The current system of education has a great of development. If teachers will not be collected, educated and mobile, they just do not keep up with the changes in the scope of their activities. Effective organization of work of the teacher is an actual problem of modern pedagogy. Some organizational issues of the teachers are analyzed in this article. They have a primary character with some practical recommendations for teachers of different rank.
Keywords: Pedagogy, teacher, school, sphere of activity, effective organization, a new pedagogical technology, self- education, philosophy, education, search, expediency.
Деятельность учителя во многом определяет уровень развития и культуры общества. Во все времена развития нашей цивилизации труд учителя был очень тяжёлым и одновременно творчески привлекательным. Для каждой эпохи развития человечества система образования имела свои компоненты и элементы действия. Система образования нашего века тоже имеет свои компоненты, и они включают в себе следующие элементы действия:
– цели и задачи, определяющие деятельность педагогов;
– содержание процесса обучения и воспитания учеников;
– уровень подготовки педагогов;
– эффективные основы и методы обучения и воспитания;
– подготовка учеников;
– влияние глобальных процессов на учеников;
– материально-техническая база;
– финансовое обеспечение процесса образования;
– управление образовательной системы.
Современный мир очень быстротечен. Поток информация в нем громадный. Все процессы изменения общества быстро приобретают глобальный характер. Как и в других сферах деятельности человека, сейчас и в педагогике от учителя требуются глубокие знания и очень эффективные практические навыки. С другой стороны, «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
Разным направлениям деятельности учителя посвящено множество интересных научно-методических трудов. Главным требованием в этом процессе является подготовка учителя и она же является основным предметом этих исследований. Примечательно то, что сказал по этому поводу Н. Ф. Гоноболин. Он считает, что главными чертами педагога должны быть:
- Широкое общее развитие;
- Запас прочных знаний;
- Умение свободно оперировать словами;
- Интерес к учащимся;
- Эмоциональность, любовь к своей работе;
- Способность к интенсивным волевым усилиям;
- Настойчивый труд и другие.
В истории изучения педагогики Узбекистана есть разные этапы исследования данного вопроса. Их условно можно разделить на следующие пункты:
– 1920–30 годы. В этот период в основном были изучены вопросы организации учебного и воспитательного процесса;
– 1930–50 годы. Переход на новый уровень образования и преобладание в исследованиях идеологических основ деятельности учителя;
– 1950–60 годы. Психофизиологические основы деятельности учителя определяют основную линию изучения труда педагога в этот период исследования;
– 1960–80 годы. Развитие народного хозяйства привело к расширению задачи во всех отраслях, в том числе и в педагогике. Изучение этого процесса является основным объектом исследования деятельности учителя в тот период развития;
– 1980–90 годы. Постепенный переход к новым общественным отношениям приводит к некоторым изменениям деятельности учителя. Именно это и стало объектом изучения в этот период исследования данного вопроса;
– после 1991 года — до наших дней. Структурное реформирование образовательной системы и деятельности учителя — воспитанников. Эти вопросы и стали предметом изучения деятельности учителя в этот период исследования.
Результаты этих исследований отражены во многих научно-методологических трудах известных ученых и педагогов.
В этих трудах мы можем определить цели и задачи учителей следующим образом:
– учитель должен знать свой предмет, смысл учебного процесса, методику обучения, психологию своих учеников и видение документации учебного процесса;
– точно определять цели и задачи своей деятельности;
– составлять обоснованные планы работы и нормировать основы своей деятельности;
– эффективно использовать свои знания и навыки;
– выбрать эффективные методы обучения и воспитания;
– целенаправленно заниматься самообразованием;
– владеть высокой культурой речи;
– воздействовать на учеников и на основе равенства управлять действиями своих учеников, направлять их к достижению цели образования по своему предмету обучения;
– осуществлять систему учета, контроля и самоконтроля;
– рационально использовать время обучения учащихся;
– вести эффективную работу с родителями учеников;
– интересно организовать творчество и отдых учеников;
– постоянно обмениваться опытом со своими коллегами;
– найти перспективные точки в процессе образования в своей школе.
Деятельность учителя многогранна. Главное в ней – целесообразность действий учителя. А это тесно связано с действиями учеников в школе. Успешность деятельности учителя возможна лишь при условии умения правильно организовать свое педагогическое самовоспитание. В свое время К. Д. Ушинский, характеризируя деятельность педагогов, определил план работы по самовоспитанию учителя следующим образом:
– спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее;
– прямота в словах и поступках;
– обдуманные действия;
– решительность;
– не говорить о себе без нужды ни одного слова;
– не проводить время бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится;
– издерживать только на необходимые или приятное, а не издерживать по страсти;
– каждый вечер давать отчет в своих поступках;
– ни разу не хвастать ни тем что было, ни тем что есть, ни тем что будет.
Современные учителя готовят человека будущего. А это человек новой эры: эры генетики, эры нанотехнологий, эры дальней космонавтики, эры цифровых технологий, эры высокоточного оружия и эры очень разнообразных культур. Обучение и воспитание таких людей требует от учителя очень глубоких и универсальных знаний, а также неустанного поиска и самоотверженного труда во благо нашей великой Родины.