Нейролингвистическое программирование в практической деятельности врача | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 17.04.2016

Статья просмотрена: 2038 раз

Библиографическое описание:

Тимохина, М. А. Нейролингвистическое программирование в практической деятельности врача / М. А. Тимохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 882-884. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28390/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена некоторым аспектам нейролингвистического программирования — молодого направления практической психологии, его эффективности в практической деятельности врача. Приведены рекомендации по использованию технологии в работе сотрудников системы здравоохранения.

Ключевые слова: нейролингвистическое программирование, практическая психология, практическая медицина.

The article is devoted to aspects of neuro-linguistic programming — young direction of practical psychology, its effectiveness in practice of physician. The recommendations on the use of technology in health care workers are given.

Key words: neuro-linguistic programming, practical psychology, practical medicine.

НЛП, или нейролингвистическое программирование — модель межличностной коммуникации, изучающая, главным образом, взаимодействие между эффективными паттернами поведения и субъективным опытом (особенно шаблонами мышления), лежащим в их основе; система альтернативной терапии, основанная на этом, суть которой заключается в обучении людей осознанности и эффективной коммуникации [1]. НЛП включает в себя три наиболее важных компонента — нервная система, языковой и программный компонент, которые участвуют в формировании жизненного опыта. Так, нервная система определяет характер функционирования живого организма, языковой компонент ответственен за коммуникации и самопрезентацию, программы определяют модели мира и поведения, по которым живет человек. Нейролингвистичское программирование описывает как разум (нейро) и язык (лингво), взаимодействуя между собой, влияют на тело человека и его поведение (программирование).

Нейролингвистическое программирование — относительное молодое направление практической психологии, возникшее в начале 70-х годов 20 века учеными Р. Бэндлером и Дж. Гриндером [2], которое с успехом используется и в практике специалистов медицинского профиля.

Первая аксиома нейролингвистического программирования — карта не является территорией. Это о том, что все люди разные, слышат и чувствуют все абсолютно по-разному. Каждый живет не в реальном мире, а лишь в собственной его «интерпретации».

Карта — не территория, а диагноз — не болезнь [3]. Диагноз кратко выражает мнение врача о состоянии пациента, выраженное при помощи специальной медицинской терминологии. И тут важно, как правильно подать информацию, каким образом ее воспримет сам больной. Так, можно считать катастрофой стенокардию напряжения, а можно радоваться, что это не стенокардия покоя. В век развитых информационных технологий, возникновения огромного числа инструментальных методов исследования и доступности медицинской помощи в целом, возникла следующая проблема: люди описывают себя не с точки зрения ощущений, а мыслят языком диагнозов. Зачастую, приходя на прием, пациент на вопрос «Что Вас беспокоит?» отвечает «Высокий уровень лейкоцитов». Возникает вопрос, как человек способен ощущать изменения лабораторных показателей? Да и не каждый сможет, не имея медицинского образования, интерпретировать данный показатель, не говоря уже об ощущении. Это лишь цифра в его медицинской карте. Любопытно, а собака или кот знают, что у них повышены лейкоциты?

Похожая ситуация с межпозвонковыми грыжами. Повсеместное введение компьютерной томографии привело к гипердиагностике, а болевой синдром в области спины стали чаще трактовать именно с позиции этих «находок». Вновь можно ограничить себя рамками диагноза, а можно и выйти за пределы этих рамок. Огромную роль в дальнейшем поведении пациента играют его взаимоотношения с врачом.

Вторая аксиома: в основе любого поведения лежит позитивное намерение. Так, алкоголик не может приспособиться в этой жизни без алкоголя, диабетик без сахара. И дело лишь в том, что текущее поведение, демонстрируемое человеком, представляет наилучший выбор из доступных ему в данный момент. Лучше иметь выбор, чем вовсе не иметь его, и чем больше возможностей выбора, тем более гибко можно решать жизненные проблемы. Задача врача на данном этапе предоставить пациенту ту самую здоровую альтернативу нежелаемому поведению, не осуждая его.

