Дистанционная торговля и ее место в ритейлинге | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 15.04.2016

Статья просмотрена: 2624 раза

Библиографическое описание:

Савенкова, И. В. Дистанционная торговля и ее место в ритейлинге / И. В. Савенкова, Д. А. Клиновская, Л. Н. Бутенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 659-663. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28516/ (дата обращения: 16.11.2024).



За последние несколько лет свои обороты набирает дистанционная торговля. Во всей необъятной массе российских покупателей есть особая группа, предпочитающая не тратить часть своего времени на энергичные походы в поисках нужной вещи. Эти люди находят особое удовольствие в неспешном просмотре ярко и богато оформленных каталогов, каналов телемагазинов или сайтов Интернет-магазинов.

Дистанционная торговля представляет собой одну из форм розничной продажи товаров, отличием которой от традиционной магазинной торговли, является отсутствие в процессе коммуникации прямого личного контакта между продавцом и потребителем, и покупатель совершает покупку на основе изображений и текстового описания товаров. То есть дистанционная торговля — это вид безличных розничных продаж.

В мире дистанционная торговля существует более века. Уже в конце 19 века этот вид продаж был популярен в России, предпосылками чего служили такие факторы как: большие расстояния, низкая плотность населения и хорошо отлаженная почтовая служба. В настоящее время перечень предпосылок несколько расширился, что можно увидеть на рисунке 1.

Рис. 1. Предпосылки развития дистанционной торговли

В целях формирования цивилизованного рынка услуг в сфере дистанционной торговли в Российской Федерации с 1999 года имело место действие Российской Гильдии предприятий торговли по почте. Стремительное распространение дистанционной торговли в мире потребовало дальнейшее ее законодательное усовершенствование в России, и в 2004 году был подписан договор о создании Национальной ассоциации дистанционной торговли, которая сразу же присоединилась к Европейской Ассоциации Дистанционной торговли.

Также необходимо отметить, что в этом же 2004 году в Закон РФ «О защите прав потребителей» была введена статья 6.1 «Дистанционный способ продажи товаров», призванная упорядочить соответствующие отношения между продавцами и покупателями и обеспечить последним дополнительную защиту. Пользуясь услугами дистанционных продаж, не каждый покупатель знает свои права, а пользуясь этим обстоятельством, недобросовестные продавцы могут обманывать клиентов и работать в пользу своей выгоды. Например, закон гласит о том, что потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи. Не каждый потребитель знает и о том, что если у него отсутствует документ, подтверждающий факт и условия покупки товара, то это не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Дистанционной торговлей заинтересованы более чем 40 миллионов людей, и с каждым годом данная цифра увеличивается практически в разы. Объем мировой дистанционной торговли в 2013 году составил порядка 1,25 трлн.долларов, а ежегодные темпы прироста колеблются в пределах 13–30 %. Объёмы дистанционных продаж на душу населения в разных станах различные, лидерами же в данном сегменте являются Великобритания, Германия, Швейцария и Франция (рис. 2).

Рис. 2. Среднедушевые объемы дистанционных продаж (за год)

По данным Европейской Ассоциации дистанционной торговли, доля их оборота составляет 80 % от совокупного оборота 24 стран, интенсивно использующих данный вид ритейлера.

Дистанционные продажи подразделяются на такие виды торговли как телевизионная торговля, посылочная и электронная (рис. 3). Рассмотрим подробнее существующие виды дистанционной торговли.

Рис. 3. Виды дистанционной торговли

Самым первым видом дистанционных продаж явилась посылочная торговля. В конце 19 — начале 20 века она особенно была распространена в России и США. Почта в те времена работала быстро и безупречно. Например, в 1913 году каждый третий житель Росси регулярно покупал товары по почте. Известно, что в те времена из Нью-Йорка в сибирскую деревню посылка шла 19 дней, а из Москвы в Москву — 1 день, сегодня же по Москве она может достигать 14 дней.

Знакомство покупателя с товаром при посылочной (почтовой) торговле происходит чаще всего по каталогам. Особым спросом всегда пользовались в каталожной продукции книги. Торможению посылочной торговли в России послужил переход данного вида продаж в свое время под контроль государства и последующее становление рыночной экономики. На сегодняшний день только около 7 % россиян приобретают товары по каталогам, в то время как в США и на Западе 85 % населения производят покупки по почте. Всего в мире существует порядка 8500 каталогов с общим тиражом экземпляров 14 млрд. Социальный портрет покупателя каталожной продукции представлен на рисунке 4.

Технология данной формы продажи включает в себя следующее: покупатель, получив нужную информацию из разных источников рекламы и после изучения каталога и выбора необходимого ему товара отправляет свой заказ почтой, используя при этом различные способы связи (телефон, почту и др.), продавцу товара на компанию, где заказ проходит регистрацию. Оплата посылки производится как при получении, так и предварительно. Чаще всего предоплату предусматривают иностранные посылторговые компании, в то время как российские компании чаще всего работают по системе наложенного платежа. В случае, если покупатель не удовлетворён каким-либо товаром он в праве вернуть его, получив деньги обратно.

