На конец XX — начало XXI века пришёлся новый этап развития и дифференциации основных туристических направлений. По утверждениям учёных, в нём прослеживался ряд тенденций, оказавших значительное влияние на современное состояние мирового туризма [1, с. 159].
Во-первых, традиционные виды туризма получили новое содержание (например, модным трендом медицинского туризма стало предоставление передовых видов услуг только в определённых регионах и странах). Во-вторых, в туристическую сферу были успешно интегрированы высокие технологии, что послужило толчком к появлению новых направлений туризма. Примером здесь может служить космический туризм, который преследует, с одной стороны, исследовательские, с другой — исключительно развлекательные цели.
В-третьих, изменились предпочтения туристов относительно выбора направлений путешествия. Особой популярностью наряду с традиционными рекреационными зонами стали пользоваться территории с уникальными культурными, экономическими, природными, языковыми, историческими и другими особенностями. Данная тенденция относится в большей степени к образовательному туризму, который сами туристы рассматривают не только на вложение в собственный потенциал и повышение конкурентоспособности на рынке труда, но и как «вариант совмещения отдыха с образованием» [2, с. 13].
Образовательный туризм — явление, возникшее на пересечении образовательного и туристического направлений деятельности, что определяет его зависимость от развития этих секторов экономики и запросов потребителей. Исследование образовательного туризма приобретает особую актуальность на междисциплинарном уровне, где уже давно рассматривается проблема дефинициации данного феномена.
Одна из особенностей изучения образовательного туризма — отсутствие в российском законодательстве устойчивого определения этого понятия. Такая ситуация оставляет за учёными право на самостоятельное исследование и описание явления, систематизацию знаний об образовательном туризме либо отдельных его элементах с последующей формулировкой определения. Однако, стоит отметить, что большинство исследователей, подчёркивая интегрированный характер изучаемого феномена, отдают предпочтение определениям, данным в рамках одной научной дисциплины или сферы. Часто это зависит от того, в какой именно научной области проводится исследование, и каков его предмет. На сегодняшний день большинство попыток сформулировать определение понятия «образовательный туризм» предпринято в рамках социально-экономических и педагогических наук, что легко объясняется двойственным происхождением исследуемого феномена. Однако, если отдельно проанализировать «экономические» и «педагогические» определения образовательного туризма, то можно заметить, что универсальной дефиниции не сформулировано ни в одной, ни в другой группе.
«Экономические» определения можно условно разделить на две категории — узкие и широкие. К первым относятся определения, приведённые в исследованиях, посвящённых туризму, а также в учебной литературе по таким направлениям подготовки, как «Гостиничное дело» или «Сервис». Самым частотным вариантом в данном случае является понимание образовательного туризма как вида туристической деятельности, выделяемого по мотивационно-целевому принципу (Александрова А. Ю., Бабкин А. В., Глушко А. А., Зорин И. В., Квартальнов В. А., Кусков А. С., Писаревский Е. Л.). Следует отметить, что наиболее подробно специфика образовательного туризма представлена в учебных материалах Бабкина А. В. и Зорина И. В., в то время, как в учебниках остальных авторов об образовательный туризм только упоминается [5].
Наибольший интерес, с точки зрения автора статьи, представляет вторая категория, а именно — широкие определения, которые встречаются и в экономике, и в педагогике. Их отличает большее разнообразие и, как уже было замечено, ориентация на ту область знания, в рамках которой рассматривается образовательный туризм.
Значительная часть таких определений, конечно, сформулирована в области экономических наук. В статье Лебедева А. Р., например, образовательный туризм рассматривается как экономическая категория. Данный подход интересен тем, что автор, расширяя понятийный аппарат исследуемого явления, предлагает такой термин, как «образовательный туристический продукт». Исследователь раскрывает термин как «материальные и нематериальные блага, необходимые для удовлетворения потребностей путешественников в овладении знаниями, умениями и навыками во время нерегулярного перемещения между постоянным местом жительства и местом учебы с главной целью «образование (формальное или неформальное)» в течение менее чем одного года» [3, с. 5]. Тенденция к определению длительности образовательных поездок наблюдается в большинстве экономических исследований. Лунин Э. А., например, в рамках своей научной работы пишет, что такие поездки могут длиться «от 24 часов до 6 месяцев» [2, с. 13], а Бабкин А. В. и Сангинов Д. Ш. в своих исследованиях называют другие временные рамки — «от 15 дней до 3 месяцев» [4, 5].
Указание сроков путешествия в определении образовательного туризма упомянутых исследователей имеет, с авторской точки зрения, два существенных недостатка. Во-первых, для данного вида туризма конкретизация времени путешествия не является феноменообразующим фактором. Это значит, что образовательной будет считаться и двухнедельная поездка в одну из языковых школ Мальты, и участие в студенческой программе обмена между отечественным и зарубежным ВУЗом. Уже по этой причине выносить сроки поездки в определение не целесообразно.
Во-вторых, нужно понимать, что в зависимости от уровня образовательной программы, время её освоения может варьироваться от двух недель (краткосрочные языковые курсы) до 4 лет (программы высшего постдипломного образования, PhD). Если в качестве критерия взять любой из приведённых выше временных промежутков, то в список образовательных поездок, а, следовательно, и в весь образовательный туристический сегмент не попадает значительная часть международных академических программ американских и европейских университетов (средняя длительность 1 год). За рамками образовательного туризма окажутся также: программа «InternationalBaccalaureate» (длительность 2 года), международные программы обмена (средняя длительность два семестра), а также различные программы MBA (средняя длительность 1–2 года) и т. д. Таким образом, можно заключить, что в определении образовательного туризма предпочтительнее не указывать сроки образовательного путешествия, потому что они не изменяют сущностных характеристик явления, но накладывают дополнительные временные ограничения на понятие «образовательная (обучающая) поездка».
