Инновационные подходы к преподаванию русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 11.04.2016

Статья просмотрена: 9830 раз

Библиографическое описание:

Зинина, Т. Ф. Инновационные подходы к преподаванию русского языка / Т. Ф. Зинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 957-960. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28393/ (дата обращения: 15.11.2024).


  1. Инновационные подходы к преподаванию русского языка связаны прежде всего с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Особенно важно это тогда, когда учитель обучает русскому языку как неродному.
  2. Преподавание русского языка в современных условиях требует от учителя-словесника совершенно новых, инновационных подходов как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий, эффективных методов преподавания, проведению диагностики уровня владения русским языком как неродным.
  3. Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях полиэтничной среды основаны прежде всего не только на осознании важности проблемы невысокого уровня подготовки учащихся по русскому языку, понимания того, что причина плохого знания русского языка связана прежде всего с проблемой социальной и психологической адаптации ученика к новой культуре, к новым традициям, ценностям, ориентирам, но и на овладении принципами деятельностного подхода к преподаванию русского языка как неродного. Инновационный подход к преподаванию русского языка как неродного актуален и в связи с введением новых форм итоговой аттестации как в 9 классе, так и в 11 классе. Это требует от словесника выбора эффективных форм работы с текстами разных типов и стилей речи, аудирования, говорения. В связи с этим особого внимания требуют уроки развития речи, уроки комплексного анализа текста. Создать собственный текст, интерпретировать текст, предлагаемый для анализа, учащимся, Чтобы выразить свои мысли на неродном языке, мало знать правила. Для этого нужно прежде всего расширить активный словарь. Как сделать это на уроках русского языка? Помогает система предтекстовых упражнений, характерная для методики преподавания иностранного языка. Эта система заключается в следующем:

составление представления о содержании текста в целом

языковая догадка на уровне ситуационных моделей

определение значения незнакомых слов по контексту

словообразовательный анализ

анализ синтаксических конструкций.

опознавание интернациональной лексики

составление текста по аналогии, включение в текст ключевых слов и т. д.

  1. Инновационный подход требует от каждого словесника овладения методикой преподавания русского языка как иностранного, понимания, что законы русского языка учащиеся воспринимают через призму законов родного языка, а это является причиной многих орфографических и даже пунктуационных ошибок. Такие ошибки относят к разряду интерференционных. Трудности усвоения русского языка как неродного можно разделить на три уровня:

– трудности, общие для любого нерусского

– трудности для носителей определенной группы языков (близкородственные, неродственные)

– трудности для учащихся конкретной национальности

  1. Большое значение имеет четкая организация словарной работы на уроке русского языка. К числу эффективных приемов организации словарной работы на уроке русского языка относятся

перевод с русского на родной язык

обратный перевод

выстраивание ассоциативного ряда

словесное (графическое) изображение слова

проговаривание и т. д.

  1. Во время проведения уроков русского языка к числу эффективных технологий можно отнести технологии работы в группах (пары, группы сменного состава и т. д.) Технология обучения в группах позволяет создавать на уроке определенные речевые ситуации, привлекать к организации работы в группе учащихся, для которых русский язык родной, что способствует формированию коммуникативной компетенции школьников.
  2. Инновационные подходы к преподаванию русского языка требуют не только четкой организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
  3. Одной из форм исследовательской деятельности учащихся на уроке можно считать сопоставительный лингвистический анализ текстового материала на русском и на родном языке. Особенно эффективны такие работы при изучении лексики, фонетики, морфологии, стилистики, при редактировании собственных текстов.

Инновационные подходы вработе содаренными учащимися

Одним из важных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств информационных компьютерных технологий является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания. Разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся.

В работе содаренными учащимися нужно использовать информационные технологии по следующим направлениям:

1. Проведение медиа-уроков.

От того, насколько грамотно методически и технологически изготовлен, произведен, сконструирован урок зависит обеспечение развития академических, интеллектуальных, творческих и личностных способностей детей. Современный урок не может обойтись без использования информационных технологий, что в свою очередь привлекает внимание детей, развивает у низ наглядно—образное мышление, формирует стойкий интерес к предмету.

2. Организация дистанционного обучения.

Потенциальными пользователями такой системы являются дети, проявляющие повышенные интеллектуальные способности в каком—то из научных направлений, но не имеющие опытного наставника; дети, родителям которых приходится часто менять место жительства; школы, где существует проблема нехватки кадров; дети с ограниченными возможностями. Наконец, дистанционное обучение помогает решить вопросы организации элективного и профильного обучения.

