К вопросу о развитии социокультурной компетенции старших школьников на уроках иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 16.04.2016

Статья просмотрена: 385 раз

Библиографическое описание:

Рындина, Ю. В. К вопросу о развитии социокультурной компетенции старших школьников на уроках иностранного языка / Ю. В. Рындина, О. О. Жиганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1163-1166. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28432/ (дата обращения: 18.12.2024).



Основная цель обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе — формирование у учащихся способности к взаимопониманию и толерантному отношению к представителям иной культуры. Совершенно по-новому осознается роль иностранного языка как учебного предмета. Ведь именно язык является важным средством коммуникации представителей различных культурных сообществ.

Для развития социокультурной составляющей иноязычной компетенции учащихся чтение аутентичных текстов, особенно в старших классах, играет первостепенную роль. Хотя чтение и является рецептивным видом речевой деятельности оно, тем не менее, служит базовым для формирования навыков говорения [3, с. 294].

Под термином «аутентичный текст» понимается текст, который изначально был написан не для обучения иностранному языку, а в качестве информационного или художественного материала для тех, кто уже владеет языком. Примерами аутентичных текстов могут служить англоязычные книги, журналы, газеты, интернет сайты.

Г. И. Воронина, следуя классификации Кричевской, выявляет два вида аутентичных текстов, представленных различными жанровыми формами:

  1. Функциональные тексты повседневного обихода, выполняющие инструктирующую, поясняющую, рекламирующую или предупреждающую функцию: указатели, дорожные знаки, вывески, схемы, диаграммы, рисунки, театральные программки.
  2. Информативные тексты, выполняющие информационную функцию, содержащие постоянно обновляющиеся сведения: статьи, интервью, опрос мнений, письма читателей в печатные издания, объявления, комментарий, репортаж и т. п. [1].

Известно, что чтение аутентичных текстов предполагает развитие беглости речи, так как в процессе чтения человек обогащает свой словарный запас специальной лексикой, фразеологизмами, совершенствует знание грамматики, что способствует расширению знаний и представлений о мире носителей языка.

Большинство учащихся хотят понимать подобные аутентичные тексты, так как это и является одной из целей изучения языка. Однако, практика чтения таких материалов во время уроков достаточно тяжела, поскольку требует повышенного внимания и больше времени.

Одним из важных критериев отбора аутентичных текстов в обучении устному иноязычному общению является наличие проблемной ситуации. С психологической точки зрения «проблемная ситуация» в обучении — это осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, в результате чего у субъекта возникает потребность, реализующаяся в целенаправленной познавательной деятельности. То есть, с одной стороны, проблемная ситуация — это состояние психологического затруднения, которое требует поиска новых знаний и способов их получения. В то время, как с методической точки зрения, проблемная ситуация определяется нами как совокупность внешних обстоятельств — непосредственно сама задача или проблема, требующая решения. [2, с.11–12]

Для того чтобы обеспечить самостоятельное речевое взаимодействие школьников и получить планируемый результат — умение осуществлять основные функции общения, необходимо сформировать такие свойства устной иноязычной речи как ее мотивированность, обращенность, ситуативность. Этого можно добиться, правильно моделируя само взаимодействие школьников.

Подготовительный этап работы с аутентичными текстами включает предварительную работу учителя и школьников.

Подготовка учителя предусматривает: выбор темы и постановку проблемы; отбор и повторение языковых средств; уточнение параметров ситуации; определение времени, места, количества участников; определение статусно-ролевых характеристик партнеров; определение личностных характеристик персонажей; отбор речевых намерений: запрос/представление информации, выражение собственного мнения и определение/аргументация собственной позиции; отбор аутентичных текстов: наглядные пособия, карточки; уточнение цели дискуссии и планируемого конечного результата.

Подготовка школьников заключается в поиске и отборе аутентичных печатных или визуальных материалов (анализ интернет-источников, газетных статей); в повторении речевых формул и лексико-грамматического материала по теме; обдумывании и подборе аргументов по проблеме дискуссии.

Этап проведения дискуссии. В соответствии с количеством учащихся весь класс делится на две-три подгруппы по три-четыре человека.

Для успешной реализации дискуссии существуют следующие рекомендации, предложенные Шиффлером:

  1. Необходимость создания обстановки, свободной от страха перед высказыванием, включенность всех школьников в обсуждение.
  2. Корректное поведение учителя, который должен быть предельно выдержанным в любой ситуации, в том числе и конфликтной.
  3. Регуляция и коррекция в ходе проведения дискуссии во избежание возникновения тупиковой ситуации и агрессивной конфронтации в классе.
  4. Умение показать обучаемым, что учитель их ценит и уважает не только на словах, но и путем индивидуальных заданий, доверяя им самостоятельную организацию и проведение тех или иных форм дискуссии.
  5. Интересно и разнообразно организовывать работу.

