Внедрение сетевых технологий в обучение курса «Информатика и информационные технологии» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 11.04.2016

Статья просмотрена: 702 раза

Библиографическое описание:

Юлдошев, И. А. Внедрение сетевых технологий в обучение курса «Информатика и информационные технологии» / И. А. Юлдошев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1072-1076. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28381/ (дата обращения: 18.12.2024).



Реформа системы образования, внедрение в учебный процесс средств информационных технологий и за счет использования их обеспечить эффективное прохождение уроков подтверждается в законе «Национальной программы подготовки кадров» Республики Узбекистана. В нем приведена фраза: “На основе современных информационных технологий, компьютеров и компьютерных сетей будет развиваться предоставления информации в процесс обучения».

С этого видно что, предусмотрено использование компьютерных сетей в процессе учебы, и в тоже время создание информационного пространства в системе образования и планомерного формирования.

Годы идут, меняется наша жизнь, меняются и технологии в различных областях деятельности человека, в том числе, и в сфере информационных технологий. Существовавшие до сих пор методики обучения устарели, и на смену им пришли новые, которые становятся подходящим инструментом для осмысленного, заинтересованного обучения.

В настоящее время во многих учебных заведениях существует компьютерный класс, оснащенный сетевыми компьютерами, а то и несколько таких классов. Практически одновременно с появлением компьютера возникла проблема передачи информации между ними. Можно передавать информацию с помощью машинных носителей информации. Но этот способ достаточно медленный и неудобный. Значительно лучше связать сетевыми кабелями, чтобы они обменивались информацией самостоятельно, без участия человека. Если соединить две компьютера и написать программу для передачи информации, то можно получить простейшую вычислительную сеть. Когда соединяются вместе несколько компьютеров, обмениваться информацией становится сложнее. Но, несмотря на возникающие проблемы, принципы соединения множества компьютеров в сеть остаются те же, что и для двух. То есть, компьютеры должны быть соединены с помощью линий связи. Для подключения линий связи к компьютерам используются специальные электронные устройства, и кроме того на каждом компьютере устанавливаются программы для совместной работы в сети.

Итак, компьютерная сеть — это объединение компьютеров, линий связи между ними, и программ, обеспечивающих обмен информацией. В зависимости от удалённости компьютеров, объединённых в сеть, в качестве линий связи могут использоваться кабели, телефонные линии, радиосвязь, с том числе спутники, а также оптоволоконная связь, в которых информация передаётся с помощью света.

Компьютерные сети бывают локальными и распределёнными. Локальной называется компьютерная сеть, объединяющая компьютеры, расположенные в одном здании или в соседних зданиях. Если же соединённые компьютеры находятся в разных частях города, а иногда и в разных городах и странах, то такие сети называют распределёнными. Иногда распределённые сети называют также территориальными. Часто к распределённой сети подключаются не отдельные компьютеры, а локальные сети. Таким образом можно создавать корпоративные сети для предприятий, имеющих филиалы в других городах. Распределённые сети мирового масштаба также называют глобальными сетями. Интернет и является самой известной глобальной компьютерной сетью.

На кафедре «Прикладная математика и информатика» Каршинского ГУ разработана методика использования локальной сети в обучении учеников педагогических, профессиональных колледжей и академических лицеев по курсу «Информатика и ИТ». С этой целью созданы разработки уроков. В каждой разработке уроков имеются технологические карты прохождения урока и методика внедрения инновационных педагогических технологий.

На примере темы: “Современный процессор таблица” (разчитан на 2 академических часа) приведем общую структуру эксперементальной разработки урока по курсу “Информатика и ИТ” для студентов колледжей и академических лицеев.

Цель урока:

а) образовательный:

– использование сетевой технологии в обучении учащихся к алгоритму отправления и приёма информации;

– объяснить ученикам суть системы;

– ознакомить учащихся с понятием электронная таблица;

– формирование у учащихся понятий современный программыMSExcel.

