Важнейшее место в жизни человека занимает трудовая и профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается любая сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Любая деятельность оказывает влияние на человека. Многие из его свойств оказываются невостребованными, другие, способствующие успешности, «эксплуатируются» годами. Отдельные из них могут трансформироваться в «профессионально нежелательные» качества; одновременно развиваются профессиональные акцентуации — чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении.
В процессе длительного выполнения профессиональной деятельности признается разнонаправленность изменений личности. Отмечается, что профессиональное развитие личности сопровождается личностными приобретениями и потерями. Происходит то, что называют деформациями (искажениями) и деструкциями (разрушениями) — как социально одобряемой структуры деятельности, так и самой личности профессионала [3, с. 171].
Профессиональная деформация социально обусловлена, в связи с тем, что человек, подвергшийся деформации, не только продолжает в ситуациях не связанных с исполнением своих служебных обязанностей выполнять свою профессиональную роль, но и изменяет (искажает) свое трудовое поведение.
Под деформациями трудового поведения следует понимать искажения, причиной которых является влияние, как внешних, так и внутриличностных сил, которые действуют взаимозависимо и взаимообусловленно, усложняя общую картину социодинамики. [8, с. 27]
Данное влияние обусловлено поведением человека, его взаимоотношениями с коллегами, друзьями в быту, на производстве. Важное значение имеет реализация человека в жизни: его цели, характер мышления, идеалы, сопротивляемость внешним факторам.
Поведенческие деформации различны, особо часто встречающиеся следующие: некомпетентность, боязнь самовыражения, карьеризм, закрытость личности.
Некомпетентностьследствие недостаточности знаний, умений, навыков у работника, отсутствия профессионального опыта, образования, необходимой квалификации. Некомпетентность может быть связана с плохой организацией труда в коллективе, отсутствием нужной информации, и неправильными управленческими решениями, что отражается на качестве работы сотрудников.
Боязнь самовыраженияформируется в связи с пассивной жизненной позицией личности, отсутствием целей и положительных установок, недоверием к людям, нежеланием познавать новое, что приводит к потере смысла жизни, интереса к работе и снижению профессионализма.
Карьеризм — желание сделать карьеру, добиться успеха, продвижения по службе, не считаясь с интересами дела, стремление занять руководящие должности и получать привилегии. Гипертрофированное стремление к достижению и организации своей карьеры, превращает трудовую деятельность в борьбу за положение, статус и привилегии.
Закрытость личности — деформация, возникающая в результате обособления личности. Дефицит общения негативно сказывается на поведении. Человеку свойственна замкнутость, автономность, что создает трудности в межличностном общении и во взаимоотношениях в коллективе.
Таким образом, в результате профессиональных деформаций изменяется не только личностные качества работника, но и его трудовое поведение, что мешает его профессиональному росту, адаптации к новым условиям.
Данные проблемы имеют социальный аспект, рассматриваются как негативные и приводят к застою производства и к глубокому технологическому отставанию.
Современная система профессионализации работника, которая ориентируется главным образом на обучение, а не на воспитание, сегодня не дает аналогов здорового трудового поведения. В этом смысле более предусмотрительной была система советского периода, которая всегда разрабатывала социальный заказ на «положительного героя», «активного строителя коммунизма», «рабочего-героя», готового к трудовым подвигам даже в условиях экстремальных ситуаций и бытовой неустроенности. Это во многом снимало поведенческие деформации. [8, с. 31].
В современном обществе в условиях экономической нестабильности, низкий уровень жизни граждан, их материальная необеспеченность способствуют тому, что деформации обостряются и распространяются, что отрицательно влияет на формирование здорового трудового поведения.
С целью преодоления профессиональных, поведенческих деформаций работнику необходимо разработать свою индивидуальную программу профессионального развития, включив в нее следующие задачи:
учиться позитивно мыслить, формировать положительные установки, пересматривать устаревшие убеждения;
повышать профессиональный уровень, познавать новое.
анализировать и моделировать свое поведение, вести дневник, описывая свою профессиональную биографию, выражая отношение к ее событиям, осмысливая пережитый опыт;
сохранять свой энергетический потенциал, доверять своей интуиции.
Каждому человеку совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального развития и самосохранения, стремясь постоянно приближаться к решению поставленных задач в зависимости от зрелости своей личности. Результатом и показателем эффективности программы самосохранения являются физическое, а также профессиональное творческое долголетие человека.
Литература:
- Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004. 272 с.
- Грановская Р. М. Психологическая защита. СПб, 2007. 476 с.
- Дружилов С. А. Профессиональные деформации как индикаторы дезадаптации и душевного неблагополучия человека // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 171–178.
- Дружилов С. А. Психология профессионализма: инженерно-психологический подход. Харьков, 2011. 296 с.
- Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб, 2003. 608 с.
- Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций. М, 2005. 240 с.
- Фонарев А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М, 2005. 560 с.
- Шаталова Н. И. Деформации трудового поведения работника // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 26–33.