Изменения, которые случились в Украине в последние годы, кардинально изменили требования к подготовке специалистов разного профиля и профессионального образования в целом. В связи с этими современный специалист должен быть высококвалифицированным, конкурентоспособным, уметь быстро приспосабливаться к изменениям и ориентироваться в окружающей действительности, иметь достаточный интеллектуальный капитал. Поэтому мы считаем необходимостью определить сущность понятия «модель профессиональной компетентности будущих экономистов».
Ключевые слова: компетентность, модель профессиональной компетентности, модель, профессиональная компетентность, специалист.
Общенаучные понятия «модель» и «моделирование» являются важными и в то же время сложными инструментами для педагогики. Во-первых, они попали в отмеченную сферу из других областей знаний; во-вторых, как отмечает Є. Лодатко, они имеют особенности, природа, которых основывается на нечеткости, расплывчатости педагогических понятий и, как свидетельствуют результаты терминологического анализа понятия «модель» понимают:
1) в широком значении: как систему, что мыслительно представляется или материализуется, и, отображая или воссоздавая объект исследования, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте;
2) в узком смысле: изображение определенного явления с помощью другого, более изученного, которое более легко понять;
3) как упрощенные теории, которые позволяют изучать взаимосвязи между разными индикаторами в обществе;
4) как схему, график любого объекта, процесса или явления, которое используется в качестве его упрощенной замены [2, с. 88–89].
Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов Н. М. Болюбаш представляет как процесс, направленный на усиленную совместную деятельность преподавателя и студентов в процессе профессиональной учебы, использования усовершенствованных содержания, методов, средств и форм учебы, направленных на формирование комплекса ключевых компетенций для данного вида деятельности и профессиональной компетентности как интегративной черты личности. Разработка модели позволяет более четко представить процесс формирования профессиональной компетентности и определить приоритетные направления формирования личности студента как будущего профессионала-экономиста [1].
Для более детального исследования структуры ключевых компетенций О. И. Яковенко [8] считает необходимым обратить внимание на содержательную структуру профессиональной компетентности экономиста. Документами, которые содержат перечень видов экономической деятельности и требования к целям, содержанию и компетентности будущих экономистов в процессе их профессиональной подготовки, является «Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010», утвержденная приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010 г. № 457 и образовательно-квалификационная характеристика. В соответствии с первичными должностями, которые может занимать экономист, он подготовлен выполнять следующие функции: аналитическую, плановую, организационную, контрольную, учетно-статистическую, информационную.
Приобретение студентами ключевых компетенций профессиональной деятельности требует у них соответствующего понятийного аппарата, знание основных принципов и методов организации экономической деятельности, самой способности экономического (аналитического) мышления, готовности к применению знаний и навыков в дальнейшей профессиональной деятельности. Важную роль в этом, играет вопрос организации учебного процесса, особенно процесса практической подготовки студента, использования нетрадиционных методов обучения, инновационных методик, адекватное внедрение в учебный процесс информационных технологий [8].
Проблема согласования отечественной педагогической терминологии и науки в целом с компетентностным подходом заключается в том, что научные работники преимущественно пользуются традиционной и понятной триадой «знания-умения-навыки», из которой выходит целый ряд категорий и понятий. Однако, понятие «компетентность» является шире, чем знание или умение, и предусматривает способность специалиста использовать в конкретной ситуации приобретенные знания, умения, учебный и жизненный опыт, знание им методов поиска необходимой информации, умения ее анализировать, видеть проблемы и пути их решения, самоэффективность, а также понимание необходимости учится на протяжении всей жизни [4]. Поэтому, по мнению Н. М. Самарук, компетентность выражает значение традиционной триады «знания-умения-навыки», интегрируя их в единственный комплекс [6].
В докладе международной комиссии по образованию для ХХІ века Жан Делор сформулировал суть модели современного образованного человека в рамках, на которых основывается образование, — научится познавать, научится делать, научится жить вместе, научится быть [3].
