Исследование инновационного развития Республики Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 12.04.2016

Статья просмотрена: 645 раз

Библиографическое описание:

Китица, В. В. Исследование инновационного развития Республики Саха (Якутия) / В. В. Китица. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.3 (112.3). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28399/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье говорится о важности роли инноваций в социально-экономическом развитии регионов, улучшении качества жизни. Рассматривается инновационное развитие Республики Саха (Якутия), ее инновационный потенциал. Показаны меры государственной поддержки инновационного развития в Республике Саха (Якутия).

Ключевые слова: инновационное развитие, инновационный потенциал, государственная поддержка инноваций.

В условиях глобальной конкуренции и современных экономических реалий инновации становятся определяющим фактором в социально-экономическом развитии стран и регионов. Уровень научного и технологического развития напрямую влияет на темпы роста экономики, конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и уровень качества жизни региона. Поэтому государство заинтересованно во всесторонней поддержке и развитии инноваций.

В Республике Саха (Якутия) за последние несколько лет была проделана довольно большая работа по созданию условий для инновационного развития. Создан Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке, который занимается вопросами стратегического планирования развития науки, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, обеспечивает финансирование инновационной деятельности и т.д.

Нормативно-правовая база для инновационного развития, помимо федеральных законов, в республике включает: «Схему комплексного развития производственных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», Государственную программу Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2019 годы» и Концепция научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года. Наличие такого нормативно-правового обеспечения является несомненным плюсом и позволяет комплексно подойти к решению проблемы инновационного развития региона.

Основной целью инновационной политики Республики Саха (Якутия) является формирование благоприятных условий для развития научно-инновационной системы, направленной на технологическую модернизацию отраслей экономики Республики Саха (Якутия) и повышение уровня жизни. Для достижения данной цели в рамках Государственной программы «научно-технического и инновационного развития Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2019 годы» будет направленно от 2 482 млн. руб. при базовом варианте, до 7 138 млн. руб. при интенсивном варианте, в том числе:

- на развитие системы стимулирования научно-инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) не менее 770 067 тыс. руб.;

- на формирование и развитие инфраструктуры региональной научно-инновационной системы Республики Саха (Якутия) не менее 1 450 181 тыс. руб.;

- на развитие биотехнологий в Республике Саха (Якутия) не менее 47 541 тыс. руб. [1].

Однако, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, можно сказать, что данный объем финансирования является недостаточным и не способен к намеченному сроку помочь полностью достигнуть поставленных целей.

В Республике Саха (Якутия) в 2014 году действовало 24 организации, выполнявших научные исследования и разработки, из них 17 представлены государственным сектором, 4 – предпринимательским сектором и 3 – сектором высшего профессионального образования. В число данных организаций входят венчурная компания «Якутия», Технопарк «Якутия», Арктический инновационный центр СВФУ и др. Эти предприятия занимаются разработкой и внедрением инновационных технологий, а также оказывают поддержку малым предприятиям, что оказывает большое влияние на инновационное развитие Республики Саха (Якутия). Так, например, Технопарк «Якутия» за период 2012 – 2014 годы увеличил количество резидентов с 14 до 67, а суммарная выручка резидентов выросла с 54 млн. руб. до 225,4 млн. руб., а Венчурная компания «Якутия» в 2014 году профинансировала 4 проекта на общую сумму в 55 млн. руб. [2].

Выводы об инновационном развитии Республики Саха (Якутия) можно сделать, проанализировав следующие показатели (Таблица 1):

Таблица 1

Основные показатели инновационного развития Республики Саха (Якутия)

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, ед.

24

24

24

Число занятых в области НИР, чел.

2 378

2 314

2 315

- из них, исследователей, чел.

1 252

1 254

1 304

Численность исследователей с учеными степенями, чел.

735

731

785

Затраты на исследования и разработки, млн. руб.

2 132,7

2 302,3

2 449,9

Подано патентных заявок на изобретение, ед.

75

96

89

Выдано патентов на изобретение, ед.

