В статье рассматривается содержание и специфика понятий «интернет-маркетинг» и «интернет-бренд». Доказываются положения о том, что Интернет-маркетинг — это одна из ведущих концепций маркетинга в новую цифровую эпоху, наряду с digital-маркетингом, inbound-маркетингом, контент-маркетингом. Определяется специфика брендинга в онлайн-среде, формулируется определение понятия коммуникации в новых условиях.
Ключевые слова: интернет-маркетинг, digital-маркетинг, inbound-маркетинг, интернет-бренд, коммуникация, контент.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Интернет-маркетинг постепенно становится ведущей площадкой для коммуникаций бренда. Цифровая революция, развитие Интернета привели к появлению нового типа потребителей — так называемых digital-потребителей. По данным исследования Consumer executive board, в цифровую эпоху потребитель проходит две третьих пути к сделке самостоятельно, получая нужную информацию из Интернета [6].
Эти факты показывают, что поведение потребителей сегодня тесно связано с технологиями и Интернетом. В новую цифровую эпоху изменяются также представления о маркетинге. Формируются новые концепции маркетинга, связанные между собой:
digital-маркетинг;
Интернет-маркетинг;
inbound-маркетинг;
контент-маркетинг.
Рассмотрим сущность и взаимосвязь этих понятий более подробно.
Переход от аналоговых технологий к цифровым принято называть цифровой революцией, подчеркивая коренные изменения, последовавшие за ней в конце 1980-х годов. Проявлением цифровой революции стала так называемая «гаджетизация». Благодаря возможностям гаджетов доступ к Интернету стал легким и быстрым, удобным в любых обстоятельствах.
Следующим этапом уже в ближайшее время станет «Интернет вещей», где Интернет уже не просто глобальная сеть для людей, позволяющая им общаться друг с другом посредством компьютеров, но также и платформа для устройств, позволяющая уже им общаться в электронном виде с окружающим миром [1].
Цифровая революция, изменив поведение потребителей, привела к изменениям в маркетинге. Возник так называемый digital-маркетинг — часть коммуникационной стратегии компании, которая решает маркетинговые задачи с целью развития бизнеса в целом за счет формирования целевой аудитории с использованием цифровых каналов доставки информации.
Кроме технологической составляющей в понятие digital (сокращенно от digital-маркетинг) также входят такие составляющие, как медиа и аудитория [9]. О новом типе аудитории было сказано в начале статьи. Медиасоставляющая digital по своей сути есть вся совокупность цифровых способов передачи содержания (сообщения) от источника к получателю или многочисленным получателям, а также некоторая группа производственных и сервисных подотраслей, которые обслуживают этот процесс от создания и оформления до распространения сообщений, а также превращения процесса медиакоммуникации в деньги (продажи, реклама). При этом понятие «медиа» намного шире его традиционного понимания. Это все, что является носителем сообщений [4]. Следует отметить, что digital — это не канал коммуникации, это среда из множества каналов и инструментов [9].
Стремительное развитие технологий, ситуация постоянного информационного шума приводит к тому, что маркетинговые инструменты уже не подлежат тиражированию, не обеспечивают стабильность. Так, директор Интернет-маркетингового агентства «Texterra» Денис Савельев отмечает: «Маркетинг по Котлеру больше не актуален. Как, впрочем, и копирайтинг по Огилви. И то, и другое создавалось под другую реальность, в которой не было таких сумасшедших скоростей распространения информации» [5].
В такой ситуации на первый план выходит умение быстро изменяться под новые условия, постоянно приспосабливаться, искать новые решения для типичных задач, углублять взаимоотношения с клиентами — growth hacking (взламывание роста) [5]. Именно постоянный поиск и апробирование новых инструментов или каналов привлечения клиентов, анализ трафика, улучшение конверсии позволит опередить конкурентов и получить преимущества на рынке.
Денис Савельев подчеркивает, что сегодня «умение осваивать новые инструменты и, что важно, умение тут же апробировать их в деле, важнее, чем доскональное изучение этих инструментов» [5].
Таким образом, цифровая революция кардинально изменила не только технологии, но и маркетинг. В таблице 1 на основе данных компании Hubspot приведено сравнение маркетинга предцифровой и цифровой эпох по ряду наиболее значимых показателей [7, с.166].
Таблица 1
Сравнение маркетинга цифровой ипредцифровой эпох
Критерии сравнения |
Предцифровая эпоха |
Цифровая эпоха |
Характер воздействия на потребителя |
Прерывание |
Взаимное участие |
Инструменты воздействия на потребителей |
Манипулирование образом |
Создание ценностей |
Суть сообщения |
Односторонняя передача информации о продукте («говорить») |
Совместная деятельность с потребителем («делать») |
Ценности коммуникации |
Неосязаемые ценности |
Осязаемые, ощутимые, реальные ценности |
Цель коммуникации |
Восприятие |
Поведение |
Если в понятии digital-маркетинг упор делается на техническую возможность непосредственного доступа к потребителю, наличие прямого круглосуточного канала для связи с ним, то понятие Интернет-маркетинг отражает смысловую сторону технологической революции. Интернет как всемирная, международная сеть создал новую среду для коммуникаций, киберпространство [10].
