Проблема дефицита квалифицированных рабочих кадров является актуальной для современной российской промышленности. Недостаток квалифицированного персонала и неэффективная организация труда являются главными факторами, которые препятствуют развитию экономики РФ в последние годы. И эта проблема беспокоит руководителей всех без исключенияпромышленных предприятий.
Как ни странно, рынок труда полон заявок от соискателей. Но, к сожалению, среди огромного числа предложений, лишь малая часть кандидатов оказываются высококвалифицированными. Как показывает практика, профессионал работу никогда не ищет. Она его сама находит. Как заметили эксперты, проблема нехватки профессионально подготовленных кадров является вполне закономерным процессом, которого следовало ожидать.
Прежде чем требовать «редкие» кадры, необходимо их воспитать и повысить престиж тех профессий, которых сейчас так сильно не хватает. А вот увеличить число высококвалифицированных кадров очень даже возможно. Например, путём их дополнительного обучения, переподготовки, либо же привлекая их из других регионов страны.
Большим количеством специалистов отмечается, что одной из главных причин потери квалифицированных работников является неадекватная затратам оплата труда, уравнительность заработной платы, недооценка квалифицированного труда. Также имеет место отчуждение работника от процесса производительной трудовой деятельности не только из-за потери работы, но и из-за того, что для многих людей трудовая деятельность на неплатежеспособных предприятиях перестает быть средством удовлетворения жизненных потребностей. Одно из ярких проявлений кризиса труда — долги по заработной плате. Специалисты отмечают в качестве главных причин дефицита высококвалифицированных специалистов несовершенную систему образования, невозможность предоставления работодателем достойной оплаты труда и др.
Хабаровский край относится к наиболее развитым экономическим регионам Дальнего Востока. Ведущими секторами хозяйственного комплекса края являются промышленное производство (свыше 18,0 % валового регионального продукта), транспорт и связь (свыше 21,0 %), торговля (14,0 %). [1,4]
В 2015–2017 гг. в реальном секторе экономики края планируется к вводу 19 крупных инвестиционных проектов на общую сумму 273,9 млрд. рублей, которые позволят создать более 5,5 тысяч рабочих мест.
В июне 2015 года на заседании краевого межведомственного координационного совета по вопросам подготовки кадров для экономики Хабаровского края рассмотрен вопрос об особенностях формирования и реализации проектов ТОСЭР (с целью проработки механизмов подготовки квалифицированных кадров), согласован перечень профессий, специальностей и направлений подготовки кадров с учетом актуальных и перспективных потребностей экономики.
По решению Координационного совета министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики края поручено до конца 2015 года разработать возможные механизмы обеспечения кадровой потребности первоочередных проектов ТОСЭР.
В настоящее время осуществляется сбор, рассмотрение заявок и анализ бизнес-проектов резидентов, планирующих вхождение в ТОСЭР. На основе представленных сведений планируется сформировать потребность в подготовке кадров в краевых профессиональных образовательных учреждениях.
Рассмотрим проблему дефицита высококвалифицированных кадров на примере важнейших промышленных предприятий Хабаровского края.
Город Комсомольск-на-Амуре — крупный промышленный центр Хабаровского края, где сосредоточены высокотехнологичные и наукоемкие производства авиа- и машиностроения, нефтепереработки, судостроения.
Город Комсомольск-на-Амуре занимает лидирующие позиции в крае по объемам промышленного производства (доля в крае — более 80 %).
«За последние годы значительные ресурсы были вложены в обустройство Хабаровска и Владивостока, и люди видят эти изменения. Еще одним динамичным центром Дальнего Востока должен стать и Комсомольск-на-Амуре», — заявил Путин, выступая с посланием к Федеральному Собранию 03 декабря 2015 г. [2]
Судостроение и авиастроение составляет основу промышленности Хабаровского края.
Большое внимание развитию судостроения на Дальнем Востоке уделяет Президент Российской Федерации В. В. Путин. В соответствии с его поручениями, судостроительные предприятия края получили заказы на военную и гражданскую продукцию, была оказана серьезная финансовая поддержка Амурскому судостроительному заводу. Заводом получен заказ Министерства обороны Российской Федерации на строительство кораблей «Корвет».
Филиал ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ имени Ю. А. Гагарина» загружен выполнением долгосрочного контракта по поставке Министерству обороны Российской Федерации самолетов, выполнением экспортных контрактов и изготовлением опытного самолета Т-50, а также изготовлением самолёто-комплектов по программе выпуска регионального самолета «Суперджет-100».
На предприятии имеется Учебно-производственный комбинат, в котором находятся 11 аудиторий, оснащенных техническими средствами обучения и учебно-производственные мастерские с участками для подготовки кадров по профессиям: токарь, фрезеровщик, оператор станков, слесарь-сборщик летательных аппаратов, сборщик клепальщик.
