В данной статье рассматривается инновационный потенциал Республики Саха (Якутия), представлены результаты анализа рейтинговых оценок инвестиционного потенциала субъектов Дальневосточного федерального округа и динамика инновационной активности республики, а также выявлены существующие проблемы, и пути их решения.
Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационная деятельность, инновационная активность, инвестиционный потенциал.
Республика Саха (Якутия) является богатейшим природно-сырьевыми ресурсами субъект РФ, в связи, с чем считается одним из наиболее инвестиционно-привлекательных российских регионов. Поэтому исследование в области инновационного потенциала республики играет существенную роль для его дальнейшего развития, а именно обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие и служит улучшению качества жизни населения РС (Я).
В логике нашей статьи обратимся к самому понятию «инновационный потенциал». Оно получило свое развитие с начала 1980-х годов и стало «концептуальным отражением феномена инновационной деятельности» [2, с. 108]. По мнению отечественного исследователя Николаева А.И. [3] инновационный потенциал – это система факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса.
Конкурентным преимуществом республики является наличие в нем специализирующийся по нескольким направлениям научно-образовательного комплекса, который способен обеспечить разработку и внедрение современных технологий на существующих и создаваемых предприятиях республики. Так, РС (Я) имеет развитую академическую, вузовскую и отраслевую науку, насчитывающую 23 научных учреждений и более 20 высших учебных заведений, с учетом филиалов вузов России, в которых трудятся около 2,5 тысяч научно-педагогических кадров, в том числе 1094 кандидата и 415 докторов наук [1].
В настоящее время инновационная деятельность в республике осуществляется на основе следующей нормативно-правовой базы:
- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года;
- Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»;
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года;
- Концепция научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года;
- Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года;
- «Дорожная карта» по созданию механизма взаимодействия институтов региональной инновационной системы – «инновационного лифта» Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) функционируют следующие центры внедрения инноваций и трансфера новых технологий: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Бизнес-инкубатор Республики Саха (Якутия)»; Государственное учреждение «Региональный инновационно-технологический парк «Якутия»; Инновационный технопарк АИЦ СВФУ; Фонд «Якутский инкубатор бизнеса и технологий»; Центр коллективного пользования Арктического инновационного центра СВФУ;Высшая школа менеджмента экономики и инноваций СВФУ и другие.
Современное состояние инновационной деятельности в республике характеризуется следующими показателями:
Таблица 1
Инновационная активность организаций ДВФО
ДВФО: |
2011 г. (%) |
2012 г. (%) |
2013 г. (%) |
Республика Саха (Якутия) |
8,1 |
6,7 |
7,9 |
Камчатский край |
21,8 |
23,5 |
14,3 |
Приморский край |
11,5 |
11,7 |
9,4 |
Хабаровский край |
15,5 |
13,6 |
11,6 |
Амурская область |
7,1 |
7,8 |
6,4 |
Магаданская область |
33,6 |
24,6 |
24,6 |
Сахалинская область |
4,3 |
3,7 |
3,4 |
Еврейская АО |
5,0 |
9,0 |
6,3 |
Чукотская АО |
12,5 |
17,9 |
25,0 |
Инновационная активность организаций РС (Я) характеризуется недостаточно высоким рейтингом в сравнении с субъектами ДВФО: с 2011 по 2012 годы уменьшилась на 1,4%, что связано с ужесточением требований к потенциальным претендентам премий и грантов в области развития инноваций РС(Я). Низкая инновационная активность организаций может быть объяснена тем, что создание инновационной политики РС (Я) и ее вхождение в реальный сектор экономики начался в середине 2011 года, когда было принято решение о строительстве и обогащении инновационной инфраструктуры региона [6].
По результатам оценкироссийского рейтингового агентства «Эксперт РА» в 2015 году инвестиционный рейтинг Республики Саха (Якутия) составил «3в1», что характеризует инвестиционный потенциал как «пониженный – умеренный риск». Среди субъектов РФ по инвестиционному потенциалу наша республика занимает – 21-е место [5].
Так, в настоящее время ситуация в инновационной сфере Республики Саха (Якутия) складывается неоднозначно. Финансирование инновационных проектов является для предприятий региона самой сложной проблемой. Так как, главным источником финансирования выступаютсобственные средства предприятий. Также острейшей проблемой считается, низкий уровень патентной защищенности результатов НИОКР, слабость и разрозненность инновационной инфраструктуры (отдельные структуры создаются в рамках различных ведомств, процедуры взаимодействия между ними не налажены, и недостаточно специалистовв области менеджмента инноваций).
В рамках перечисленных проблем роль государственной поддержки повышается. В 2013—2017 годы с учетом реализации Государственной программы научно-технического и инновационного развития Республики Саха (Якутия) будет направлено не менее 1 млрд. рублей (по второму варианту — не менее 1,5 млрд. руб.), в том числе:
- на развитие научного потенциала Республики Саха предусмотрено не менее 900 млн. руб., которые будут направлены на развитие грантовой системы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, сохранение и развитие научно-технического потенциала Республики Саха (Якутия);
- на формирование и развитие инновационной инфраструктуры и трансфер технологий — 150 млн. руб. (500 млн. руб.), в том числе на формирование инфраструктуры региональной инновационной системы, финансовую поддержку инновационных проектов, информационное обеспечение инновационной деятельности [4].
Также организуется подготовка кадров инновационных менеджеров и переподготовка государственных служащих при вузах и инновационных центрах.
Таким образом, в целях дальнейшего развития инновационного потенциала Республики Саха (Якутия) особое внимание необходимо уделять следующему:
- устранению нехватки бюджета – целесообразно усовершенствованию планирования и прогнозирования бюджета на инновационную деятельность;
- разработке планов и программ инновационной деятельности;
- тщательному рассмотрению инновационных проектов, в том числе, оценке внедрения нового продукта;
- полному контролю за реализацией нового инновационного продукта, так как,из-за оформления документов отсекаются большинство значимых идей;
- обеспечению предприятий квалифицированным персоналом;
- созданию временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.
Литература:
- Егоров Н.Е., Ковров Г.С., Павлова С.Н. Анализ основных показателей состояния инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. – №16, 2010.
- Кокурин, Д. И. Инновационная деятельность / Д. И. Кокурин. – М.: Экзамен, 2001. – 575 с.
- Николаев, А. И. Инновационное развитие и инновационная культура / А. И. Николаев // Наука и наукознание. – 2001. – №2. – С. 54-65.
- Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «Прогноз Социально-экономического развития РС (Я) на 2013—2017 годы», раздел «Наука и инновации».
- Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.raexpert.ru/database/regions/sakha/ (дата обращения: 29.03.15г.)].
- Спиридонова Р. Ф. Развитие инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2015» ISBN 978-5-317-04946-1 – 2015.