Также для того, чтобы будущий экономист был профессионально компетентным необходимо не забывать о его физическом состоянии и здоровье. В реализации стратегии устойчивого развития Украины в качестве ключевых факторов выступает образование и система здравоохранения. Образование о здоровье, здоровом образе жизни, здоровьесбережения это гармоничное, активное, творческое «сегодня» и качественное, оптимистичное «завтра». Суть экологического образования в осознании общечеловеческих ценностей, знаний об источниках и последствиях нарушения естественного равновесия и личной ответственности за содеянное перед самим собой, и перед семьей, обществом, государством, планетой. Экологическое образование, которое является основой национальной безопасности страны, направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества, нации, государства [5].
Следовательно, профессиональную компетентность будущих экономистов можно рассматривать как интегративное качество личности, определяемое владением набора компетенций: совокупностью взаимосвязанных содержания, умений, навыков, способов деятельности, включающих личностное отношение к предмета деятельности и его физическим здоровьем.
В экономической науке модель — это логическое (обычно математическое) описание того, что экономическая теория считает особенно важным при исследовании определенной проблемы; исследование любых объектов путем изучения их системных структур. За А. В. Семеновою, модель — изображение, следовательно, схема, график любого объекта, процесса или явления, которое используется в качестве его упрощенной замены. Модель являет собой четырехместную конструкцию, компонентами которой является субъект (человек), задание, которое решается субъектом, объект — оригинал (фрагмент реальной действительности) и язык или способ описания материального воссоздания модели [6].
Модель современного специалиста описывает основные требования к специалистам, тенденции их использования, области применения и тому подобное. С другой стороны, модель специалиста — это некоторый эталон, идеал работника, который должен быть подготовлен в вузе и который отвечает современным требованиям общества. Основные требования к специалистам отбиты в образовательно-квалификационных характеристиках специалистов определенного направления подготовки. На основе образовательно-квалификационных характеристик создается модель подготовки специалиста в виде образовательно-профессиональной программы, в которой отражено не только перечень учебных предметов, но и результаты овладения программой в виде знаний, умений, навыков.
Следовательно, модель специалиста можно рассматривать как социальный заказ, и как результат профессионального образования [7, с.201].
Анализируя выше изложенный материал можно сделать следующий вывод, что понятие «модель профессиональной компетентности будущих экономистов» представляет собою целый ряд взаимоувязанных специальных и общечеловеческих качеств специалиста, которые не должны ограничиваться сугубо профессиональными рамками.
Литература:
- Болюбаш Н. М. Модель формування професійної компетентності майбутніх економістів засобами мережевих технологій [Електронний ресурс]. URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/NiO/2009_10/metodika/Bolyubash.htm (дата обращения: 11.01.2016).
- Боярчук Н. Модель формування професійної компетентності майбутніх економістів // Педагогічні науки. — 2013. — № 1(57). — С. 85–95.
- Делор Жан Сокрытое сокровище — UNESCО, 1996. — 53 с.
- Дибкова Л. М. Індивідуальний підхід у формування професійної компетентності майбутніх економістів: дис. … кандидата пед. наук. — К., 2006. — 227 с.
- Мостіпака Т. П. Проблема формування здоров’язбережувальної компетентності у контексті сталого розвитку // Інноваційні підходи до виховання студентської молоді у вищих навчальних закладах: матеріали Міжнародної науково-практичної конференції (м. Житомир, 22–23 травня 2014 р.) — [Електронний ресурс]. URL: http://eprints.zu.edu.ua/18229/1/ %D0 %9C %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82 %D1 %96 %D0 %BF %D0 %B0 %D0 %BA %D0 %B0 %20 %D0 %A2.pdf (дата обращения: 12.01.2016).
- Самарук Н. М. Формування професійної компетентності майбутніх економістів // Вісник Національної академії Державної прикордонної служби України. — 2011. — Вип. 2. — [Електронний ресурс]. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vnadps_2011_2_12 (дата обращения: 15.01.2016).
- Сушко О. С. Формування професійно-предметних компетенцій майбутніх економістів у процесі навчання фінансової математики // Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова. Серія № 3. Фізика і математика у вищій і середній школі: Зб. наукових праць — К.: НПУ імені М. П. Драгоманова, 2012. — № 10. — С. 201–207.
- Яковенко О.І. Технологічна модель формування ключових компетенцій професійної діяльності майбутніх економістів у процесі практичної // Modern problems and ways of their solution in science, transport, production and education 2013 [Електронний ресурс]. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/june-2013 (дата обращения: 08.01.2016).