Третья аксиома: нет поражений, есть только обратная связь. Не всегда рекомендации врача дают ожидаемый отклик в сознании пациента. Может, рекомендация врача дана не в то время, либо выполняется не тем образом, а быть может не подходит ситуации. Необходимо быть гибким, вовремя заметить и изменить ситуацию, ведь одно и то же действие приводит к одному результату. Это касается, например, модификации факторов риска заболеваний, ни один из которых не эксклюзивен, и всегда найдется много способов решения проблемы. Существует и вопрос грамотной подачи рекомендации или лечения. Так, например, фразы в стиле «ну, что вы хотите в вашем возрасте», «начнем лечение с адреноблокаторов…пока не отекут ноги» (то есть адреноблокаторы не помогут, а ноги все равно отекут со временем) создают негативную установку и формируют отрицательную обратную связь.

Четвертая аксиома: принцип ответственности. Каждый из нас сам несет ответственность за то, как управляет своим состоянием и мозгом. Никто из окружающих не виноват в ваших неудачах: ни правительство, ни Минздрав, ни ваш терапевт ни при чем.

Помимо навыков эффективного общения и взаимодействия с пациентом, специалисты в нейролингвистическом программировании имеют определенные успехи в коррекции психосоматических заболеваний. Существуют документально подтвержденные факты успешного лечения аллергии, а также улучшения послеоперационного прогноза при хроническом заболевании сердца [5].

Оставаясь перспективным и новым направлением в практической психологии, нейролингвистическое программирование медленно, но верно становится достоянием практической медицины, эффективно дополняя стандартные схемы лечения пациентов.

Выводы.

  1. Успешность терапии прежде всего зависит от характера взаимоотношений между пациентом и врачом, их взаимного доверия. Врач должен стремиться воспринимать каждого пациента как уникальную личность, отметить его индивидуальные особенности, с учетом которых разработать подход к эффективной коммуникации.
  2. Важным моментом в лечении является идентификация стереотипа поведения, подлежащего изменению, а также выбрать альтернативный, «здоровый» способ поведения, наиболее точно исполняющий позитивные функции старого, «нездорового». Любое поведение — даже самое жестокое, сумасшедшее и невообразимое — представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся в данный момент, исходя из возможностей и способностей человека, определяемых его моделью мира.
  3. Нужно доверять врачебной интуиции, предоставлять себе право на эксперимент с новыми приемами и право на ошибку в работе с пациентом.
  4. Слова — с одной стороны, лишь набор букв, но образы которые эти слова вызывают в голове делают слова значимыми, делают их инструментом, позволяют наделить смыслом любое действие. Часто врач, вольно или невольно, сам блокирует благоприятный исход негативной установкой: то озвучивает негативный прогноз, то запугивает, то использует предложения с незавершённым значением, или с другим внушающим эффектом.

Литература:

  1. Neurolinguistic programming // Oxford Dictionaries. Language matters. URL: http://www.oxforddictionaries.com/ru/определение/американский_английский/neurolinguistic-programming#neurolinguistic-programming__2 (дата обращения: 7.04.2016).
  2. Bandler R, Grinder J. The structure of magic: a book about language and therapy. Science and Behavior Books, Palo Alto (Calif) 1975a.
  3. Аксиомы НЛП в контексте здоровья // Биосфера. Арсений Александрович Гуричев. URL: http://obiosphere.spb.ru (дата обращения: 7.04.2016).
  4. Михайлов А. Н., Рыбин И. А., Михайлов О. А., Марчук В. П. Современные аспекты лучевой диагностики остеохондроза позвоночника //Дегенеративные поражения позвоночника и суставов: Матер.конф./Под ред. А. Н. Михайлова и В. Д. Пилипенко. –Минск,2001. С.68–74.
  5. Техники НЛП при работе с психосоматическими заболеваниями // Тренинговый центр. URL: http://www.stalkernlp.com/materials/stati/tehniki_nlp_pri_rabote_s_psihosomaticheskimi_zabolevaniyami.html (дата обращения: 7.04.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): нейролингвистическое программирование, практическая психология, модель мира, негативная установка, нервная система, пациент, практическая медицина, эффективная коммуникация.


