Развитие информационно-компьютерной цивилизации привело человечество не только к чрезмерному потреблению и комфорту, но и к проблемам развития различного рода заболеваний, которые могут быть вызваны стрессами, хроническими эмоциональными переживаниями, нездоровым образом жизни, подрывая психическое и физическое здоровье человека. На сегодняшний день сахарный диабет является серьезной медико-социальной проблемой, так как отличается широкой распространенностью, имеет тенденцию к быстрому увеличению количества больных, приводя к потерям трудовых и экономических ресурсов. Эпидемия сахарного диабета во всем мире привела к колоссальным затратам на лечение практически неизлечимого заболевания, как признала его таковым Всемирная организация здравоохранения. Сегодня состояние и здоровье больного или рискующего заболеть диабетом полностью зависит от его ответственного отношения к собственному здоровью.
Существует два основных типа диабета. Диабет первого типа начинается практически с рождения, в его развитии имеет сильное влияние наследственный фактор. Диабет второго типа (инсулинонезависимый) связан со способностью человека выживать в конкурентной и динамичной окружающей среде. Таким образом, его появление обусловлено кризисом в нейропсихической сфере. Он выявляется во взрослом возрасте, когда ослабевают механизмы психических защит и иммунитет. Его мы и рассмотрим.
Многие авторы в своих работах, посвященных сахарному диабету, утверждают, что существует связь между эмоциональным возбуждением и эндокринными реакциями. Различные проявления отрицательных эмоций приводят к повышению концентрации сахара в крови. Организм накапливает глюкозу, чтобы подготовиться к реакции на стресс, но реакция не наступает, а организм, в свою очередь, не ощущает стресс как перегрузку и принимает его за нормальное состояние. Поэтому сегодня медицина относит сахарный диабет к психосоматической патологии. Британские врачи уже давно оказывают помощь больным диабетом как со стороны терапевтической, так и психиатрической бригад. Но очень важно помнить о том, что главным доктором в данной ситуации может выступить только сам человек.
Работа в школе – это постоянный стресс, так как она требует огромных затрат душевных сил. К тому же, учитель несет личную и административную ответственность за жизнь и здоровье учащихся. После окончания рабочего дня, учителю необходимо готовиться к урокам, внеклассным мероприятиям, проверять тетради, работать с документацией классного руководителя. Ученики могут быть разными: помимо умных, старательных, хорошо воспитанных, в классе могут оказаться ленивые, невоспитанные и грубые. Более того, по данным Росстата за 2015 год средний возраст учителей в России составлял 42,6 лет. Данная возрастная категория является группой риска заболевания диабетом второго типа. Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сказать, что учителя являются группой риска заболевания сахарным диабетом второго типа.
Сахарный диабет является серьезным заболеванием, так как риск общей смертности повышен в 2-3 раза, а ведущими причинами смерти являются ишемическая болезнь сердца и сердечная недостаточность. У больных диабетом развивается почечная недостаточность, диабетическая гангрена с последующей ампутацией нижней конечности. Больные диабетом часто страдают заболеваниями периферических артерий. Высокий уровень глюкозы в крови увеличивает риск расстройства мозгового кровообращения. Но с помощью регулярного планового обследования, своевременного выявления симптомов и контроля факторов риска заболевания, профилактических мероприятий можно снизить риск развития сахарного диабета.
Сахарный диабет второго типа часто может протекать бессимптомно в самом начале болезни. Главное, на что нужно обратить внимание, это то, что больные могут жаловаться на усталость и сонливость после еды. По мере развития диабета, симптомы нарастают. Одним из вестников является очень высокий аппетит. Это происходит из-за того, что уровень инсулина увеличивается в крови и снижается после еды. Поэтому мозг подает сигнал о голоде. Соответственно, постоянное переедание станет причиной ожирения. Еще одним симптомом сахарного диабета выступает жажда, и как следствие, частое мочеиспускание. Это происходит вследствие того, что почки не могут растворить сахар, поэтому им требуется много жидкости для его растворения. Почки испытывают нагрузку, пытаясь избавиться от глюкозы. В результате мочевой пузырь наполняется чаще, поэтому больной испытывает частые позывы к мочеиспусканию. Для восполнения жидкости больному диабетом приходится много пить. Потеря жидкости приводит к симптому сухости кожи и слизистых, кожа теряет эластичность и становится очень сухой. Высокий уровень сахара в крови может привести и к потере веса, связано это с тем, что инсулин не справляется с переносом глюкозы в клетки, которые ее используют ее как источник энергии. Поэтому организм добывает себе энергию из других источников, разрушая жировую и мышечную ткани. У больных сахарным диабетом плохо заживают раны, происходит ухудшение зрения, часто пациенты страдают грибковыми заболеваниями.