Рис. 4. Социальный портрет покупателя посылочной торговли

Интересная существует статистика о спросах каталожной продукции жителей России (рис. 5).

Рис. 5. Спрос россиян на товары по каталогам

Быстрорастущим сектором розничных продаж является телевизионная торговля. На сегодняшний день около 95 % мирового рынка покупок сосредоточено в экономически развитом треугольнике — США, Европа и Япония. Телевизионные каналы рекламы работают на всех континентах, на всех основных мировых рынках, и конкуренция среди них является содействием развитию этой отрасли. Несмотря на то, что телемагазины являются небольшой лишь нишей рынка дистанционной торговли, аналитики оценивают его будущее очень оптимистично.

Почти каждая из стран имеет какую-либо форму ТВ-шопинга. В мире, этой отрасли приходиться преодолевать ту или иную проблему, но результаты и ее развитие свидетельствует, что предпринимателей учат собственные ошибки. К сведению, годовой объем телевизионной торговли некоторых дистанционных компаний составляет 15 %. Для того, чтобы создать, как можно больше каналов российских продаж следует приложить ещё не мало усилий.

Особенности ассортимента телевизионных магазинов заключаются в том, что товарные его группы не всегда можно встретить в обычном магазине. Сначала новинки появляются в ТВ-шопе, а через некоторое время их можно встретить и в магазине.

Необычная история возникновения у телевизионной торговли, которая явилась чистой случайностью. В 1970-х годах один рекламодатель не смог оплатить счет за рекламу, вышедшую в эфир радиостанции города Клиэруотер во Флориде. В качестве компенсации он предложил радиостанции свой товар — 112 электрических консервных ножей, и владелец станции взял товар вместо денег, после чего они в прямом эфире были выставлены на продажу и на удивление быстро проданы. Это послужило запуску радиостанцией в эфир регулярного радиошоу выгодной покупки. Впоследствии в 1981 г. программа была переименована в «Канал домашних покупок» и стала выходить на местном кабельном телевидении.

В настоящее время влияние интернета на экономику постоянно растет. Большинство компаний открывают свои представительства в Интернете — корпоративные сайты. Это позволяет связывать виды дистанционных продаж между собой. Например, каталожная продукция может дублироваться интернет-магазином.

Возможность круглосуточной работы интернет магазина является одним из главных преимуществ, так как он не ограничен временем их обслуживания и числом посетителей. Для клиентов интернет-магазин доступен в любое время без перерывов и выходных — необходимо лишь наличие Интернета. Кроме того, есть возможность оставлять свой отзыв о товаре, сравнивать товары друг с другом и добавлять в список избранное. Так же можно выделить преимущество способа расчёта и получения заказа. У клиента есть возможность использовать различные способы оплаты: как банковский, наличный так и электронный расчёт. И получать заказанный товар, как с помощью курьерской службы, так и по почте.

В России интернет-торговля стала активно развиваться с 2006 года. Только 8,4 % российских интернет-пользователей совершали свои покупки, тогда как в мире эта цифра составляла уже более 50 %. Распространение сети Интернет способствовало развитию данного вида дистанционных продаж и в 2014 году оборот интернет-торговли в России составил порядка 20 млрд. долларов, а ежегодный темп роста в последнее время составляет 15–18 %.

Значимым моментом на пути к формированию цивилизованного рынка интернет-торговли в России стало создание в 2012 году Ассоциации Интернет-торговли, в которую вошли 15 российских онлайн-магазинов, ориентированных на качественный сервис. Также, хотелось бы выделить и стратегическое видение онлайн-продавцов, 40 % из которых планируют вводить для своего бизнеса мобильные стратегии, 15 % улучшать уже существующие, а 20 % планируют запустить мобильные приложения для электронной торговли. По мнению представителей онлайн-ритейла, составляющими коммерческого успеха и вектором развития этой отрасли является обновление или замена программной платформы, улучшение функциональности сайта и поисковая оптимизация.

Следуя вышеизложенному, можно сделать вывод, что дистанционная торговля как вид розничных безличных продаж эволюционирует, прогрессирует, стремительно набирает свои обороты и идет в ногу со временем. Ее развитие очень важно как в российских, так и в мировых масштабах, так как клиенты дистанционного ритейлинга — это жители, которые находятся в отдалении от районных центров с развитой инфраструктурой, а также потребители, которые следят за новинками моды и которые ценят время.

Литература:

  1. Дистанционная торговля — 2016 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/distancionnaya-prodazha.html
  2. Дистанционная торговля или торговля через интернет. Юридические особенности — 2011. ЮрКонсультант [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.uristexpert.ru/useful/articles/internet/36969/
  3. Рынок дистанционной торговли в сегменте B2C в России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.aup.ru/news/2010/06/11/3949.html
  4. Рынок дистанционной торговли в России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/mr/services/distance_selling.htm
  5. Торговля по почте и каталогам — 2016 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/torgovlya-po-pochte.html
  6. http://www.unn.com.ua/ru/
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционная торговля, Россия, время, продажа, телевизионная торговля, товар, вид, Москва, посылочная торговля, США.


Задать вопрос