Особенности профилактики злоупотребления психоактивных веществ в общеобразовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 18.04.2016

Статья просмотрена: 349 раз

Библиографическое описание:

Горбунова, Е. Е. Особенности профилактики злоупотребления психоактивных веществ в общеобразовательных учреждениях / Е. Е. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.4 (112.4). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28554/ (дата обращения: 18.12.2024).



Мировой политический и экономический кризис, развитие современных информационных технологий, реформы в обществе, массовая миграция беженцев из вовлеченных в локальные конфликты стран приводят к существенному изменению общественного сознания и появлению множества социальных проблем. В связи с этим наблюдается рост числа людей девиантного поведения, увеличиваются масштабы потребления психоактивных веществ (ПАВ), прежде всего представителями подрастающего поколения. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение и связанная с этими явлениями преступность негативно сказываются на духовной и морально-психологической атмосфере в обществе. Стабильно увеличивается количество лиц, потребляющих наркотики, «молодеет» пьянство и курение табака. Почти 80 % потребителей наркотиков — лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания и токсикомания.

Необходимо выделить несколько основных вопросов, остро стоящих перед современным обществом: криминализация молодежи, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид, бродяжничество, а также связанные с указанными явлениями сопутствующие заболевания.

Преступность несовершеннолетних в России достигла критических размеров. Так, в 2009 году они совершили около 200 тысяч преступлений, 80 % из них — тяжкие, а 60 % — групповые. По данным МВД России за последние 10 лет преступность среди подростков, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, поднялась на 52 %, а среди лиц, употребляющих наркотики, — в 2,2 раза.

Употребление алкоголя (около 18 литров чистого спирта на душу населения в год) ведет к вырождению нации, подрыву генофонда. В России за пять лет от отравления водкой умерло 230 тысяч человек.

Суицид за последнее время достиг невероятных размеров. Ежегодно в стране по собственному желанию уходит из жизни около 40–50 тысяч человек.

Дети и подростки, совершающие преступления часто оказываются нездоровыми: 70 % осужденных несовершеннолетних лиц имеют психические аномалии, 17 % из них — умственно отсталые. Смертность детей от психических болезней возросла в 2 раза. В 83 раза возросло число венерических заболеваний у детей до 14 лет.

Одна из ведущих причин преступности — общий упадок нравственности. Синдром неполноценной нации, вырабатывшийся у людей в начале 90-х годов, привел к потере у молодежи национальной гордости, ее уходу от социально активной жизни.

На начало 2010 года общее число граждан России, употребляющих наркотики на регулярной основе, превышает 2,2 млн. человек. Но есть основания говорить о том, что эта цифра фактически приближается к пяти миллионам, а, в целом, в той или иной степени проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, то есть практически каждого пятого жителя нашей страны.

За последние 10 лет частота курения среди девочек возросла с 12 до 18 %, а среди мальчиков она стабильно сохраняется в пределах 28–32 %. Отмечено значительное увеличение частоты курящих с возрастом. Если в 5 классе курили 9 % мальчиков и 1,8 % девочек, то к 11 классу число курящих увеличилось до 51,6 % среди мальчиков и до 43 % среди девочек. На примере 11 регионов страны установлено, что 72–92 % школьников и 80–94 % школьниц употребляют алкоголь.

Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 14–17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11–13 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6–7 лет. Наркомания и алкоголизм окончательно превратились в масштабную общенациональную проблему, несущую прямую угрозу безопасности государства. По экспертным оценкам каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков 13–15 человек.

Школы, вузы и места массового развлечения молодежи, в первую очередь дискотеки и ночные клубы, являются сегодня основными местами распространения наркотиков. Опросы учащихся старших классов Москвы и Санкт-Петербурга весной 2009 года показали, что почти 70 % из них познакомились с наркотиками именно в этих местах.

Особое внимание к проблеме наркомании важно и в связи с тем, что наркомания и алкоголизм становятся в последние годы основной причиной роста числа заболеваний, передающихся половым путем, а также вирусного гепатита, туберкулеза, СПИД. Почти 90 % выявленных в последние годы случаев заражения ВИЧ-инфекцией были связаны с внутривенным употреблением наркотиков, а установленной причиной заражения явилось использование общих шприцев и игл.

В связи со сложившейся обстановкой специалисты всех ведомств заявляют о необходимости проведения профилактической работы. Это является чрезвычайно актуальным направлением развития современного образования, что и определило цель нашей работы — выявить особенности первичной профилактики злоупотребления ПАВ школьниками.

Подрастающее поколение интенсивно вовлекается в курение табака, пьянство и наркоманию, причем все в большей степени подобная «работа» ведется в отношении детей из благополучных и обеспеченных семей. Как свидетельствуют результаты исследований, профилактикой злоупотребления ПАВ необходимо заниматься, начиная с дошкольного возраста, так как подобные случаи все чаще встречаются уже в начальных классах школы. При этом можно опереться на личностно-психологический фактор, обусловливающий предрасположенность людей к употреблению ПАВ: необходимость учета деформации в побудительной (мотивационно-смысловой) сфере в период её формирования у ребенка.

Мотивационная деформация выражается в том, что уже в раннем подростковом возрасте у него могут вытесняться базовые потребности в саморазвитии (самопознании, самоопределении и самовыражении).

Деформация в ценностной сфере проявляется в противопоставлении жизненных ценностей (здоровья, счастья, творчества, познания окружающего мира и др.) ложным ценностям (праздности, самолюбию, сластолюбию, властолюбию и др.).

