Методические проблемы обучения письму детей с левосторонней латерализацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 13.04.2016

Статья просмотрена: 958 раз

Библиографическое описание:

Феденкова, Е. В. Методические проблемы обучения письму детей с левосторонней латерализацией / Е. В. Феденкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1058-1060. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28427/ (дата обращения: 15.11.2024).



Раньше наше общество достаточно критично относилось к каким-либо отклонениям от нормы. Вследствие этого вплоть до конца прошлого века в детских коллективах наблюдалось переучивание левшей, в результате которого ребёнку наносился несомненный вред, так как при насильственной смене ведущей руки происходило грубейшее вмешательство в работу тонких структур головного мозга и его проводящих путей. Упорное и настойчивое переучивание влекло за собой огромный стресс, приводящий к неврозам.

Учёный-клиницист А. П. Чуприков указывает на то, что у леворуких детей неврозы встречались чаще, чем у праворуких сверстников, например, клинические формы неврозов встречались у леворуких детей в 32 % случаев, а у других школьников, не подвергшихся переучиванию, неврозы диагностировались только в 12 % случаев. [2, 94 с.]Вследствие неврозов у левшей наблюдалась повышенная усталость, резкое снижение работоспособности, высокая истощаемость, пониженное качество познавательных процессов. Данные явления оказывали негативное влияние на качество обучения. [2, 98 с.]

К счастью, сейчас наше общество достаточно терпимо к различным проявлениям индивидуальности, и в современной системе общего образования педагоги отказались от практики переучивания леворуких детей, и левши пишут удобной для них рукой.Тем не менее, проблема обучения левшей не решена, так как в образовательных учреждениях ещё в недостаточной степени учитывается специфика обучения письму леворуких детей.

Процесс письма можно рассматривать с разных позиций: письмо как навык и письмо как психический процесс. Чтобы сформировать навык письма, следует учитывать множество факторов.

Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, потому что при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. [1, 58 с.]

Тетрадь должна быть с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по- прежнему направлен к середине груди ребенка. Исходя из того, что леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке, левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом. [5, 34 с.]

Особое внимание стоит уделять правильному «держанию» ручки левшой.

  1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
  2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. Для успешного овладения леворукими детьми навыком письма можно использовать специальные прописи для левшей. Авторами наиболее популярных прописей являются С. Ф. Дубнова, И. А. Паншина [3], Т. В. Шклярова [6], Е. Н. Маслова. [4] Материалы, представленные в прописях Е. Н. Масловой, кроме основной направленности, содержат систему координационных движений рук и ручной ловкости в целом у левшей. Формирование моторной области имеет такое большое значение именно в детстве, пока идет наиболее интенсивное развитие ребенка. Поэтому использование данного пособия в работе с детьми будет особенно актуально.

В вопросе расположения леворуких детей в классе стоит учитывать, что рекомендуется сажать левшей так, чтобы окно было слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность. [5, 30 с.]

Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена так, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося. Последнее требование может, однако, быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее, учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.

В заключение требований стоит обратить внимание на наиболее правильную и оптимальную позу для письма. Для такой позы ребёнку необходимо:

 сидеть прямо;

 опираться спиной на спинку стула;

 не касаться грудью стола;

 ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;

 туловище, голову, плечи держать ровно;

 обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Кроме вышеуказанных требований, существует ряд аспектов, которые необходимо учитывать педагогу для успешного обучения леворукого ребёнка, в том числе и в овладении письмом. Во-первых, педагогу нужно помнить о такой особенности левшей, как медлительность. Леворуких детей не стоит торопить, «подгонять» в процессе письма. В работе с таким ребёнком требуется повышенное терпении и выдержка; во-вторых, педагогу важно создать благожелательную обстановку, которая улучшит эмоциональный фон леворукого ребёнка, успокоит и ободрит его; в-третьих, необходимо использовать пошаговую подачу материала с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма, с помощью которых можно описать практически каждое из получаемых в начальной школе умений, так как это облегчает выстраивание леворукими детьми логической цепочки по овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного. Отсюда и недопустимость пропуска любого из этапов в процессе объяснения; в- четвёртых, нужно поддерживать постоянную обратную связь с леворуким ребенком: левша не может что-то изучать, не понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и пропуск или недопонимание чего-то приводит к потере нити рассуждения.

