Происходящее в нашей стране обновление политической и духовной жизни знаменательно тем, что ставит человека в центр политики и экономики, возвращает общечеловеческим ценностям статус приоритетных. Это происходит и в общественном, и в индивидуальном сознании. Действительность оказывается сложнее той модели, которую каждый из нас осваивал в процессе своей профессиональной подготовки и в повседневной практике. Она ждет от нас большей широты восприятия, глубины понимания социальных явлений, особенностей человеческой психики.
Как и все общество, семья и школа долго терпели бремя авторитарности и догматизма. Сегодня гуманизация отношений внутри семьи, внутри школы так же актуальна, как и взаимоотношения семьи и школы.
Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и школы — это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни. Как для учителей, так и для родителей это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними невозможно.
Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, учителю нужно понять, что именно хотят они воспитать в своих детях, какими средствами пользуются, то есть понять их установки.
Родители, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с теплотой и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют детям самим регулировать свое поведение — это демократичные родители. Они воспитывают социально адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.
Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетается с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям.
У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.
Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий.
В последнее время широко обсуждается проблема родительского контроля, и это, действительно, непростой вопрос. По мнению исследователей семейного воспитания, контроль необходим ребенку любого возраста, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем его мире, среди людей, вещей и правил. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка в самостоятельности. Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребенка.
Трудность воспитания у ребенка способности управлять своим поведением состоит в том, что перед взрослым стоит задача поиска развивающего контроля, который соответствовал бы возрасту ребенка, не ущемлял бы его потребности в независимости и одновременно поощрял бы его к самостоятельности.
Американские психологи считают, что в противовес директивному подавляющему контролю («делай, как я сказал»), который используют авторитарные родители, эффективно применять инструктивный контроль.
Инструктивный контроль правильнее бы назвать «предлагающей помощью»: «Может быть, ты слетаешь так, как я предложу». Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.
Очевидно, что тип контроля естественным образом связан с отношением родителей к детям. Уважая личность ребенка, его собственную позицию, взрослый видит свою задачу в том, чтобы соучаствовать в деятельности ребенка, направлять его поведение. Если же взрослый считает себя обладателем маленького человека, он стремится управлять им, диктовать ему.
Дисциплинарно ориентированные родители не всегда холодны или безразличны к своему ребенку. Как правило, они не умеют проявлять свою теплоту к ребенку, либо непоследовательны в выражении своих чувств: то ласкают детей, то кричат на них.
Там, где царят традиции авторитарного воспитания, родители убеждены, что они имеют право на ребенка — наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать его дружеские привязанности: «Это мой ребенок, я его воспитываю, я за него отвечаю. Он должен стать таким, как я хочу».
Вопрос о контроле и предоставляемой свободе, их роли в развитии ребенка — проблема не только семейного, но и общественного воспитания. В настоящее время усилия учителей направлены на то, чтобы поведение детей было как можно более унифицированным, подчиненным общему распорядку. Взрослые пресекают любыенестандартные формыповедения детей, выходящие за рамки проявления индивидуальности.
В школе каждый должен делать то, что полагается: все должны есть то, что дают в столовой, носить форму, не ложиться на пол и т. д. За нарушениями правил распорядка следуют санкции. Взрослые уверены, что требуют необходимого и естественного, правда, не спрашивая детей, согласны ли они с этими правилами.
Ни для кого не секрет: чем строже взрослый мир предписывает детскому миру законы послушания, тем с большей дерзостью детский мир отвечает неповиновением. Может быть, когда дети будут чувствовать себя в школе хоть в какой-то мере хозяевами, взрослым станет понятно, какую степень свободы они способны дать детям. Воспитывающие детей взрослые нередко стоят перед проблемой принуждения. В семьях, где принят авторитарный стиль воспитания, это весьма распространено. Особенно часто родители прибегают к принуждению, если нужно, чтобы ребенок что-то сделал: помог по дому, сел за уроки.
Русская гуманистическая мысль еще в прошлом веке понимала воспитание как взаимодействие равноправных участников, признавая за ребенком собственное отношение к воспитательным воздействиям взрослых. Тревожные и самоуверенные родители способны отрицать в ребенке значимость его личности: одни из-за своей тревожности («Ни ты, ни я ничего хорошего не заслуживаем, и ничего у нас с тобой хорошего быть не может»), а другие — из-за своей самоуверенности («Чтобы сравниться со мной, тебе многое надо совершить, а еще неизвестно, что из тебя получится»).
Если ребенок начинает понимать, что родители полюбят его только за что-то — за успехи, похвалу окружающих — и, следовательно, сам по себе он никакой ценности не представляет, он отвечает на это неуверенностью, самоотрицанием, пессимистическим отношением к жизни.
Родители не всегда отдают себе отчет в том, что родительская любовь дает детям чувство защищенности, жизненной опоры, делает их сильнее и увереннее. Если ребенка любят в детстве — принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми и сам будет способен любить. Любовь родителей к детям непременно вернется к ним любовью детей в старости.
Как правило, родители школьников, редко задумываются о том, как относятся к ним их дети. Может ли принимать ребенок холодных родителей, всегда готовых к наказанию, или безразличных, занятых собой, или постоянно опекающих ребенка в ущерб его самолюбию? Результаты психологических исследований говорят о том, что младшие школьники принимают любых родителей. Детям этого возраста свойственна «разлитая доброжелательность»: они настроены на хорошее отношение к другим, особенно близким людям, и сами ожидают от них такого же отношения.
Нередко в семьях младших школьников провинившемуся ребенку долго и с раздражением выговаривают за проступок, оценивая и проступок, и самого ребенка. В потоке назидательных оценок родители подчас утрачивают чувство меры и чувство собственного достоинства, а значит, и авторитет. Желая объяснить ребенку смысл его проступка, родители превращают объяснения в назидания, а разговор в наказание. Вряд ли родители сознательно выбирают назидание в качестве наказания. Скорее всего, они действуют импульсивно, не думая о том, как воспринимает этот способ воздействия ребенок и есть ли прок от такого способа.
Наказывая ребенка, взрослому следует помнить, что с ребенком надо обращаться как с равным, даже если он совершил проступок, требующий наказания; ребенок имеет право на собственную точку зрения, пусть он не прав; в общении с ним нужно попытаться смотреть на себя его глазами, даже если считаешь себя абсолютно правым; обсуждая с ребенком его проступок, не надо переносить оценку его проступка на всю его личность.
Только рядом со взрослым, признающим в ребенке «внутреннего человека», уникальность его личности, ребенок может прожить детство во всей его полноте.
Литература:
- Максакова В. И. Педагогическая антропология: учеб. пособие / В. И. Максакова.- М.: «Академия», 2004.- 208с.
- Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие / А. В. Мудрик.- М.: «Академия», 2006.- 304с.
- Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская.- М.: «Академия», 2004.- 224с.
- Педагогика: учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2006.- 608с.
- Сластенин В. А. Общая педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. Под ред. В. А. Сластенина.- В 2-х ч.-М.: ВЛАДОС, 2003.