56

49

62

Число созданных передовых производственных технологий, ед.

2

-

2

Число использованных передовых производственных технологий, ед.

880

867

600

Число организаций, занимающихся инновационной деятельностью в процентах от общего числа организаций, %

6,7

7,9

8,5

Затраты на технологические инновации организаций промышленности и сферы услуг, млн. руб.

2 378,9

3 875,6

3 584,2

Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн. руб.

1 052,5

9 369,1

6 144,3

Количество образовательных учреждений высшего профессионального образования, ед.

6

7

7

Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, тыс. чел.

37,9

35,1

30,4

Численность занятых в области НИР снизилась с 2 378 человек в 2012 году до 2 315 человек в 2014 году, что связанно, учитывая рост числа исследователей, с сокращением техников и прочего персонала.

Увеличение численности исследователей с учеными степенями с 735 до 785 человек говорит о повышении доступности образования и положительно скажется на качестве проводимых исследований.

Затраты на исследования и разработки с 2012 года выросли на 317,2 млн. руб. и в 2014 году составили 2 449,9 млн. руб. Большая часть затрат (1 713,1 млн. руб.) приходится на фундаментальные исследования, в то время как на прикладные исследования и разработки приходится 736,8 млн. руб. Учитывая то, что наибольшее влияние на социально-экономическое развитие оказывают именно прикладные исследования, необходимо увеличить их финансирование.

Увеличение числа поданных патентных заявок и выданных патентов на изобретение свидетельствует об интенсификации коммерческих усилий в инновационной сфере.

Заметно снизилось число использованных передовых производственных технологий (на 280 единиц с 2012 года по 2014 год). Минусом также является то, что больше 2/3 использованных технологий относятся к связи и управлению, а также к аппаратуре автоматизированного наблюдения (контроля), в то время как на проектирование и инжиниринг и производство, обработку и сборку приходится всего 52 единицы и 40 единиц, соответственно.

Затраты на технологические инновации с 2012 года по 2014 год выросли и составили 3 584,2 млн. руб. Из них большая часть приходится на добычу полезных ископаемых (1 948,6 млн. руб.) и на производство, передачу и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды (1 362,7 млн. руб.). Такое непропорциональное распределение затрат говорит о низком технологическом обновлении предприятий сфер торговли и предоставления услуг.

Объем инновационных товаров, работ, услуг составил в 2014 году 6 144,3 млн. руб., что составляет всего 1,57% от общего количества отгруженных товаров и выполненных работ и услуг. В 2012 году данный показатель составлял всего 1 052,5 млн. руб. или 0,34% от общего количества отгруженных товаров и выполненных работ, услуг. Рост показателя свидетельствует о положительном влиянии мер поддержки инновационного развития.

Подводя итог можно сказать, что Республика Саха (Якутия) имеет хороший инновационный потенциал и активно его использует. Однако есть и значительные минусы, тормозящие инновационное развитие региона. К ним относятся недостаточное финансирование, недостаток квалифицированных кадров, неравномерное распределение затрат на инновации и прочее.

Литература:

  1. О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2019 годы» [Электронный ресурс]: указ главы Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 953, ред. от 20.10.2015 – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/473509460. (31.03.2016).
  2. Официальный сайт ГАУ Технопарк «Якутия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tpykt.ru/innovacii-i-nauka-v-yakutii-nashi-dni/. (01.04.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, Республика Саха, инновационное развитие Республики Саха, инновационное развитие, высшее профессиональное образование, Венчурная компания, инновационная деятельность, инновационная политика Республики Саха, инновационная сфера, инновационный потенциал.


Ключевые слова

инновационный потенциал, инновационное развитие, государственная поддержка инноваций

Похожие статьи

Инновационное развитие региона на примере Республики Саха (Якутия)

В данной статье проанализировано инновационное развитие Республики Саха (Якутия), рассмотрен инновационный рейтинг субъектов Российской Федерации, выделены основные проблемы внедрения инноваций в Республике.

Анализ инновационного развития Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...