Предприятия авиа- и судостроения принимают участие в программе Хабаровского края «Повышение мобильности трудовых ресурсов», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 14 июля 2015 г. № 191-пр «О реализации мер по повышению мобильности трудовых ресурсов». В соответствии с программой, планируется привлечение специалистов из других субъектов Российской Федерации в количестве 302 человек, в том числе на Филиал ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ имени Ю. А. Гагарина» 100 человек, на ПАО «Амурский судостроительный завод» — 202 человека.
Металлургическая, машиностроительная и химическая отрасли края представлены такими крупными предприятиями, как: «Амурметалл», «Дальэнергомаш», «Дальневосточное производственное объединение «Восход», «Амурский патронный завод «Вымпел», «Домостроительный завод», «Дальхимфарм» и др.
Основными причинами дефицита кадров в промышленности края являются:
отсутствие планомерной загрузки производства;
низкая заработная плата в промышленном секторе экономики;
недостаточная престижность рабочих специальностей;
тяжелые и вредные условия труда по рабочим специальностям (сварщики, судосборщики, литейщики, гальваники, составители поездов, сборщики-клепальщики);
отсутствие возможности вступить в ипотечные программы молодым работникам по причине низкой заработной платы;
на большинстве промышленных предприятий отсутствует возможность по предоставлению жилья, мест в детских садах, путевок в лагеря отдыха и санатории;
отсутствие образовательных программ по узким направлениям (химическое, кабельное производство).
С целью подготовки специалистов с максимально ранней адаптацией к условиям производства ведется работа вузов с предприятиями региона в рамках созданных базовых кафедр.
Базовая кафедра "Технологии, оборудование и автоматизация процессов и производств авиастроительного комплекса" при Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете действует с июля 2011 года. Она стала составной частью создаваемого межотраслевого ресурсного центра при КнАГТУ. Ежегодно в рамках базовой кафедры студенты проходят обучение по рабочим профессиям, востребованным на авиастроительном заводе.
Профессорско-преподавательский состав, специалисты предприятия и студенты университета активно участвуют в выполнении научно-исследовательских работ.
В декабре 2011 года создана базовая кафедра "Технология судостроения" при Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете. Одной из основных целей создания является обеспечение интеграции теоретической подготовки будущих инженеров с их дальнейшей практической деятельностью, в обучении используется практико-ориентированный подход. В период до 2016 года прогнозируется отбор и заключение целевых договоров на обучение с трудоустройством 161 учащегося по профильным программам бакалавриата.
Также продолжает работу созданная на базе ОАО "Амурметалл" в 2011 году базовая кафедра "Комплексное кадровое обеспечение металлургического предприятия". На базе предприятия организуются теоретические и практические занятия для студентов, которые проводят высококвалифицированные специалисты завода. Для преподавателей технического университета организуются стажировки.
Ежемесячно под руководством главного инженера — заведующего базовой кафедрой проводятся совещания о поделанной работе, разрабатываются планы работ на последующие периоды.
Базовые кафедры предоставляют вузам ряд преимуществ: расширение лабораторной базы, учебных площадей, новые места практики, привлечение к работе преподавателей-практиков, возможность выполнения научно-исследовательской работы студентами, аспирантами, магистрантами на современном оборудовании под руководством известных ученых.
В целях популяризации инженерных профессий 06–07 октября 2015 года в Комсомольске-на-Амуре Правительством края проведен Второй Дальневосточный конгресс инженеров «Наука-инженер-промышленность», на котором активно обсуждались вопросы кадрового обеспечения экономики, возрождения инженерных школ, что позволит корректировать совместные действия власти, промышленного сектора, организаций науки и образования по направлениям деятельности в области обеспеченности предприятий инженерными кадрами в инновационном развитии региона.
Реализуемые меры позволят обеспечить высокотехнологичные предприятия края квалифицированными кадрами, что даст возможность реализовать программы модернизации производств и улучшить экономическую ситуацию края.
Литература:
- Постановление Правительства Хабаровского края от 14.07.2015 N 191-пр «О реализации мер по повышению мобильности трудовых ресурсов»
- Послание Президента Федеральному Собранию 03 декабря 2015 г.
- Новости «КнААЗ» http://www.knaapo.ru/press-centre/
- Новости «АСЗ» http://xn--80aojiwd.xn--p1ai/
- Новости Хабаровского края http://amurmedia.primamedia.ru/news/khabkrai/09.08.2012/221208/defitsit-kadrov-otmechaetsya-v-sudostroenii-habarovskogo-kraya.html