Деформации побудительной сферы могут негативно влиять на личностное развитие, приводя к желанию острых ощущений или, наоборот, ощущения покоя, подавления страха, ожидания сверхвозможностей, радостного состояния и др.

Каждый ребенок пытается подражать окружающим, особенно близким людям, друзьям, знакомым, легко поддаваясь соблазнам, в том числе и первым пробам ПАВ. На основе естественных для детей имитационных действий развивается индивидуальный ценностно-смысловой ориентир личности, определяется её социальная роль в сфере ближайшего окружения. В этом смысле первостепенное значение имеет семья. В связи с этим программа первичной профилактики должна включать методическую работу с родителями и другими членами семьи ребенка.

Традиционно и семья, и школа в значительной мере, как правило, не занимаются воспитанием детей и подростков с учетом формирования ценностно-смысловых и мотивационно-волевых структур личности. Воспитательный процесс в большинстве случаев носит назидательно-информационный характер. Это противоречит базовым побудительным потребностям детей и подростков, деформируя их мотивационную, а затем смысловую и волевую сферу.

Следует отметить, что воспитание учащихся здоровому образу жизни проходит преимущественно по программе курса основ безопасности жизнедеятельности в старших классах школы. Однако к этому периоду, как это было выявлено в результате проведения углубленных медицинских осмотров школьников в 2005–2009 г.г., большинство учащихся уже приобщаются к употреблению ПАВ, а ценностно-смысловые ориентиры у них оказываются сформированными.

Следовательно, направленность обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях на формирование предметных нормативных знаний не решает главную задачу — развить у детей и подростков возможности побудительной сферы личности. Это необходимо для включения их в самостоятельную деятельность на основе ценностного отношения школьников к своему здоровью, в том числе такому важному компоненту здорового образа жизни как отказ от потребления ПАВ.

В последнее десятилетие произошел поворот от модели первичной профилактики просветительско-запугивающего направления к концепции формирования личностной стратегии добровольного отказа от потребления ПАВ на основе воспитания индивидуальных истинных увлечений и интересов. В этом процессе возрастающее значение приобретают вопросы совершенствования духовно-нравственного потенциала личности.

Успех работы будет зависеть, прежде всего, от учета индивидуальных интересов каждого учащегося, а также от успешности «созревания» ценностно-смысловой сферы, формирование которой приходится преимущественно на период детства и младшего подросткового возраста. Именно поэтому уже в начальных классах школы целесообразно прививать детям ценностное отношение к своему здоровью, принятию самостоятельных решений в области использования здоровьеформирующих навыков (правил личной гигиены, рационального питания, физической культуры и др.)

Важную роль в этом направлении приобретает разработка образовательных программ для педагогов с учетом их просветительской работы, проводимой с учениками на занятиях и в неурочное время, а также при работе с родителями. Очевидно, программы обучения педагогов начальной школы должны предусматривать формирование у них компетенций в области культуры здоровья учеников младших классов, развития их самостоятельности в принятии решений на основе оздоровительного ценностного подхода и личных творческих способностей, духовно-нравственных основ личности, определения и раскрытия способностей, просветительской работы с родителями.

Конечной целью работы педагога должно стать успешное формирование у школьников следующих навыков:

— самостоятельное принятие решения в сложных ситуациях;

— отстаивание своей точки зрения в отказе от употребления ПАВ на основе нравственного отношения к своему здоровью;

— развитие у учащихся коммуникативных способностей;

— развитие критического мышления и творческого потенциала;

— соблюдение учащимися этических норм;

— устойчивое эмоциональное состояние учащихся.

Выводы:

  1. Воспитание учащихся здоровому образу жизни должно проходить в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности, начиная с младшего подросткового возраста (5–6 классы).
  2. Для выявления предрасположенности детей и подростков к злоупотреблению ПАВ целесообразно проведение социально-психологического мониторинга, целью которого является формирование групп риска.
  3. С учащимися группы риска необходимо проведение профилактической работы на основе развития побудительной сферы личности.
  4. Необходимо проведение методической работы с родителями по привитию у детей и подростков самостоятельности и этических норм поведения.
  5. Внеклассная работа с учащимися должна включать здоровьеформирующие технологии с закреплением навыков личной гигиены, рационального питания, режима двигательной активности и др.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270
  2. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А. Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5–1 (64). С. 7–9.
  5. Бойков, А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А. Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 22–24.
  6. Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  7. Сорокина, Л. А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса «БАОК» на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов, Г. В. Бузник, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156–159.
  8. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Л. А. Сорокина // автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
  9. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  10. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, употребление ПАВ, Россия, ребенок, подросток, воспитание учащихся, курение табака, личная гигиена, учащийся, профилактическая работа, просветительская работа, проблема наркомании, потребление ПАВ, методическая работа, подрастающее поколение, побудительная сфера личности, первичная профилактика, начальный класс школы, наркотик, наркомания.


Похожие статьи

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Особенности деятельности учителя во внешкольных учреждениях

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Особенности организации досуговой деятельности подростков

Особенности физической рекреации в детском дошкольном возрасте

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Особенности обучения детей с нарушениями аутистического спектра в 1-м классе

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Похожие статьи

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Особенности деятельности учителя во внешкольных учреждениях

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Особенности организации досуговой деятельности подростков

Особенности физической рекреации в детском дошкольном возрасте

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Особенности обучения детей с нарушениями аутистического спектра в 1-м классе

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Задать вопрос