Интернет кардинально изменил доступ людей к информации, возможности их коммуникации друг с другом. Маркетинг из концепции «одно сообщение для многих» перешел к концепции «разные сообщения для каждого», отсюда возникает новый термин — эгономика, рынок одного человека, а не массовый рынок [8].
Таким образом, Интернет-маркетинг можно определить как процесс формирования целевых аудиторий через распространение вовлекающего контента на базе цифровых технологий в онлайн-среде. Стоит отметить, что поведение потребителей оффлайн такое же, как онлайн, только продуктом потребления в Интернете является контент. Контент здесь понимается как интересная потребителю брендированная информация обучающего и развлекающего характера, которая служит для достижения специфических и измеряемых бизнес-целей.
Благодаря новым технологиям маркетинговый подход стал более точным, управляемым на основе различных метрик. Сегодня термин маркетинговая кампания уступает место постоянному последовательному взаимодействию с потребителями, длящемуся маркетингу (от английского термина continuous marketing) [11].
Цель данной коммуникационной технологии — управлять поведением потребителя в новой среде, вовлекать его во взаимодействие с брендом, предлагая актуальную и ценную информацию на регулярной «длящейся» основе. Именно цифровая революция разделила маркетинг на два вида — прерывающий и вовлекающий (inbound-маркетинг). Поэтому главное сейчас — вовлечение, то есть втягивающие условия вхождения потребителя в комфортное и удобное пространство. Таким образом, традиционная рекламная формула AIDA меняет начало с интереса на вовлечение (английский эквивалент данного термина — engagement). Вовлечение происходит постепенно за счет продвижения потребителя по покупательскому пути (цепочка: незнакомец — посетитель — потребитель — лид — адвокат).
Таким образом, цифровая революция, Интернет, распространение гаджетов создали новую среду, территорию для взаимодействия с потребителями. Потребители стали доступны в любом месте и в любое время, возник маркетинг «здесь и сейчас», исчезли ограничения места и времени, им на смену пришли пространство и реальное время. Сегодня Интернет-маркетинг на основе создания втягивающих условий позволяет правильно использовать цифровые технологии, вовлекать потребителя в коммуникацию на основе ценного контента, соответствующего каждому этапу покупательского пути.
Но покупателя недостаточно вовлечь в коммуникацию, необходимо также сформировать его отношение. При этом стоит учитывать, что человек осуществляет свой выбор путем сравнения объектов потребления и собственных личностных ценностей — ментальных конструкций, определяющих для любого человека форму реализации какой-либо его потребности. Самый главный инструмент формирования нужного отношения к любому товару или услуге — бренд.
Концепция брендинга строится на понимании алгоритма потребления, поэтому в качестве основы берется не следствие (позиционирование), а причина — соответствие бренда личностной ценности потребителя. Таково свойство человеческой психики — присваивать свои оценки всем объектам, чтобы потом, когда возникнет потребность, использовать уже сложившееся мнение, стереотип. Именно таким образом создается образ в сознании потребителя.
Главное, чтобы процесс выбора был не спонтанным, а управляемым. Потребитель должен руководствоваться четко обозначенным посылом, в этом и есть смысл брендинга в любой сфере [2].
Специалист по коммуникации, по брендингу организует опыт коммуникации потребителя с торговой маркой. Организация «опыта общения» нацелена на формирование устойчивого восприятия торговой марки через систему символов в знаковой форме, в которой потребитель реализует свои представления о ценностях. Если его представления о ценностях совпадают с предложенной ему со стороны торговой марки системой ценностей, то это совпадение и называется брендом. Поэтому бренд представляет собой не товар или услугу, а является организованной при помощи символов системой ценностей. Часто такую систему ценностей не видят и поэтому употребляют термин «имидж» или жаргонизм «раскрученная торговая марка».
Западные специалисты по брендингу утверждают, что сегодня больше нет разделения на B2B или B2C, есть только коммуникация человек-человеку (Human to Human, H2H), один на один. Компании сегодня должны думать, как потребители, понимать их эмоции и желание быть частью чего-то большего. Поэтому Интернет-бренд есть коммуникация в рамках гуманитарного подхода и представляет собой гуманитарную технологию.
Изменение технологий, медиа как способов передачи сообщения привело к возможности digital-моделирования социального поведения. Поэтому специалист по коммуникациям, следовательно, Интернет-брендингу, есть социальный инженер и управленец, создающий через изменение сознания и поведения, при помощи и в ходе коммуникации особую социально-психологическую и социально-культурную общность — целевую аудиторию (потребителей, которых объединяет проблема и способ ее решения; покупателей, которых объединяет выгода при решении проблемы; клиентов, которые доверяют производителю выгодное решение своих проблем — при этом доверие выступает как разделяемый обеими сторонами набор ценностей). Коммуникация с целью создания клиентов является брендингом, обеспечивающим устойчивость бизнеса в условиях неопределенности (например, в будущем, которое в отличие от завтра не известно и не определено).