Интересный подход к интерпретации сущности образовательного туризма предлагают Кузнецова О. И. и Фодоря А. Ю., рассматривающие его как вид социокультурной деятельности общества. В их статье приводится характеристика основных видов образовательного туризма, а также перспектив его развития в системе российского образовательного и туристического сектора. В своих выводах авторы подчёркивают двойственный характер явления, акцентируя внимание на том, что образовательный туризм не только является значимым направлением развития российского образования, но и «позволяет получить неоценимый социокультурный опыт познания других обществ и культур» [6, с. 68]. В работе подчёркивается перспективность образовательного туризма как для отечественного образования (разного уровня), так и для собственно туристического сектора, приводятся статистические данные экспортного рынка образовательных услуг, и даётся краткий обзор наиболее востребованных на рынке направлений.
Особый интерес, вместе с тем, представляют собой исследования по педагогике, в которых образовательный туризм рассматривается как педагогический феномен. В нескольких своих работах Погодина В. Л. говорит об образовательном туризме в контексте методики обучения географии и определяет его как «высокоэффективную технологиюобучения и одновременно форму организации учебного процесса» [7, с. 59]. Несомненно, в методике обучения географии вопрос об образовательном туризме, ввиду непосредственных и очевидных связей областей, обладает особой значимостью. Однако, данный подход можно с успехом отнести и к методике преподавания иностранных языков, социальных или естественных наук. Можно экстраполировать его на педагогическую науку в целом, что позволит говорить об образовательном туризме как об общепедагогической технологии, при этом для каждой конкретной дисциплины или блока дисциплин она будет обладать определённым рядом признаков.
Среди других исследований по педагогике, посвящённых образовательному туризму, выделяются работы, в которых авторы предпринимают попытки разработать его педагогическую модель. Николаева А. Н., например, определяет её как «модель туризма с доминантой образование, которая предполагает наличие педагогической цели и педагогических средств её достижения» [8, с. 162] и выделяет в ней шесть основных компонентов. Ключевым акцентом модели является дифференциация подходов и принципов реализации образовательных поездок, что, безусловно, позволяет использовать предложенную модель для разработки большого количества разнообразных образовательно-туристических продуктов. Однако, с другой стороны, именно излишняя детализация подходов делает предложенную модель сложной для восприятия.
Вариант педагогической модели, предложенный Грушиной Т. П., выглядит более практико-ориентированным и подходящим под запросы современной школы. Модель представляет собой систему трёх взаимосвязанных этапов, рассчитанную на последовательную работу педагогического коллектива или конкретного методического объединения «с целью повысить успеваемость по предметным областям знаний средствами образовательного туризма» [9, с. 102]. Автор закономерно исходит из главной сущностной особенности образовательного туризма, что неоднократно подчёркивается в статье, но при этом суть предмета исследования сводится к организации экскурсионной деятельности, что, в принципе, является только одним из возможных вариантов реализации на практике образовательно-туристического продукта. В результате, узкое понимание сути образовательного туризма, а именно — комбинации туристической и образовательной деятельности, препятствует тому, чтобы предложенную модель можно было считать универсальной, а точнее, общепедагогической.
Таким образом, рассмотрев основные определения образовательного туризма, существующие на сегодняшний день в отечественных исследованиях по экономике и педагогике, можно заключить, что в педагогике имеет место большая дифференциация подходов к определению данного явления, а в экономике и в исследованиях по туризму преобладающим является понимание образовательного туризма как одного из видов туристической деятельности.
В заключение нужно подчеркнуть, что обращение только к одному из двух составляющих образовательного туризма не может быть гарантией его комплексного анализа. Образовательный туризм как объект исследования выходит за рамки узкоспециализированных научных исследований и требует комплексного междисциплинарного подхода к изучению.
Литература:
- Абдуразакова Я. М. Современный международный туризм: тенденции и перспективы // Вестник АГТУ. — 2010. — № 2. — С. 159–166.
- Лунин Э. А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. — СПб, 2009. — 23 с.
- Лебедев А. Р. Образовательный туризм как экономическая категория // СЭПТП. — 2012. — № 6. — С. 1–7.
- Сангинов Д. Ш. К вопросу о видах туризма // НЦБ PORTALUS. URL:http://www.portalus.ru/modules/theoryoflaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1347254760&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 20.03.2016).
- Бабкин А. В. Специальные виды туризма. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 252 с.
- Кузнецова О. И., Фодоря А. Ю. Международный образовательный туризм как направление социокультурной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии — Новосибирск: «СибАК». — 2013. — № 9(32). — С. 60–68.
- Погодина В. Л. Образовательный туризм как средство развития географической культуры учащихся // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2009. — № 116. — С. 59–68.
- Николаева А. Н. Педагогическая модель образовательного туризма как средство повышения уровня познавательной активности обучающихся // Вектор науки ТГУ. — 2013. — № 1(12). — С. 161–164.
- Грушина Т. П. Модель образовательного туризма для совершенствования учебно-воспитательной деятельности в системе естественно-научного образования // Вестник МГПУ. — 2014. — № 4(16). — С. 100–109.