Сущность понятия «модель профессиональной компетентности будущих экономистов» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 20.04.2016

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Наливайко, Т. В. Сущность понятия «модель профессиональной компетентности будущих экономистов» / Т. В. Наливайко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 998-1000. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28526/ (дата обращения: 16.10.2024).



Изменения, которые случились в Украине в последние годы, кардинально изменили требования к подготовке специалистов разного профиля и профессионального образования в целом. В связи с этими современный специалист должен быть высококвалифицированным, конкурентоспособным, уметь быстро приспосабливаться к изменениям и ориентироваться в окружающей действительности, иметь достаточный интеллектуальный капитал. Поэтому мы считаем необходимостью определить сущность понятия «модель профессиональной компетентности будущих экономистов».

Ключевые слова: компетентность, модель профессиональной компетентности, модель, профессиональная компетентность, специалист.

Общенаучные понятия «модель» и «моделирование» являются важными и в то же время сложными инструментами для педагогики. Во-первых, они попали в отмеченную сферу из других областей знаний; во-вторых, как отмечает Є. Лодатко, они имеют особенности, природа, которых основывается на нечеткости, расплывчатости педагогических понятий и, как свидетельствуют результаты терминологического анализа понятия «модель» понимают:

1) в широком значении: как систему, что мыслительно представляется или материализуется, и, отображая или воссоздавая объект исследования, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте;

2) в узком смысле: изображение определенного явления с помощью другого, более изученного, которое более легко понять;

3) как упрощенные теории, которые позволяют изучать взаимосвязи между разными индикаторами в обществе;

4) как схему, график любого объекта, процесса или явления, которое используется в качестве его упрощенной замены [2, с. 88–89].

Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов Н. М. Болюбаш представляет как процесс, направленный на усиленную совместную деятельность преподавателя и студентов в процессе профессиональной учебы, использования усовершенствованных содержания, методов, средств и форм учебы, направленных на формирование комплекса ключевых компетенций для данного вида деятельности и профессиональной компетентности как интегративной черты личности. Разработка модели позволяет более четко представить процесс формирования профессиональной компетентности и определить приоритетные направления формирования личности студента как будущего профессионала-экономиста [1].

Для более детального исследования структуры ключевых компетенций О. И. Яковенко [8] считает необходимым обратить внимание на содержательную структуру профессиональной компетентности экономиста. Документами, которые содержат перечень видов экономической деятельности и требования к целям, содержанию и компетентности будущих экономистов в процессе их профессиональной подготовки, является «Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010», утвержденная приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010 г. № 457 и образовательно-квалификационная характеристика. В соответствии с первичными должностями, которые может занимать экономист, он подготовлен выполнять следующие функции: аналитическую, плановую, организационную, контрольную, учетно-статистическую, информационную.

Приобретение студентами ключевых компетенций профессиональной деятельности требует у них соответствующего понятийного аппарата, знание основных принципов и методов организации экономической деятельности, самой способности экономического (аналитического) мышления, готовности к применению знаний и навыков в дальнейшей профессиональной деятельности. Важную роль в этом, играет вопрос организации учебного процесса, особенно процесса практической подготовки студента, использования нетрадиционных методов обучения, инновационных методик, адекватное внедрение в учебный процесс информационных технологий [8].

Проблема согласования отечественной педагогической терминологии и науки в целом с компетентностным подходом заключается в том, что научные работники преимущественно пользуются традиционной и понятной триадой «знания-умения-навыки», из которой выходит целый ряд категорий и понятий. Однако, понятие «компетентность» является шире, чем знание или умение, и предусматривает способность специалиста использовать в конкретной ситуации приобретенные знания, умения, учебный и жизненный опыт, знание им методов поиска необходимой информации, умения ее анализировать, видеть проблемы и пути их решения, самоэффективность, а также понимание необходимости учится на протяжении всей жизни [4]. Поэтому, по мнению Н. М. Самарук, компетентность выражает значение традиционной триады «знания-умения-навыки», интегрируя их в единственный комплекс [6].

В докладе международной комиссии по образованию для ХХІ века Жан Делор сформулировал суть модели современного образованного человека в рамках, на которых основывается образование, — научится познавать, научится делать, научится жить вместе, научится быть [3].

Также для того, чтобы будущий экономист был профессионально компетентным необходимо не забывать о его физическом состоянии и здоровье. В реализации стратегии устойчивого развития Украины в качестве ключевых факторов выступает образование и система здравоохранения. Образование о здоровье, здоровом образе жизни, здоровьесбережения это гармоничное, активное, творческое «сегодня» и качественное, оптимистичное «завтра». Суть экологического образования в осознании общечеловеческих ценностей, знаний об источниках и последствиях нарушения естественного равновесия и личной ответственности за содеянное перед самим собой, и перед семьей, обществом, государством, планетой. Экологическое образование, которое является основой национальной безопасности страны, направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества, нации, государства [5].

Следовательно, профессиональную компетентность будущих экономистов можно рассматривать как интегративное качество личности, определяемое владением набора компетенций: совокупностью взаимосвязанных содержания, умений, навыков, способов деятельности, включающих личностное отношение к предмета деятельности и его физическим здоровьем.

В экономической науке модель — это логическое (обычно математическое) описание того, что экономическая теория считает особенно важным при исследовании определенной проблемы; исследование любых объектов путем изучения их системных структур. За А. В. Семеновою, модель — изображение, следовательно, схема, график любого объекта, процесса или явления, которое используется в качестве его упрощенной замены. Модель являет собой четырехместную конструкцию, компонентами которой является субъект (человек), задание, которое решается субъектом, объект — оригинал (фрагмент реальной действительности) и язык или способ описания материального воссоздания модели [6].

