В статье рассматривается существующая система организации сбора и удаления твердых бытовых отходов на территории ЯНАО, анализируются основные проблемы существующей системы обращения ТБО.
Ключевые слова:твердые бытовые отходы (ТБО), переработка, захоронение, полигоны,субарктическая зона, технологии переработки, ЯНАО.
По своим природно-климатическим условиям ЯНАО относится к наиболее неблагоприятным для проживания человека и ведения хозяйства территориям, который отличается наибольшей жесткостью климата, мощной криолитозоной зоной, огромная часть территории расположено за Полярным кругом.
Важными факторами северной зоны с точки зрения организации сбора и удаления отходов являются: продолжительные периоды преобладания низких температур, большое количество осадков в зимний период, снегопереносы. В этих условиях усложняется эксплуатация специального оборудования и транспортных средств, срок службы которых резко сокращается из-за повышенной хрупкости металла и резины [7].
В Ямало-ненецком автономном округе в настоящее время достаточно остро стоят проблемы обращения с ТБО. До сих пор в округе не развита система использования вторичных ресурсов. Также до сих пор остается нерешенной проблема захоронения, утилизации и обезвреживания токсичных отходов. В большинстве муниципальных образований ТБО направляются на свалки и полигоны для захоронения без обработки и сортировки.
В автономном округе на 48 поселений и городских округов (количество населенных пунктов — 85) приходится всего 11 полигонов ТБО и 13 санкционированных свалок [6]. Сводные характеристики объектов размещения отходов приведены в табл. 1.
Таблица 1
Сводные характеристики объектов размещения отходов
Наименование |
Характеристика |
|||
Полигоны |
Санкционированные свалки |
Несанкционированные свалки |
Всего |
|
Общее количество |
32 |
17 |
28 |
77 |
Общая площадь, га |
247,32 |
159,06 |
58,31 |
464,69 |
Большая часть полигонов не отвечают санитарным требованиям, в связи с чем, являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха.
Несанкционированные свалки не имеют документов о целевом отводе земельных участков, не оснащены системами защиты и системами мониторинга окружающей среды, расцениваются как накопленный экологический ущерб и подлежат закрытию и рекультивации [6].
Таким образом, полигонами ТБО обеспечены г. Муравленко (1 ед.), г. Салехард (1 ед.), г. Ноябрьск (3 ед.), г. Новый Уренгой (2 ед.), г. Губкинский (1 ед.), пгт. Пангоды (1 ед.), а также п. Правохеттинский Надымского района и д. Харампур Пуровского района (обслуживаемые ведомственными полигонами ТБО) [6].
Практически во всех сельские поселениях ЯНАО, а также г. Лабытнанги, г. Надым Надымского района и г. Тарко-Сале Пуровского района, в которых организованное размещение отходов осуществляется на санкционированных свалках, полигоны ТБО отсутствуют. Наиболее критическое положение с объектами размещения отходов сложилось в Шурышкарском районе, в котором все объекты размещения отходов являются несанкционированными свалками [6].
Существующая структура управления ТБО ЯНАО имеет следующие основные недостатки:
слабоуправляемая система вывоза и захоронения ТБО, приводит к возникновению несанкционированных свалок;
неразвитая инфраструктура раздельного сбора, утилизации, обезвреживания и экологически и санитарно-эпидемиологически безопасного размещения ТБО, в ЯНАО отсутствуют предприятия переработки ТБО, практикуется захоронение на полигонах.
Для решения указанных проблем, была утверждена Комплексная схема обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2015–2020 годов [6], реализация которой позволит достичь задачи, указанных в нормативно-правовых актах:
утвержденных Президентом РФ: Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, разработанной во исполнение Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу от 18 сентября 2008 года № Пр-1969 [1], Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года от 30 апреля 2012 года [2],
утвержденной приказом Минприроды России: комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 298 [3];
утвержденному приказом Минстроя России: комплексу мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации от 08 августа 2014 года № 447/пр [4];
а также нормативно-правовых актов ЯНАО: Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года от 14 декабря 2011 года № 839; плану действий автономного округа по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года от 27 января 2014 года № 20-РП.
В соответствии с Комплексной схемой обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, будет предусмотрено экономическое стимулирование и образована трехуровневая система управления отходами: региональный оператор по обращению с отходами потребления; городские операторы по обращению с отходами потребления; районные операторы по обращению с отходами потребления.
Также комплексной схемой предлагается закрепить решение вопросов по сортировке, извлечению полезных ценных компонентов для повторного использования за операторами, в пользовании которых находятся законные объекты размещения отходов, обустроенные мобильным модулем ТБО, мобильным комплексом ТБО, мусоросортировочным комплексом и (или) необходимым оборудованием. Представляется, что реализация Комплексной схемы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами позволит решить проблемы в части управления обращения с ТБО.
литература:
- Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утверждена Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года № Пр-1969 — Режим доступа: http://base.consultant.ru. — БД Консультант Плюс.
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Президентом РФ 30.04.2012 г. — Режим доступа: http://base.consultant.ru. — БД Консультант Плюс.
- Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 августа 2013 г. № 298 — Режим доступа: http://base.consultant.ru. — БД Консультант Плюс.
- Об утверждении формы комплекса мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации: Приказ Минстроя России от 8 августа 2014 № 447/пр // Нормирование в строительстве и ЖКХ. — 2014. — № 4.
- Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 августа 2013 г. № 298 — Режим доступа: http://base.consultant.ru. — БД Консультант Плюс.
- Об утверждении комплексной схемы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2015–2020 годов: Постановление Правительства ЯНАО от 26.11.2014 № 968-П (вместе с «Перечнем объектов размещения отходов, подлежащих закрытию, ликвидации (рекультивации) в период 2015–2020 годов») // Красный Север. — спецвыпуск № 86/2. — 2014.
- Шканов С. И. Организация сбора отходов на территории России и в зарубежных странах. — [Электронный ресурс] — URL: http://www.waste.ru/modules/section/item.php?itemid=32 (дата обращения: 12.02.2016).