Таким образом, сегодня, в условиях роста самостоятельности потребителя (бывшего объекта для коммуникации) речь идет о совместном создании сложного (комплексного) объекта коммуникации с участием обеих сторон (Интернет-бренда и клиента). Если речь идет о совместной деятельности Интернет-бренда и будущего клиента, то и смысл термина коммуникация вполне очевиден: это уже не передача информации, а связь для порождения общего смысла совместной деятельности на основе эмпатии. Само понятие коммуникации теперь можно определить как создание целевой аудитории, объединение людей вокруг Интернет-бренда за счет предоставления интересного им контента, разработанного с учетом персонализированных характеристик потребителей. Поэтому сегодня цель — не обеспечить контакт, а обеспечить «эффект присутствия» бренда в жизни потребителя [3].
Таким образом, Интернет-бренд — это бренд, формирующий клиентскую базу лояльных потребителей с использованием Интернет-технологий и виртуальной среды. Поэтому отличительными особенностями онлайн-коммуникаций бренда в Интернет-маркетинге является создание площадки, платформы бренда для вовлечения потребителей, предоставление потребителю возможности реализовать свою медийность с помощью контента бренда, сообщить другим, что он делает с этим брендом. Причем вовлечение понимается здесь как устойчивость выбора, устойчивость в принятии решений в условиях быстрой смены смыслов, характерной для современной digital-среды. Построение такого рода отношений обеспечивает долгосрочное взаимодействие бренда и потребителей, а в итоге — устойчивость бизнеса в условиях неопределенности и риска.
Для достижения бизнес-целей средствами Интернет-маркетинга важно сформировать лояльное отношение потребителей к компании до момента покупки. Способом формирования лояльности в Интернет-маркетинге является контент, который, управляя медиапотреблением, в итоге приводит к изменению реального покупательского поведения, является коммуникационной составляющей Интернет-бренда.
Литература:
- 30+ примеров как IoT (интернет вещей) меняет мир // Российский исследовательский центр Интернета вещей. URL: http://internetofthings.ru/startups/52–30-primerov-kak-iot-internet-veshchej-menyaet-mir (дата обращения: 12.04.2016).
- Брендинг в банковской сфере // Интернет-проект «Энциклопедия маркетинга». URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/brand/bank_branding.htm (дата обращения: 23.03.2016).
- Кросс-платформенные коммуникации: какие выбрать инструменты, чтобы достичь результата // Slideshare. URL: http://www.slideshare.net/slideshow/embed_code/33555987?hostedIn=slideshare&referer=http %253A %252F %252Fwww.slideshare.net %252FPrimaxDigitalAgency (датаобращения: 05.04.2016).
- Медиа-шмедиа // ИКМИ. URL: http://www.cmii.ru/resources/2013/11/18/media-shmedia (дата обращения: 21.03.2016).
- Смерть digital-рынка уже случилась, хотя вы об этом даже не подозреваете // Интернет-агентство Texterra. URL: http://texterra.ru/blog/smert-digital-rynka-uzhe-sluchilas-khotya-vy-ob-etom-dazhe-ne-podozrevaete.html (дата обращения: 12.04.2016).
- Что нужно клиенту во время потребительского путешествия // Интернет-агентство Texterra. URL: http://texterra.ru/blog/chto-nuzhno-klientu-vo-vremya-potrebitelskogo-puteshestviya.html (дата обращения: 22.03.2016).
- 120 awesome marketing stats, charts & graphs // Hubspot. URL: http://cdn1.hubspot.com/hub/53/120-marketing-stats-charts-and-graphs.pdf (дата обращения: 23.03.2016).
- Analogue to Digital: consumer goods trends Accenture // Slideshare. URL: http://www.slideshare.net/fullscreen/accenture/analog-to-digital/6 (дата обращения: 23.03.2016).
- Digital strategy lection // Slideshare. URL: http://www.slideshare.net/duckofdoom/digital-strategy-lection (датаобращения: 25.03.2016).
- Marketing Is Dead // Harvard Business review. URL: http://blogs.hbr.org/cs/2012/08/marketing_is_dead.html?goback=.gde_100106_member_146663237 (дата обращения: 24.03.2016).
- What your traditional marketing education didn't teach you about marketing today // Hubspot. URL: http://blog.hubspot.com/inbound-marketing-education-and-certification?utm_source=hs_email&utm_medium=email&utm_content=8629469&_hsenc=p2ANqtz--kH-5qNIeVQYwHuMusKJ0izxNraFvFIoB7Msq7JBb4448XAlCGMeMGjOxrQeNEnW6fz2Kp1ijMuQBAFfu_vg6k324Ilg&_hsmi=8629469 (дата обращения: 10.04.2016).