Важнейшая задача обучения черчению развитие статических и динамических представлений учащихся. Сознавая это, надо использовать богатые возможности курса черчение в процессе графической подготовки учащихся. Однако круг используемых задач может быт, значительно расширен и более продуктивно направлен на развитие подвижности пространственных представлений учащихся. Обучение различным преобразованиям осуществляется в учебных разных предметах. Этот вид деятельности учащихся содействует у них таких важных для человека наших дней качеств, как способность комбинировать, умение анализировать исходные данные с разной точки зрения и переосмысливать их в соответствии с условием поставленной задачи. Сюда же относятся способность к переконструированию, умение воплощать информацию в схематической, «знаковой» форме в более наглядную, готовность к управлению процессами и явлениями, не поддающимися непосредственному наблюдению на основе их образно знаковых моделей, общая творческая направленность мышления учащихся. Процесс трудового обучения и его ориентация на приобщение их к элементам конструирования и творчества органически связывает мысленные преобразования графических изображений с реальной деятельности учащихся.
Углублению работы в этом направлении могут содействовать задания двух видов:
1) связанные с изменением пространственного положения предметов или их частей и
2) связанные с мысленным преобразованием формы изображаемых предметов.
Задания, связанные с изменением взаимоположения частей предметов в результате их сдвига.
Пример первый. (рис.1). мысленно сдвинув часть детали, отмеченную буквой А, так, чтобы ее отверстие совпало с отверстием в основании буквой Б, и выполнить в трех видах чертеж реконструированной детали. Учесть, что отверстия в детали сквозные. Выбор главного вида указан стрелкой.
Пример второй (рис.2) мысленно передвинуть верхнюю часть детали, отмеченную буквой Б, вперед до совпадения с передней границей основания буквой А выполнить в трех видах чертеж реконструированной детали.
Рис. 1.
В процессе выполнения заданий этого вида создаются условия для большего развития пространственных представлений учащихся. Ход решения задач связан с различными по своему содержанию мысленными действиями.
Рис. 2
Деталь состоит из следующих элементов (Рис.3):.
1-часть шестиугольной призмы с отверстием; 5-конус с цилиндрическим отверстием; 2-параллелипед с отверстиями; 6-восмиугольная призма; 3-част полога цилиндра; 7-параллелепипед с отверстием; 4-полый цилиндр; 8-част цилиндра;
В начале — это анализ общей формы предметов, а затем — изучение формы ее частей. В заключении — переработка образа, зрительно воспринимаемого в чертеж в заданном количестве видов. При этом приходиться мысленно отвлечься, не принимать во внимание часть предмета, не мысленно отвлечься, не принимать во внимание часть предмета, не подлежащую сдвигу.
Рис.3
Этот процесс связан с восприятием наглядного изображения в фиксированном положении.
Заключительная часть работы ставит перед учащимся иную пространственную задачу — на «представливание», которая вместе с тем связана и с преобразованием изображением. Учащийся должен мысленно представить часть предмета в новом пространственном положении, сдвинув ее в заданном направлении, а затем завершить выполнение чертежа. Таким образом, пространственные задачи на преобразование одних видов графических изображений в другие, широко используемые в практике обучения черчению, дополняются еще одной задачей, содействующей развитию подвижности пространственных представлений у учащихся.
Есть реальная возможность расширить круг задач, которые полезно использовать в процессе обучения черчению с целью развития пространственных представлений учащихся. Большие возможности для развития подвижности этих представлений имеют задачи двух типов: требующие мысленного преобразования формы предмета или его частей. Те и другие задачи заметно обогащают графическую деятельность учащихся, содействуют повышению их интереса к работе, а сама работа становится более содержательной и продуктивной.