3. Организация ипроведение интернет—олимпиад по предметам.

Онлайн олимпиады по предметам — это олимпиады, которые проходят в режиме реального времени. Участвовать в такой олимпиаде может любой учащийся, имеющий доступ к сети Интернет. Такого рода соревнование имеет ряд преимуществ.

Во-первых, проверка алгоритмов, составленных учениками, возложена на компьютер. Человек к этому процессу отношения не имеет, поэтому субъективизм оценивания полностью исключен.

Во-вторых, за ходом олимпиады можно наблюдать во время выполнения заданий, а результаты увидеть сразу после её окончания.

В-третьих, можно попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня.

4. Проведение интернет-тестирования.

Это очень удобный метод оценки знаний, а также самооценки своих способностей.

5. Проведение интерактивных недель.

С использованием цифровых образовательных ресурсов происходит погружение в какую-то одну тему или раздел курса. Особенно актуально проведение таких недель для старшеклассников, позволяющее проводить тренинги по подготовке к ЕГЭ.

При использовании информационных технологий с одаренными учащимися следует ориентироваться на следующие приоритетные направления, которые легко просматриваются при анализе существующих на данный момент в сети Интернет ресурсов для одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с ними:

– использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т. д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;

– поиск и выявление одаренных детей, онлайновое тестирование;

– психологическая и методическая консультационная помощь семьям, в которых одаренные дети получают домашнее воспитание;

– дистанционное обучение одаренных детей, проведение различных курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских проектов и программ;

– дистанционная индивидуальная поддержка одаренных учащихся и т. д.

Важным направлением работы с одаренными учащимися средствами информационных технологий является создание сети специализированных сайтов и порталов, рассказывающих о научных исследованиях, методологии организации и проведения самостоятельного и группового научного исследования.

Таким образом, использование инновационных технологий с одаренными учащимися позволяет не только осуществлять эффективное их обучение, но и поддерживать деятельность учителей образовательных учреждений в рамках учебного процесса. Это имеет достаточно большое значение, так как позволяет повысить комфортность и эффективность обучения с одной стороны, а также естественным способом ввести инновационные компоненты в культуру преподавания предметов, мотивировав преподавателя на новые формы и технологии учебного процесса.

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

“Единственный путь, ведущий к знанию — деятельность”. Бернард Шоу

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», — писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход кобучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок ив радость, иприносит пользу, не превращаясь просто взабаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Что же такое «инновационное обучение» ив чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Инновационное обучение объединяет всебе основные принципы методик следующих педагогов:

– А. Адамского (раскрепощение личности ученика);

– В. Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя);

– А. Губельского (превращение школы в сообщество, в школу развития);

Актуальность инновационного обучения состоит вследующем:

– соответствие концепции гуманизации образования;

– преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

– использование личностно ориентированного обучения;

– поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

– соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности. Основными целями инновационного обучения являются:

– развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

– формирование личностных качеств учащихся;

– выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

– развитие различных типов мышления;

– формирование качественных знаний, умений и навыков. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

– оптимизация учебно-воспитательного процесса;

– создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

– выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

– включение учащихся в креативную деятельность;

– тщательный отбор материала и способов его подачи. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

– развивающее обучение;

– проблемное обучение;

– развитее критического мышления;

– дифференцированный подход к обучению;

– создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

– креативность (ориентация на творчество);

– усвоение знаний в системе;

– нетрадиционные формы уроков;

– использование наглядности.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

– ассоциативный ряд;

– опорный конспект;

– ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);

– мозговая атака;

– групповая дискуссия;

– чтение с остановками и Вопросы Блума;

– кластеры;

– синквейн;

– «Продвинутая лекция»;

– эссе;

– ключевые термины;

– перепутанные логические цепочки;

– медиапроектроекты;

– дидактическая игра;

– лингвистические карты;

– лингвистическая аллюзия (намек);

– исследование текста;

– работа с тестами;

– нетрадиционные формы домашнего задания.

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок — исследование» просматривается основная задача — исследование языкового материала на основе текстов.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, инновационное обучение, урок, учащийся, учебный процесс, дистанционное обучение, инновационный подход, ребенок, родной язык, ассоциативный ряд.


Задать вопрос