Этап контроля может следовать сразу после завершения дискуссии, либо на следующем уроке. Следует отметить, что если дискуссия является успешной и ученики получают чувство удовлетворения от применения своих знаний на практике, то оно может исчезнуть в случае анализа каждой ошибки на том же занятии. Психологически более подходящей работой является обмен мнениями об ее успешности, о трудностях и наиболее удачных моментах сразу же после окончания дискуссии. [4, с. 232]

Предлагаем следующий вариант работы с аутентичным текстом:

1. Цель предтекстового этапа заключается в создании ситуации и мотива общения, в формулировке коммуникативной задачи, а также в преодолении трудностей восприятия и понимания сообщения путем использования различных опор и прочих факторов, облегчающих восприятие.

«Today we are going to discuss one of the most urgent problems of our society — the problem of ecology. Listen to the dictionary entry for ecology and say what is your understanding of this word, what associations come to your mind concerning this word. «Ecology is the relationships between the air, land, water, animals, plants, etc., usually of a particular area, or the scientific study of this»

После работы с определением экологии мы рекомендуем начать дискуссию на эту тему, поощряя учащихся высказывать их мнение по любым современным проблемам экологии (например, ядерная энергия, кислотные дожди, расходование мировых ресурсов).

«And now you will read an interview with Jonathan Porrit, the Director ofFriends of the Earthin the United Kingdom.Friends of the Earthis an environmental pressure group. I suppose that you'll be interested in the reason that made Jonathan Porrit be involved in such an activity and what, to his point of view, are the problems people face nowadays».

«Read the text carefully»

«An interview with Jonathon Porrit»- Interviewer — Jonathon Porrit- «Could I ask you please, how did your interest in the environment, and the need to protect it, begin?- «It really all began because I was a teacher, and teaching in an inner London comprehensive school near Shepherds Bush, and obviously a lot of the work we were doing were... was making assumptions about the shape of the future, and the world into which those children would have to go out, after theyd finished their five yearsschooling. And I became more and more involved in trying to think what the shape of the planet would be like after the year two thousand, and one of the big projects that we did with some of our kids was to look more carefully at the relationship between humankind and the planet. And that got me interested in the whole subject, and I started reading much more about ecology. And then I began to realize that you can't really talk about ecology as a science, you have to consider ecology within a social and political context. And that's what drew me into Green politics. I became increasingly involved in several organizations, tried to wrap my... mind more and more around the economics of the issues, as that's really the key to it all, and eventually ended up withFriends of the Earth, as...as director».- «I see. When you look into the future, the next thirty years, a reasonably long term, you perhaps see reasons to be both optimistic and pessimistic. What changes and developments do you think we might see over the next thirty years?»- «It is very hard to predict — it has to be said — and I do feel a strange mixture of pessimism and optimism. I call myself a constructive pessimist, looking at some of the issues we face, and yet if we don't face them in a constructive way, then that pessimism merely feeds on itself, and becomes fatalism, and the world really will get into a very sorry state. But obviously, the crucial problems we face now are largely those of population, which is a problem... which is unfolding remorselessly, and will really hit us in the middle of the next century; the misuse or abuse of the worlds resources, such as the clean air, clean water, and the non- renewable resources, the speed with which were using up oil, gas, whatever else it may be; the appalling problems of poverty and famine and hunger, which what we saw last year in Ethiopia and Sudan, I'm sorry to say, is merely a very small indication of the kind of things were going to see before now and the turn of the century; the arms build-up, which has reached really staggeringly immoral levels one thousand million dollars now being spent on arms every year, instead of being spent on the kinds of things that it ought to go on. And all of those problems, to us, which we, which we consider to be the problems of the misuse of the planet are very daunting. And they're not separate, they are all interconnected. And what I think is only just dawning on people, is that a lot of these problems do have the same roots, namely the unsustainable system that we insist upon at the moment, believing that the only way we can increase human wealth is by producing more and consuming more, even if we destroy the planet in the process. On the other side of the coin personally I think that there's another way out, the alternative were putting across to materialism — an increasing awareness of the spiritual values».- «Mr. Porrit, thank you very much»- «Thanks».

Затем учащимся предлагается просмотреть ряд вопросов по тексту, на каждый из которых они должны ответить и дать собственную субъективную оценку после прочтения.

