

 внешняя — оформление фасада, реклама в печати, на телевидении и в других средствах массовой информации.

 внутренняя — выкладка товаров в магазине, их эстетичность и дизайн, форма расположения, наличие информации о товарах и месте их реализации, современное оборудование для выкладки и организации реализации товаров, наличие ценников и их оформление.

При этом интенсивная реклама позволяет сохранить достаточно высокий спрос на товары при увеличении цен почти в 2 раза по сравнению с товарами нерекламируемыми, имеющими аналогичные потребительские характеристики.

  1. Количество видов и разновидностей выпускаемой (реализуемой) продукции, возможность маневра в изменении ассортимента в зависимости от конъюнктуры рынка.

Этот показатель учитывает, с одной стороны, границы производственных возможностей, с другой — уровень специализации производства и применения современных технологий производства для обеспечения высокого качества продукции при оптимальных затратах.

Определение границ производственных возможностей используется для определения эффективности производства. [3]

Управление конкурентоспособностью на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях, направленное на её повышение, включает:

 управление научными исследованиями, проектными, конструкторскими, технологическими разработками, опытным производством, испытаниями в их взаимосвязи с обновлением и улучшением товаров и услуг;

 управление качеством труда, профессиональной подготовкой, уровнем образования работников;

 поиск, распространение, передачу передового опыта ведения производства и организации рыночных продаж;

 освоение и применение ресурсосберегающих технологий производства и обращения продукции;

 управление качеством товаров и услуг с применением стандартов качества и сертификации продукции;

 осуществление системы маркетинговых мероприятий по продвижению товаров и услуг на рынки сбыта, удержанию и расширению секторов рынка, вытеснению конкурентов;

 использование возможностей повышения спроса на товары и услуги со стороны определённых групп потребителей. [4]

Различают разные виды стратегий обеспечения конкурентоспособности фирмы.

  1. Виолентная стратегия (принуждение) основывется на массовом производстве и поставке на рынки продукции приемлемого для потребителей качества при низких издержках производства, что позволяет производителям устанавливать невысокие цены в расчёте на значительный объём спроса.
  2. Патиентная стратегия рассчитана на завоевание и удержание относительно узких рыночных «ниш», в пределах которых обращаются эксклюзивные товары специального предназначения и весьма высокого качества.
  3. Коммутантная стратегия по аналогии с патиентной организована на удовлетворение небольших по объёму потребителей. Но она существенно отличается тем, что призвана удовлетворять не редкие, а быстро изменяющиеся, кратковременные нужды потребителей товаров и услуг.
  4. Эксплерентная стратегия опирается на достижение конкурентных преимуществ фирмы посредством осуществления конструктивных и технологических инноваций, позволяющих опережать конкурентов в выпуске и поставке на рынок принципиально новых видов продукции. Эксплеренты вкладывают капитал в многообещающие, но рискованные инновационные проекты. [5]

Литература:

  1. Формы и методы конкуренции. NGEBOOKS.COM. http://www.ngebooks.com/ book_63306_chapter_3_2. %C2 %A0Formy_i_metody_konkuren %D1 %81ii.html
  2. Управление конкурентоспособностью предприятия. Библиофонд. http://www. bibliofond.ru/view.aspx?id=559435
  3. Управление конкурентоспособностью организации. ALLBEST. http://revolution. allbest.ru/management/00192529_0.html
  4. Жданкин Н. А. Всеобщий ликбез по СМК / Н. А. Жданкин // Экономические стратегии.- 2008.- № 5/6.
  5. Райзберг Б. А. Курс управления экономикой.- Спб.: Питер, 2008.-528с
Основные термины (генерируются автоматически): товар, конкуренция, услуга, качество товара, метод конкуренции, рынок, стратегия, управление качеством, форма конкуренции, ценовая политика предприятия.


Задать вопрос