В данной статье рассматриваются перспективы и проблемы развития малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия). Проанализированы проблемы, которые замедляют развитие малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия). Рассмотрены микропредприятия и произведено их сравнение с малыми предприятиями
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, занятость.
Одним из ключевых условий для развития малого предпринимательства является создание в республике благоприятной деловой среды. Так, с 2010 года в Якутии реализуется Стратегия развития малого предпринимательства; государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия) осуществляется в рамках государственной программы «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы». Целью данной программы является создание и обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на территории республики [1].
На данный момент в республике сформированы нормативная правовая база, инфраструктура финансовой, информационно-консультационной, образовательной и имущественной поддержки бизнеса. С 2006 года в республике функционирует Фонд развития малого предпринимательства, чьей задачей является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развитие в республике Саха (Якутия) системы кредитования предпринимателей.
Зачастую основным вариантом для создания малого бизнеса становится кредитование в банке и поиск инвесторов, непосредственно при содействии Фонда развития. Однако государство также предоставляет помощь начинающим предпринимателям: центр занятости населения выдает единовременную субсидию, размер которой в Республике Саха (Якутия) составляет 80 000 руб., также компенсируются затраты на оформление документов (печати, оплата госпошлины и т.д.) в размере 2 000 руб. Открытие ИП через центр занятости требует постановки на учете по безработице и тщательной подготовки бизнес-плана, от которого зависит успех в получении стартового капитала от государства.
В 2015 году на реализацию государственной программы было предусмотрено 1 273 168,92 тыс. рублей, в том числе:
- из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 671 619,61 тыс. рублей;
- из средств федерального бюджета в 2015 году были привлечены субсидии в размере 170 662, 5 тыс. рублей (из них капитальное строительство - 37 355,744 тыс. рублей, иные мероприятия поддержки МСП - 133 306,8 тыс. рублей);
- из средств внебюджетных источников (Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) – 400 000,0 тыс. рублей;
- из средств местных бюджетов – 30 886,81 тыс. рублей.
В динамике 2012-14 гг. наблюдается рост числа малых предприятий, однако, как показывает рис. 1, подавляющее большинство представлено микропредприятиями.
Рис. 1. Динамика количества малых предприятий в Республике Саха (Якутия) за период 2012-14 гг., единиц
Следует отметить, что темпы роста числа малых предприятий за 2013-14 годы превышает соответствующие темпы роста числа микропредприятий, что может свидетельствовать о расширении производств, росте выручки предприятий республики. Касательно занятости населения в исследуемых предприятиях в целом прослеживается положительная динамика. Значительные изменения за рассматриваемый период произошли в обороте предприятий (табл. 1). С 2012 по 2014 год по данному показателю наблюдается рост на 28 882,1 млн. руб. или на 31,07%, что могло быть вызвано ростом числа предприятий, ускорения темпов инфляции, увеличения индекса цен и т.д.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в Республике Саха (Якутия) за 2012-2014 гг.
Показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Темпы роста, % |
|
2014 к 2012 году |
2014 к 2013 году |
||||
Число предприятий (на конец года), единиц |
12 399 |
13 777 |
13 980 |
112,75 |
101,47 |
в т.ч. малых предприятий |
1 155 |
1 056 |
1 309 |
113,33 |
123,96 |
микропредприятий |
11 244 |
12 721 |
12 941 |
115,09 |
101,73 |
Среднесписочная численность работников, (без внешних совместителей), человек |
43 039 |
42 967 |
43 526 |
101,13 |
101,30 |
в т.ч. малых предприятий |
24 340 |
25 167 |
24 700 |
101,48 |
98,14 |
микропредприятий |
18 699 |
17 800 |
18 826 |
100,68 |
105,76 |
Оборот предприятий, млн. руб. |
92 956,1 |
103 497,2 |
121 838,2 |
131,07 |
117,72 |
в т.ч. малых предприятий |
52822,5 |
58 527 |
64 861 |
122,79 |
110,82 |
микропредприятий |
40 133,6 |
44 970,2 |
56 977,2 |
141,97 |
126,70 |
Указом Главы Республики Саха (Якутия) 2015 год объявлен Годом предпринимательства в Якутии. Кроме того, Республика Саха (Якутия) определена «пилотным» в Дальневосточном регионе по внедрению лучших практик по развитию малого и среднего бизнеса и конкуренции. Так, в 2015 году регионам было предоставлено право установления 2-х летних «налоговых каникул» для вновь зарегистрированных ИП, применяющих патентную и упрощенную систему налогообложения, в научной, производственной и социальной сферах. Республика Саха (Якутия) вошла в число регионов, где такая практика нашла применение.
Также были установлены понижающие ставки при применении упрощенной системы налогообложения от 6 до 2% (в случае, если объектом налогообложения являются доходы) в зависимости от групп муниципальных образований; объявлен мораторий на повышение ставки по льготной аренде на землю и имущество, находящееся в государственной собственности. Установлены льготы в размере 1,5% для предпринимателей по арендной плате за использование земельных участков, находящихся в республиканской собственности.
В течение года власть и бизнес-сообщество республики вместе работали над реализацией комплекса мер, направленного на совершенствование федерального и регионального законодательства и налоговых механизмов, на сокращение сроков и этапов разрешительных процедур, на упрощение доступа бизнеса к финансовым ресурсам, к государственным, муниципальным и корпоративным заказам, подготовку кадров для сферы малого и среднего бизнеса, на развитие сети объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. Решались многие вопросы по отраслевому развитию малого бизнеса.
Об эффективности этой работы может свидетельствовать тот факт, что по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2015 году республика утвердила позиции по поддержке малого и среднего бизнеса и показала одни из самых высоких показателей, войдя в список лучших практик по поддержке предпринимательства на местах.
Таким образом, развитие малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия) по итогам 2015 года можно назвать активным: внесение изменений в налоговую политику, проведение различных форумов, предоставление грантов, субсидий, пониженных процентных ставок по кредитам оказывают положительное влияние на развитие малого бизнеса, способствуют росту самозанятости населения и, как следствие, снижению уровня безработицы. Однако практика проведенного года предпринимательства в республике не должна стать достигнутым успехом, необходимо придерживаться заданного курса:
- совершенствовать законодательную и нормативную базы;
- предоставлять равные условия всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок;
- целенаправленно расходовать финансовые средства, поступающие на поддержку малых предприятий из федерального и регионального бюджетов, на эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга;
- оказывать поддержку в решении финансово-имущественных проблем.
Литература:
- Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» (Утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года №980).
- Ромашова Л.О. Тенденции развития малого предпринимательства в России // М.: Знание. Понимание. Умение. 2011. №2. с. 94-99.
- Спатарь А.В. Развитие малого бизнеса в России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика – 2015. - №46. – с. 57-61.