Социология культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 15.04.2016

Статья просмотрена: 1357 раз

Библиографическое описание:

Ярматова, М. А. Социология культуры / М. А. Ярматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1224-1226. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28475/ (дата обращения: 17.10.2024).



In the theory of culture much attention to the language. The language can be define as the system of communication, which is implemented which the help of sounds and symbols, which has a definite semantic structure.

Keywords: culture, education, language, sociology, development sociocultural communication, the theory of culture.

Общеизвестно, что социология изучает широко распространенные устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, которые позволяют определить уровень развития культуры общества.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которую они вырабатывают в совместной жизни для поддерживания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура практикуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Социология культуры представляет конкретную, специфическую отрасль знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры и изучает проблемы социальных закономерностей культуры. Следовательно, одной из основных функций социологии культуры является рассмотрение противоречивых тенденций и факторов, влияющих на общую социологическую культуру.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение подхода или аспекта, выделение ценностного или деятельного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различных иерархических уровнях, используя методы двух наук.

В настоящее время слово “культура” все еще символизирует понятие убеждения, ценности и выразительное средство, которые являются общими для какой-то группы: они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она – не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Очень важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует группы, которые в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой — общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании представители различных общественных классов употребляют несколько отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют «английским языком», некоторые группы употребляют «более правильный» английский, чем другие.

Язык включает правила. Вам, конечно, известно, что существует правильная и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла. Грамматикой называется система общепринятых правил, на основе которых используется и развивается стандартный язык. Вместе с тем часто наблюдаются отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных диалектов и жизненных ситуаций.

Язык участвует также в процессе приобретения и организации опыта людей. Антрополог Бин Да Мин Ли Уорф показал, что многие понятия кажутся нам «само собой разумеющимся» только потому, что они укоренились в нашем языке. «Язык делит природу на части, формирует понятия о них и придает им значения главным образом потому, что мы пришли к соглашению организовать их именно таким образом. Это соглашение … закодировано в моделях нашего языка». Оно обнаруживается особенно явственно при сравнительном анализе языков.

Мы уже знаем, что цвета и родственные отношения в различных языках обозначаются по-разному. Иногда в одном языке имеется слово, которое полностью отсутствует в другом.

При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения.

Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями – к объединению и разъединению.

Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Высокая культура, изящное искусство, классическая музыка и литература – создавались и воспринимались элитой.

Основные термины (генерируются автоматически): язык, культура, общий язык, опыт людей, правило, процесс социализации.


Задать вопрос