Ключевые слова

практическая психология, нейролингвистическое программирование, практическая медицина., практическая медицина

Похожие статьи

Влияние фонематического слуха на успеваемость младших школьников в обучении русскому языку

Статья раскрывает психолого-педагогический и нейролингвистический подходы к определению понятия «фонематический слух». Особое внимание уделяется характеристике основных аспектах влияния фонематического слуха на успеваемость младших школьников в обуче...

Проектная деятельность в техническом вузе

В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Коммуникативный подход при обучении иностранного языка студентов туристического профиля как стратегическая проблема при подготовке будущего специалиста туристической сферы

В статье представлены принципы коммуникативного подхода и представлены пути их реализации в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов туристической отрасли.

Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода

Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...

Внедрение компьютерных технологий для анализа учебно-педагогической деятельности

В статье показывается целесообразность использования компьютерных технологий как одного из методов информационных технологий в контексте образования для анализа методического материала, используемого в учебно-педагогической деятельности. Применение д...

Диалогическая речь в обучении иностранному языку

Статья посвящается методу диалога в обучении английского языка. В предлагаемой статье диалогическая речь рассматривается как необходимый компонент для формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, что является одной из главных целе...

Коммуникативно-ориентированные методики обучения английскому языку

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с анализом современных отечественных и зарубежных методик преподавания иностранного языка в высшей школе. Также исследуются филологические аспекты подготовки педагога в современных условиях и по...

Профессионально ориентированные задачи как средство осуществления профессионально направленного обучения математике студентов экономических вузов

В статье рассматриваются возможности использования профессионально ориентированных математических задач с экономическим содержанием в реализации профессиональной направленности обучения математике как необходимой составляющей профессиональной компете...

Условия формирования экологических знаний младших школьников

В статье рассмотрены основные подходы к формированию теоретических основ экологических знаний младших школьников, изложены требования к уровню овладения экологическими знаниями в начальной школе.

Проблемы использования рефлексивных методов обучения в условиях военного вуза

В статье рассматриваются особенности использования рефлексивных методов обучения курсантов и возникающие при этом проблемы в условиях военных вузов.

Похожие статьи

Влияние фонематического слуха на успеваемость младших школьников в обучении русскому языку

Статья раскрывает психолого-педагогический и нейролингвистический подходы к определению понятия «фонематический слух». Особое внимание уделяется характеристике основных аспектах влияния фонематического слуха на успеваемость младших школьников в обуче...

Проектная деятельность в техническом вузе

В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Коммуникативный подход при обучении иностранного языка студентов туристического профиля как стратегическая проблема при подготовке будущего специалиста туристической сферы

В статье представлены принципы коммуникативного подхода и представлены пути их реализации в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов туристической отрасли.

Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода

Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...

Внедрение компьютерных технологий для анализа учебно-педагогической деятельности

В статье показывается целесообразность использования компьютерных технологий как одного из методов информационных технологий в контексте образования для анализа методического материала, используемого в учебно-педагогической деятельности. Применение д...

Диалогическая речь в обучении иностранному языку

Статья посвящается методу диалога в обучении английского языка. В предлагаемой статье диалогическая речь рассматривается как необходимый компонент для формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, что является одной из главных целе...

Коммуникативно-ориентированные методики обучения английскому языку

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с анализом современных отечественных и зарубежных методик преподавания иностранного языка в высшей школе. Также исследуются филологические аспекты подготовки педагога в современных условиях и по...

Профессионально ориентированные задачи как средство осуществления профессионально направленного обучения математике студентов экономических вузов

В статье рассматриваются возможности использования профессионально ориентированных математических задач с экономическим содержанием в реализации профессиональной направленности обучения математике как необходимой составляющей профессиональной компете...

Условия формирования экологических знаний младших школьников

В статье рассмотрены основные подходы к формированию теоретических основ экологических знаний младших школьников, изложены требования к уровню овладения экологическими знаниями в начальной школе.

Проблемы использования рефлексивных методов обучения в условиях военного вуза

В статье рассматриваются особенности использования рефлексивных методов обучения курсантов и возникающие при этом проблемы в условиях военных вузов.

Задать вопрос