Что же делать, чтобы предупредить эту серьезную и опасную болезнь? Врачи советуют соблюдать диету и заниматься спортом, меньше подвергать себя стрессовым ситуациям. При составлении диеты воспользуемся таблицей 1. Целью регулирования питания при диабете 2 типа является нормализация веса тела. Поэтому необходимо контролировать содержание углеводов и калорийность продуктов.
Таблица 1
Разрешенные и запрещенные продукты
Типы продуктов |
1 группа (без ограничения) |
2 группа (можно, но с ограничением) |
3 группа (нельзя) |
Хлебобулочные изделия и крупы |
Отрубной хлеб |
Обычный хлеб, хлебобулочные изделия, крупы, макароны |
Печенье, кондитерские изделия (торты, пирожные) |
Овощи, корнеплоды, зелень |
Все виды капусты, щавель, свежая зелень, помидоры, огурцы, кабачки, сладкий перец, баклажаны, морковь, репа, редиска, грибы, лук |
Картофель отварной, кукуруза и бобовые (не консервы) |
Жареная картошка, белый рис или жареные на жире овощи |
Фрукты, ягоды |
Лимон, айва, клюква |
Яблоки, ягоды (смородина, малина, черника), вишня, персики, сливы, бананы, арбуз, апельсины, инжир |
|
Приправы, специи |
Перец, корица, специи, пряные травы, горчица |
Приправы для салатов, домашний нежирный майонез |
Жирный майонез, кетчуп |
Бульоны |
Рыбный (нежирный), овощной |
Бульоны с добавлением круп |
Жирные бульоны |
Молочные продукты |
Нежирные виды сыра, кефир |
Нежирное молоко, кисломолочная продукция, брынза, натуральные йогурты |
Сливочное масло, сметана, сливки, сгущенка, жирные сыры |
Рыба и морепродукты |
Филе нежирной рыбы |
Рыба средней жирности, устрицы, кальмары, креветки, раки и мидии |
Жирная рыба, угорь, икра, консервы в масле, селёдка, скумбрия |
Мясо и изделия из него |
Курица, крольчатина, телятина, индейка, постная говядина |
Утка, гусь, бекон, сосиски, жирное мясо и консервы из мясо |
|
Жиры |
Оливковое, льняное, кукурузное или подсолнечное масло |
Сало |
|
Десерты |
Салаты из фруктов |
Фруктовое желе без сахара |
Мороженое, пудинги |
Выпечка |
Кондитерские изделия, приготовленные на ненасыщенных жирах и с сахарозаменителями |
Пирожные, пироги, бисквит |
|
Сладости |
Только на сахарозаменителях |
Шоколад, конфеты, особенно с орехами, мед |
|
Орехи |
Фундук, миндаль, грецкие и кедровые орехи, каштан, фисташки, семечки подсолнечника |
Кокос, арахис |
|
Напитки |
Несладкие чай и кофе без добавления сливок, минералка |
Спиртные напитки |
Соблюдая простые правила, необходимо помнить, что единственное средство сохранения здоровья при риске заболевания сахарным диабетом является строгая самодисциплина, высокий уровень гигиенической культуры. В образовательных учреждениях целесообразным было бы развернуть противодиабетическую стратегию и оказывать психологическую помощь учителям, чтобы снизить риск эмоционального воздействия вследствие стрессовых ситуаций, что позволит предупредить заболевание сахарным диабетом, которое может быть вызвано такой причиной.
Литература:
- Бахтин, Ю.К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю.К. Бахтин, Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 457-458.
- Благинин, А.А. Ортостатическая проба как метод оценки стрессового воздействия / А.А. Благинин, Филатов В.Н. // Функциональная диагностика. 2005. № 2. С. 23.
- Бойков, А.Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А.Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
- Буйнов, Л.Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина, И.М. Воейков, П.Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67-71.
- Буйнов, Л.Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина, И.М. Воейков, П.Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67-71.
- Буйнов, Л.Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4 (8). С. 91-93
- Глазников, Л.А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля // Л.А. Глазников, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина, Ф.А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104-110.
- Макарова, Л.П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов, Ю.К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 78-80.
- Новиков, В.С. Психофизиологическая оценка острого физического утомления / В.С. Новиков, А.А. Благинин, Е.Б. Шустов, В.Ю. Чепрасов, М.Ю. Бахтин, В.О. Гуменюк // Физиология человека. 1995. № 2. С. 37.
- Соловьев, А.В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А.В. Соловьев, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67-73. 9
- Сорокина, Л.А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л.А. Сорокина, З.В. Быстрова, К.М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28-30
- Сухоруков, Д.В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса/ Д.В. Сухоруков, А.Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 730-732.