б) воспитательный:

– формирование у учащихся культуры и интереса обмены необходимой информации с помощью сетевой технологии;

в) развивающий:

– развитие алгоритмического мышления, расширение кругозора.

Тип урока: урок — закрепление изученного.

Вид:урок-практикум.

Содержание урока:учитель рассказывает, как работает сетевая технология, даёт информацию о современном процессор таблице, ячейки, строки, столбцы, формулы, функции, диаграммы, сортировки, фильтр и т. д.

Методы применяемые на уроке: с использованием сетевой технологии и педагогических технологий: умственная атака, кейс технология и др.

Оснащение урока:компьютеры (10–12 штук) подключенные к локальной сети, визуальные текстовые средства, визуальные изобразителные средства, видеопроектор. Сетевая топология — “Звезда”. Стандартные программы операционных систем MicrosoftWindows, специализированные программы поддержки образовательного процесса в локальной сети: Radmin.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационное начало урока. Постановка цели урока.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по электронным таблицам в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы необходимо надо знать и выполнять следующие правила:

Нельзя самостоятельно без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры;

Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов;

Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде;

Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом;

Нельзя ходить по классу, вставать со своего места;

В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари — подозвать учителя.

  1. Фронтальный опрос.

Учитель: На прошлом теоретическом занятии мы изучали и говорили о дополнительных возможностях EXCEL. На дом были даны вопросы исследовательского характера. Давайте обратимся к ним. Учитель опрашивает учеников по домашним заданиям и их оценивает. Походу объяснения темы, учитель проводит опрос учеников с помощью локальной сети по технологии «Умственная атака и кейс технология» (по одному ученику выходят по сети к главному компьютеру и отвечают):

Ответы на вопросы:

Учитель (Сервер-главный компьютер)— (Вопрос) Для чего нужна программа Excel?

Ученик (А— Клиент)— (Ответ) Для создания таблиц, графиков и диаграмм. Показывает таблицу, график, диаграмму, созданную в Excel.

Учитель (Сервер-главный компьютер)— (Вопрос) Как вы понимаете термин «деловая графика»?

Ученик (B— Клиент)— (Ответ) Под этим термином обычно понимают графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные.

Учитель (Сервер-главный компьютер)— (Вопрос) Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel?

Ученик (C— Клиент)— (Ответ) Спомощью его богатой библиотеки диаграмм можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, измеряя размеры и расположение на листе, и вставляя диаграммы в нужное место листа.

Учитель (Сервер-главный компьютер)— (Вопрос) При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel?

Ученик (D— Клиент)— (Ответ) Спомощью кнопки вызова Мастера диаграмм. Ответ демонстрируется на компьютере.

Учитель (Сервер-главный компьютер)— (Вопрос) Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле?

Ученик (E— Клиент)— (Ответ) Внести знак «=», затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций. Контролировать ввод формулы можно, используя окно ввода формулы.

Изложение нового материала.

Учитель:Мы с вами повторили данные вопросы. А как вы думаете, для чего нам нужны они?

Ученик: Ответ: для изучения сегодняшней темы.

Учитель:Тема сегодняшнего урока «Современный процессор таблица». В этом мне будут помогать ученики — консультанты:

1 Консультант по математике и 2 Консультант по информатике.

1 Консультант.Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью абсцисс. Для начала вспомним виды уравнений:

y=kx+b — линейное; y=ax2+bx+c — квадратичное; y=x3 — кубическое.

Если мы решаем систему уравнений, то ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функций. Этот метод нахождения называется графическим. Для нахождения корней системы уравнений графическим методом рассмотрим систему:

Преобразуем данную систему в приведенную

Далее в системе координат строим функции y=x2 и y=2x+9. Точки пересечения графиков и будут решением данной системы.

2 Консультант. (проводится одновременно с работой учеников на компьютерах синхронно с учеником — консультантом). С помощью программы Excel можно строить практически любые графики.