«Answer to these questions, please». Did Jonathon Porrit become interested in the environment? Do you think he says thatyou can't really talk about ecology as a science, you have to consider ecology within a social and political context? Says economics isthe key to it all.Do you agree? Does he call himself a constructive pessimist? Refers to 4 crucial problems that the planet faces. Write in the chart what the problems are, and add some notes on each. — 1) Population, 2) The worlds resources, 3) Poverty, famine and hunger, 4) The arms build-up. Says that these problems have the same roots, that is, the belief thatthe only way we can increase human wealth is by producing more and consuming more, even if we destroy the planet in the process. Do you agree? Jonathon Porrit's opinion there's a way out, the alternative humankind can put across to materialism. What is it?";

2. На следующем этапе — текстовом — уточняются ответы на вопросы, которые вызвали наибольшее затруднение;

3. На послетекстовом этапе мы предлагаем разделить группу на две половины. Ученикам предлагается ролевая игра, в которой одна сторона будет представлятьGreen Peace, а вторая — директора крупной нефтяной компании. Задача первой стороны — убедить директора, что он должен закрыть предприятие, задача второй стороны — отказаться закрыть предприятие и объяснить, почему. Учащимся раздаются карточки с лексикой текста. Они должны, используя лексику, составить диалог (минимум — по 6 предложений с каждой стороны), выбрать представителя от каждой группы, кто будет представлять диалог, но остальные члены группы также могут принять участие в обсуждении.

«Now we are going to play a role game. Make two groups. Your task is to make up a kind of dialogue-discussion of 6 or more sentences between a member ofGreen Peaceand the director of a powerful oil trust. The first groups task is to convince the director of the need to shut down the company, the second side should refuse to do it and to give the reasons for such a stand. Choose the person who will introduce the dialogue, but the other members of each group also may take part in the discussion. Use the cards with the words and expressions».

На следующем уроке для закрепления и контроля пройденного языкового материала, ученикам можно предложить заполнить пробелы в тексте с пропущенными словами и выражениями. В качестве домашнего задания можно попросить учащихся написать сочинение, используя прочитанный текст.

Чтение аутентичных текстов при обучении иностранному языку в общеобразовательной школе, особенно в старших классах, играет первостепенную роль. В основе мотивации чтения лежит осознание его полезности и необходимости для расширения границ познания за счёт освоения чтения на иностранном языке. Именно поэтому необходим подбор таких аутентичных материалов, которые знакомят с реалиями страны изучаемого языка, приобщают к культурным ценностям других народов и расширяют тем самым область лингвосоциокультурной компетенции учащихся. Иногда в процессе работы с аутентичным текстом школьники не понимают значений многих слов, словосочетаний и вынуждены часто обращаться к словарю, что делает сам процесс чтения утомительным и неинтересным. Поэтому при подборе аутентичных текстов следует учитывать не только возрастные особенности и интересы учащихся, важно также подобрать такую систему разнообразных упражнений, которая поможет не только усвоить новые знания, но и лучше их закрепить в устной практике.

Практика показывает, что работа над аутентичными текстами не только положительно воздействует на эмоциональную сферу личности школьника, но и решает сугубо прагматические задачи: ведёт к активизации и обогащению словарного запаса учащихся, расширяет социокультурный компонент их иноязычной речевой компетентности, интенсифицирует процесс освоения иностранного языка за счёт подключения дополнительной мотивации.

Литература:

  1. Воронина Г. И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классов школ с углубленным изучением немецкого языка // Иностранные языки в школе. — 1999. — № 2.
  2. Носонович Е. В Параметры аутентичного учебного текста / Е. В. Носонович, Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе, 1999 — № 1 — с. 11–18.
  3. Рогова Г. В. Методика преподавания английского языка на начальном этапе. — М.: Просвещение, 1998. — 294 с.
  4. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для студентов педагогических вузов / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. — М.: Просвещение, 2000. — 232 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, текст, проблемная ситуация, аутентичный текст, обучение, общеобразовательная школа, первостепенная роль, сторона, учащийся.


Похожие статьи

К вопросу о практической составляющей формирования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста

Перспективы развития экологического сознания школьников в рамках преподавания географии

К вопросу о повышении эффективности преподавания иностранного языка в контексте интерактивного обучения

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной компетенции у студентов вуза

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

К вопросу об актуальности обучения школьников правовым основам экологической безопасности

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях иностранным языком со студентами энергетических направлений подготовки

Похожие статьи

К вопросу о практической составляющей формирования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста

Перспективы развития экологического сознания школьников в рамках преподавания географии

К вопросу о повышении эффективности преподавания иностранного языка в контексте интерактивного обучения

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной компетенции у студентов вуза

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

К вопросу об актуальности обучения школьников правовым основам экологической безопасности

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях иностранным языком со студентами энергетических направлений подготовки

Задать вопрос