Рассматривая письмо со второй позиции, следует указать на то, что у детей с левосторонней латерализацией наиболее часто присутствуют трудности формирования зрительного образа букв (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв), копирования, а также неустойчивый почерк и медленный темп письма. Основная ошибка — «зеркальное» написание графических элементов. Чтобы устранить зеркальность, следует использовать систематизированный и последовательный комплекс упражнений, направленный на устранение причин этой проблемы, в число которых входит:

  1. недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений;
  2. недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;
  3. недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Комплекс примерных упражнений для устранения «зеркальности» на письме представляет собой трёхблочную систему. В первый блок входят задания на:

  1. дифференциацию правой и левой руки (ребёнку предлагается показать правую / левую руку);
  2. развитие ориентировки в собственном теле (ребёнку предлагается показать левый глаз, левое ухо, правую щёку и т. п.);
  3. развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. В данной части ребёнку предлагается перечень вопросов и заданий, таких как: «Покажи, какой предмет находится справа / слева от тебя?», «Положи книгу слева от себя, а тетрадь справа от себя», «Скажи, книга находится справа от тетради или слева?», «Положи карандаш слева от книги», «Положи ручку справа от тетради», «Карандаш находится справа или слева от тетради?», «Ручка находится справа или слева от книги?», «Положи книгу перед собой. Слева от неё положи карандаш, справа ручку»;
  4. Формирование понятий «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «центр».

Здесь можно использовать игру «Жук». В этой игре ребёнку предлагается лист с квадратной сеткой. В центре сетки находится «жук» — фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах поля. Начало отсчёта — середина (центр) поля. Даётся сигнал: вверх — вправо — вниз. Ребёнок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановился «жук». Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2–3 до 8–10.

Во второй блок входят задания на развитие зрительно анализа и синтеза. В этом блоке дети лепят буквы из пластилина, выкладывают их из спичек либо счётных палочек, определяют правильно и зеркально написанные буквы, определяют картонные буквы на ощупь, обводят контуры букв, дописывают элементы букв; определяют буквы, «написанные» на ладони.

В третьем блоке широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом, так и за способом написания каждой буквы. В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем — слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок можно перейти к записи предложений. Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что отказ от переучивания леворуких детей, бесспорно, является огромным плюсом в образовании, но всё равно наблюдается множество трудностей при обучении детей с левосторонней латерализацией письму. Педагогам обязательно следует учитывать не только требования для успешного овладения навыком письма, но и специфические особенности психических процессов у таких детей.

Литература:

  1. Безруких М. М. Если ваш ребёнок левша / М. М. Безруких, М. Г. Князева. — Тула: Арктоус,1996. — 79 с.
  2. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
  3. Дубнова С. Ф. Пропись для леворуких детей / С. Ф. Дубнова, И. А. Паншина. — Ульяновск: Печатный двор, 2001 год. — 74 с.
  4. Маслова Е. Н. Прописи для левшей. — Волгоград: Корифей, 2011. — 80 с.
  5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128 с.
  6. Шклярова Т. В. Прописи для левшей. — М: Грамотей, 2015. — 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, письмо, буква, ведущий глаз, левша, ручка, указательный палец, левая рука, левый глаз, рабочее место.


Похожие статьи

Методы и приёмы работы с детьми с задержкой развития речи в период адаптации

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Образовательные технологии работы с детьми с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы)

Использование арт-терапевтических техник в работе с младшими школьниками с задержкой психического развития

Физические упражнения как основное средство предупреждения нарушений осанки в школьном возрасте

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках английского языка

Методы формирования зрительного восприятия у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Методические основы формирования орфографических умений у учащихся с нарушениями психического развития в младшем школьном возрасте

Похожие статьи

Методы и приёмы работы с детьми с задержкой развития речи в период адаптации

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Образовательные технологии работы с детьми с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы)

Использование арт-терапевтических техник в работе с младшими школьниками с задержкой психического развития

Физические упражнения как основное средство предупреждения нарушений осанки в школьном возрасте

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках английского языка

Методы формирования зрительного восприятия у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Методические основы формирования орфографических умений у учащихся с нарушениями психического развития в младшем школьном возрасте

Задать вопрос