Для оценки решений воспользуемся диаграммой, на которой отобразим графики обеих функций. Сначала построим таблицу: Первая строка — строка заголовок. Далее для построения этой таблицы использовались следующие формулы: При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента х= — 10, для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 занести формулу А2+1 и скопировать ее до ячейки А23;

При заполнении столбца В в ячейку В2 заносится формула А2*А2, которая затем копируется до ячейки В23;

При заполнении столбца С в ячейку С2 заносится формула 2*А2+9, и так же копируется до ячейки С23.

С помощью мастера диаграмм видно выберем тип диаграммы точечная и построим черновую диаграмму первоначальной оценки решения.

На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения — эти координаты этих точек и есть решения системы. Так как шаг изменения аргумента был достаточно велик, то мы получим приближенные значения решений. Решением системы будут координаты точек пересечения графиков: х1=4,2; у1=4,8; х2=4,2; у2= 17,5.

Таким образом, мы видим, что используя программу Excel, можно графически решить практически любое уравнение. У вас индивидуальные карточки, начнем работу по ним. У кого будут затруднения, я буду помогать.

Закрепление новой темы. (Метод применяемый на закрепление новой темы технология «Кейс технология») Для закрепления пройденной темы, учитель отправляет ученикам (клиентам) проблемное задание в приведенной форму через сервер. Процесс выполнения и их результаты контролирует учитель с помощью программы управления локальной сети. Соответственно он поэтапно оценивает ответы учеников.

Ученик (С— Клиент IP адрес-192.168.0.7)Какие адреса имеют указанные ячейки;

Рис. 1.

Ученик (J— Клиент IP адрес-192.168.0.11) Введите адрес активизированной ячейки (Рис.1);

Ученик (JКлиент IP адрес-192.168.0.12) Спомощью какой клавиши лента выполняются следующие операции (Рис. 2):

 Загрузка таблицы с диска;

 Вычисление суммы столбца;

 Создание нового листа;

 Запись таблицы на диск.

Рис. 2. Кнопка «Office» и главная лента в программы MSExcel

Опорные понятия: таблица, ячейки, функция, формула, диаграмма, графика, сортировка, фильтр и др.

Поощрения учащихся (оценка знаний учащихся проводится по утвержденной системе баллов).

Домашнее задание:

  1. Написать в тетради о современной процессор таблицы.
  2. Проанализировать и проверить свои индивидуальные задания и оформить отчеты в тетради.

Литература:

  1. Абдукадиров А. А., Юлдошев И. А. Методика преподавания информатики (при помощи локальных и глобальных сетей).- Учеб.мет. пособие. -Т.: Наука и технология, 2010.-28–32 с.
  2. Юлдошев И. А. Современные технические средства и технологии в образовании. — Монография. –Т.: Наука и технология, 2015.- стр. 210.
  3. www.ziyonet.uzРесурсным центром сети.
  4. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики.
Основные термины (генерируются автоматически): локальная сеть, Сервер-главный компьютер, ученик, диаграмма, компьютер, сетевая технология, сеть, учитель, график, Клиент, Ответ, таблица, ячейка.


Похожие статьи

Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках «Информатики и ИКТ»

Использование инновационных технологий в процессе преподавания предмета «Самопознание»

Интегрированные проекты в образовательной области «Технология»

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Использование ИК-технологий в контроле знаний бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Методические аспекты преподавания дисциплины «Информационный менеджмент»

Методика преподавания курса «Информатика и информационные технологии» (для специальности «юриспруденция»)

Внедрение интегрированного подхода при освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе СПО

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Похожие статьи

Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках «Информатики и ИКТ»

Использование инновационных технологий в процессе преподавания предмета «Самопознание»

Интегрированные проекты в образовательной области «Технология»

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Использование ИК-технологий в контроле знаний бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Методические аспекты преподавания дисциплины «Информационный менеджмент»

Методика преподавания курса «Информатика и информационные технологии» (для специальности «юриспруденция»)

Внедрение интегрированного подхода при освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе СПО

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Задать вопрос