Мировые тенденции глобализации, обуславливающие интенсификацию образования, позиционируют необходимость создания новых образовательных парадигм, основанных на интеграции естественнонаучного и гуманитарного знаний. Новая для России образовательная парадигма требует не только значительных ресурсных затрат, но и затрат со стороны так называемого «человеческого потенциала», что в свою очередь обуславливает тенденции снижения его эффективности. Данный факт обусловлен тем, что при пролонгированной интенсификации любого вида деятельности исчерпываются функциональные ресурсы организма, следствием чего является срыв адаптационных механизмов организма человека и в итоге болезнь.
Сахарный диабет, на сегодняшний день является одним из тех заболеваний, которое стремительно увеличивается, приобретая характер пандемии. Международная федерация диабета прогнозирует, что к 2030 году количество человек в мире с установленным диагнозом сахарный диабет достигнет 500 млн., тогда как сейчас эта цифра равна 230 млн.
Сегодня в России на учете у эндокринологов с диагнозом сахарный диабет стоят около 3 млн. 200 тыс. человек, а к 2030 году эта цифра, по прогнозам, достигнет 7 млн.
Учитывая тот факт, что для сахарного диабета 2 типа характерно длительное течение со слабо выраженной симптоматикой подавляющее число населения нашей страны, находящееся в группе риска вовремя не успевает диагностировать у себя данное заболевания, что приводит к большому количеству осложнений.
Сотрудники образовательных учреждений различного уровня входят в группу риска по развитию сахарного диабета 2 типа по ряду причин, характеризующих специфику их работы, а именно:
- Нерегулярное и нерациональное питание.
- Преимущественно сидячий или стоячий образ жизни.
- Интенсивная и пролонгированная деятельность.
В связи с обозначенными причинами огромное значение принимает регулярный скрининг уровня глюкозы в крови участников образовательного процесса, что становится возможным благодаря современной ориентации образовательной политики на здоровьесберегающую деятельность. В образовательных учреждениях разных уровней, в том числе и в школах создаются «Центры здоровья», опытно-экспериментальные площадки здоровьесберегающей деятельности, модернизируются медицинские кабинеты и профилактории, проводятся различные акции здоровьеориентрованой направленности государственными и коммерческими организациями.
Контроль уровня глюкозы в крови у участников образовательного процесса должен достигаться за счет ряда организационных условий, способствующих грамотной реализации государственной политики в рамках профилактики сахарного диабета 2 типа, а именно:
- Информирование об этиологии и патогенезе сахарного диабета 2 типа с использованием различных форм, таких как: урок, лекция, круглый стол, презентация, тренинг и т. д.
- Исследование участников образовательного процесса на наличие факторов риска развития сахарного диабета 2 типа: индекс массы тела, возраст, генетическая предрасположенность, прием различных препаратов, уровень стрессированности.
- Выделение из общей массы участников образовательного процесса групп риска и дальнейший мониторинг их состояния.
- Регулярный контроль уровня глюкозы в крови у всех участников образовательного процесса для групп риска не реже 1 раза в три месяца, у людей не входящих в группу риска не реже 1 раза в 6 месяцев.
- Создание условий для рационального и регулярного питания в обеденное время.
- Создание условий для регулярных занятий спортом в перерывах между учебной деятельностью.
- Создание условий для эмоциональной разрядки (релаксации) в перерывах между учебной деятельностью.
- Организация или участие в мероприятиях, посвященных Всемирному дню борьбы с диабетом.
Иными словами, организацию контроля уровня глюкозы в крови участников образовательного процесса можно объединить в систему, состоящую из 4 компонентов: информирования, мониторинга, условий и участия.
Современные медицинские кабинеты должны оснащаться необходимым лабораторным оборудованием по диагностике функционального состояния участников образовательного процесса, что позволяет организовать систему контроля и профилактики сахарного диабета 2 типа. Достигается данный факт за счет возможности комплексного обследования участников образовательного процесса с использованием следующих методов приборной диагностики:
- Антропометрия (рост, вес, калипометрия, динамометрия) с автоматическим определением индекса массы тела, типа телосложения и рекомендуемого весом.
- Биоимедансный анализ (компонентный состав тела: вода, клеточная масса, мышечная масса, костная масса) рекомендуемые значения для существующих физиологических параметров.
- Измерение внутриглазного давления (риск развития глаукомы).
- Измерение уровня глюкозы в крови.
Также необходимо проводить необходимые мероприятия в рамках профилактики развития сахарного диабета 2 типа путем взаимодействия, как с группами риска, так и с общей массой участников образовательного процесса, по средствам проведения ряда теоретических и практических занятий.
В заключении хочется подчеркнуть, что стремительные темпы увеличения числа человек, страдающих сахарным диабетом 2 типа, и дальнейшая динамика роста заболеваемости в геометрической прогрессии связна в первую очередь с несвоевременными профилактическими мерами. Государственная образовательная политика позволяет реализовывать различные программы стратегического развития, в том числе и в области профилактики сахарного диабета 2 типа, отводя значительно место здоровсберегающему компоненту в своей структуре. Нам остается только грамотно использовать предоставленные возможности.
Литература:
- Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
- Благинин, А. А. Ортостатическая проба как метод оценки стрессового воздействия / А. А. Благинин, Филатов В. Н. // Функциональная диагностика. 2005. № 2. С. 23.
- Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
- Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
- Новиков, В. С. Психофизиологическая оценка острого физического утомления / В. С. Новиков, А. А. Благинин, Е. Б. Шустов, В. Ю. Чепрасов, М. Ю. Бахтин, В. О. Гуменюк // Физиология человека. 1995. № 2. С. 37.
- Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
- Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
- Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
- Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
- Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.