Модель современного специалиста описывает основные требования к специалистам, тенденции их использования, области применения и тому подобное. С другой стороны, модель специалиста — это некоторый эталон, идеал работника, который должен быть подготовлен в вузе и который отвечает современным требованиям общества. Основные требования к специалистам отбиты в образовательно-квалификационных характеристиках специалистов определенного направления подготовки. На основе образовательно-квалификационных характеристик создается модель подготовки специалиста в виде образовательно-профессиональной программы, в которой отражено не только перечень учебных предметов, но и результаты овладения программой в виде знаний, умений, навыков.

Следовательно, модель специалиста можно рассматривать как социальный заказ, и как результат профессионального образования [7, с.201].

Анализируя выше изложенный материал можно сделать следующий вывод, что понятие «модель профессиональной компетентности будущих экономистов» представляет собою целый ряд взаимоувязанных специальных и общечеловеческих качеств специалиста, которые не должны ограничиваться сугубо профессиональными рамками.

Литература:

  1. Болюбаш Н. М. Модель формування професійної компетентності майбутніх економістів засобами мережевих технологій [Електронний ресурс]. URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/NiO/2009_10/metodika/Bolyubash.htm (дата обращения: 11.01.2016).
  2. Боярчук Н. Модель формування професійної компетентності майбутніх економістів // Педагогічні науки. — 2013. — № 1(57). — С. 85–95.
  3. Делор Жан Сокрытое сокровище — UNESCО, 1996. — 53 с.
  4. Дибкова Л. М. Індивідуальний підхід у формування професійної компетентності майбутніх економістів: дис. … кандидата пед. наук. — К., 2006. — 227 с.
  5. Мостіпака Т. П. Проблема формування здоров’язбережувальної компетентності у контексті сталого розвитку // Інноваційні підходи до виховання студентської молоді у вищих навчальних закладах: матеріали Міжнародної науково-практичної конференції (м. Житомир, 22–23 травня 2014 р.) — [Електронний ресурс]. URL: http://eprints.zu.edu.ua/18229/1/ %D0 %9C %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82 %D1 %96 %D0 %BF %D0 %B0 %D0 %BA %D0 %B0 %20 %D0 %A2.pdf (дата обращения: 12.01.2016).
  6. Самарук Н. М. Формування професійної компетентності майбутніх економістів // Вісник Національної академії Державної прикордонної служби України. — 2011. — Вип. 2. — [Електронний ресурс]. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vnadps_2011_2_12 (дата обращения: 15.01.2016).
  7. Сушко О. С. Формування професійно-предметних компетенцій майбутніх економістів у процесі навчання фінансової математики // Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова. Серія № 3. Фізика і математика у вищій і середній школі: Зб. наукових праць — К.: НПУ імені М. П. Драгоманова, 2012. — № 10. — С. 201–207.
  8. Яковенко О.І. Технологічна модель формування ключових компетенцій професійної діяльності майбутніх економістів у процесі практичної // Modern problems and ways of their solution in science, transport, production and education 2013 [Електронний ресурс]. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/june-2013 (дата обращения: 08.01.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, модель, экономическая деятельность, график любого, профессиональная компетентность будущих экономистов, профессиональное образование, современный специалист, Украина, учебный процесс, экологическое образование.


Ключевые слова

модель, компетентность, профессиональная компетентность, специалист, модель профессиональной компетентности

Похожие статьи

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Компетентностный подход как условие качества подготовки младшего специалиста среднего специального профессионального образования

В статье рассматривается качество подготовки младшего специалиста среднего специального профессионального образования, где критерием выступает профессиональная компетентность младших специалистов, т.е. его готовность к самообразованию на протяжении в...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации

В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор с...

Условия развития математических способностей студентов

В современном мире меняется стратегия деятельности системы образования, предусматривающая индивидуально-личностную ориентацию в сочетании с технологичностью, ориентирует профессиональную школу на подготовку высококвалифицированных специалистов, спосо...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...

Опыт и значение системы менеджмента качества молочной продукции в Республике Беларусь

Вопросы обеспечения надлежащего качества были актуальны во все времена, но особую значимость приобрели в период развития рыночных отношений и ужесточения требований системы менеджмента качества. Менеджмент качества в современном понимании существует ...

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Актуальность данной темы заключается в том, что задачи поставленные перед педагогами и выпускниками образовательных учреждений требует формирования новых компетенции, готовности к решению разных задач в новых нестандартных ситуациях. В статье говорит...

Похожие статьи

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Компетентностный подход как условие качества подготовки младшего специалиста среднего специального профессионального образования

В статье рассматривается качество подготовки младшего специалиста среднего специального профессионального образования, где критерием выступает профессиональная компетентность младших специалистов, т.е. его готовность к самообразованию на протяжении в...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации

В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор с...

Условия развития математических способностей студентов

В современном мире меняется стратегия деятельности системы образования, предусматривающая индивидуально-личностную ориентацию в сочетании с технологичностью, ориентирует профессиональную школу на подготовку высококвалифицированных специалистов, спосо...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...

Опыт и значение системы менеджмента качества молочной продукции в Республике Беларусь

Вопросы обеспечения надлежащего качества были актуальны во все времена, но особую значимость приобрели в период развития рыночных отношений и ужесточения требований системы менеджмента качества. Менеджмент качества в современном понимании существует ...

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Актуальность данной темы заключается в том, что задачи поставленные перед педагогами и выпускниками образовательных учреждений требует формирования новых компетенции, готовности к решению разных задач в новых нестандартных ситуациях. В статье говорит...

Задать вопрос