Анализ инновационной экономики Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...

Развитие малых инновационных предприятий в Республике Саха (Якутия)

В статье рассматривается актуальность, проблемы и особенности развития МИП в РС (Я), а также условия их эффективного развития. В работе проведен анализ развития МИП в РС (Я). На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.

Инновационный потенциал Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается инновационный потенциал Республики Саха (Якутия), представлены результаты анализа рейтинговых оценок инвестиционного потенциала субъектов Дальневосточного федерального округа и динамика инновационной активности республ...

Исследование направлений формирования стратегии инновационно-инвестиционной политики Республики Южная Осетия

Рассмотрены основные аспекты инновационно-инвестиционной политики Республики Южная Осетия, влияние государственной политики на инновационно-инвестиционное развитие национальной экономики. Определены факторы инновационно-инвестиционного развития.

Перспективы развития малых инновационных предприятий в Чеченской Республике

В статье рассматриваются, проблемы и особенности развития МИП в Чеченской Республике и условия их эффективного развития. Проведен анализ развития МИП в ЧР. На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.

Мероприятия в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства для развития инновационной деятельности в Российской Федерации

В статье содержится актуальная информация о государственной поддержке инновационной деятельности на современном этапе развития экономики России, раскрывается сущность и мероприятия в рамках поддержки МСП для развития инноваций в Российской Федерации.

Факторы инновационного развития Республики Саха (Якутия)

В статье рассматривается настоящее положение дел в инновационной сфере одного из крупнейших регионов Северо-востока Российской Федерации, а именно Республики Саха (Якутия). Таким образом, выявлены проблемы социально-экономического развития в области ...

Перспективы и проблемы развития малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия)

В данной статье рассматриваются перспективы и проблемы развития малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия). Проанализированы проблемы, которые замедляют развитие малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия).

Похожие статьи

Инновационное развитие региона на примере Республики Саха (Якутия)

В данной статье проанализировано инновационное развитие Республики Саха (Якутия), рассмотрен инновационный рейтинг субъектов Российской Федерации, выделены основные проблемы внедрения инноваций в Республике.

Анализ инновационного развития Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...

Анализ инновационной экономики Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...

Развитие малых инновационных предприятий в Республике Саха (Якутия)

В статье рассматривается актуальность, проблемы и особенности развития МИП в РС (Я), а также условия их эффективного развития. В работе проведен анализ развития МИП в РС (Я). На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.

Инновационный потенциал Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается инновационный потенциал Республики Саха (Якутия), представлены результаты анализа рейтинговых оценок инвестиционного потенциала субъектов Дальневосточного федерального округа и динамика инновационной активности республ...

Исследование направлений формирования стратегии инновационно-инвестиционной политики Республики Южная Осетия

Рассмотрены основные аспекты инновационно-инвестиционной политики Республики Южная Осетия, влияние государственной политики на инновационно-инвестиционное развитие национальной экономики. Определены факторы инновационно-инвестиционного развития.

Перспективы развития малых инновационных предприятий в Чеченской Республике

В статье рассматриваются, проблемы и особенности развития МИП в Чеченской Республике и условия их эффективного развития. Проведен анализ развития МИП в ЧР. На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.

Мероприятия в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства для развития инновационной деятельности в Российской Федерации

В статье содержится актуальная информация о государственной поддержке инновационной деятельности на современном этапе развития экономики России, раскрывается сущность и мероприятия в рамках поддержки МСП для развития инноваций в Российской Федерации.

Факторы инновационного развития Республики Саха (Якутия)

В статье рассматривается настоящее положение дел в инновационной сфере одного из крупнейших регионов Северо-востока Российской Федерации, а именно Республики Саха (Якутия). Таким образом, выявлены проблемы социально-экономического развития в области ...

Перспективы и проблемы развития малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия)

В данной статье рассматриваются перспективы и проблемы развития малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия). Проанализированы проблемы, которые замедляют развитие малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия).

Задать вопрос