В арсенале современного педагога должен быть такой комплекс методик, технологий, методов и средств обучения, который в максимальной степени содействовал бы достижению планируемых образовательных результатов. Проектная деятельность обучающихся в сложно организованной окружающей среде наиболее приближена к жизни, поэтому она позволяет решать задачи личностного развития учащихся, достижения ими предметных и метапредметных результатов обучения. Таким образом, проектирование является одной из перспективных инновационных педагогических технологий в современной общеобразовательной школе.
Проектирование (технология проектного обучения, проектная технология) предполагает определенную совокупность последовательных учебно-познавательных действий, которые позволяют учащимся решить ту или иную проблему в ходе их самостоятельной деятельности с последующей презентацией полученных результатов. При этом важно отметить, что исследуемая проблема должна быть значима для школьников. Известно, что использование проектных технологий способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, а это содействует решению основной задачи современной школы — воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию. Проектирование может быть реализовано как непосредственно на уроках, так и во внеурочной работе со школьниками.
Идея проектного обучения зародилась в педагогической науке в первой четверти прошлого столетия, ее авторами были американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. В теории и практике современной педагогики проектные технологии успешно развиваются, поскольку позволяют рационально сочетать полученные учащимися теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.
С позиций компетентностного подхода главная цель любого проекта — формирование у обучающихся ключевых компетенций. При этом под ключевыми компетенциями понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. В ходе проектной деятельности у школьников формируется способность самостоятельно проектировать и проводить исследование, готовность и способность работать в сотрудничестве, владение различными способами коммуникации, способность осуществлять презентацию результатов своей работы.
Проектные технологии активно используются и при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). При этом педагогические задачи, которые позволяют решать данные технологии, зависят от этапа обучения. Так, в основной школе ведущие задачи связаны с формированием основ грамотности учащихся в области безопасности жизнедеятельности, осознанием ими необходимости бережного отношения к жизни и здоровью, как собственному, так и других людей, становлением субъекта учебной деятельности. На этом этапе обучения у школьников накапливается опыт учебного и социального позиционирования, конструирования коллективной и персональной образовательной среды на уровне ведущей деятельности — общения и со-проектирования (с учителями и сверстниками). В старшей школе ведущие задачи определяются формированием и развитием у школьников ряда ключевых компетенций. Решение этих задач сопряжено со становлением системы ценностей, ориентированной на безопасную жизнедеятельность, проектированием своего жизненного пути, социализацией, партнерством, профессиональным самоопределением. В старшей школе проекты могут быть как общекультурной направленности, так и связанные с профессиональным и личностным самоопределением школьников.
Раздел «Основы здорового образа жизни» школьного курса ОБЖ нацелен на формирование и развитие у учащихся целостных представлений о здоровом образе жизни, как средстве духовного физического и социального благополучия личности, о факторах, пагубно влияющих на здоровье человека, о способах и средствах здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения. Учитывая целевые установки обучения школьников основам здорового образа жизни, следует особо подчеркнуть значимость планируемых личностных результатов освоения учащимися учебного материала раздела: принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни; потребности в физическом самосовершенствовании; неприятие вредных привычек и т. д. Важно, что не достижение личностных результатов обучения является одним из возможных социально-педагогических рисков. Такие риски могут исходить из противоречия между ценностно-ориентационной составляющей процесса обучения (ориентация учащихся на ценности здорового образа жизни) и ценностями, культивируемыми в семьях учащихся, укладом жизни семей.
В этой связи проектирование учебного процесса при изучении раздела «Основы здорового образа жизни» целесообразно осуществлять с позиций личностно-деятельностного и компетентностного подходов, что находится в логической взаимосвязи с планируемыми результатами обучения. Следует отметить, что в процессе обучения необходимо учитывать не только знания и умения учащихся, полученные на предыдущих этапах обучения, но и жизненный опыт школьников, обусловленный укладом жизни их семей, содержанием и формами социального взаимодействия. Методика обучения должна обеспечивать формирование у учащихся комплекса соответствующих компетенций и компетентностей, способствовать развитию их личностно-мотивационной сферы. При проектировании учебного процесса целесообразно выбирать технологии и методы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности школьников, обеспечивающие реализацию и совершенствование компетенций учащихся, сформированных в процессе обучения. При организации проектной деятельности школьников в процессе изучения основ здорового образа жизни следует обратить особое внимание:- во-первых, на выбор тем ученических проектов;- во-вторых, на содержание и место презентации результатов проекта;- в-третьих, на оценку достижений учащихся.
Активизации познавательной деятельности школьников и достижению личностных образовательных результатов содействуют использование таких методов обучения, как решение ситуационных задач (кейс-метод), имеющих практико-ориентированный характер, проведение мини-исследований. Среди технологий обучения к использованию на уроках можно рекомендовать следующие: — технологии проблемного обучения;- ИКТ — информационно-коммуникационные технологии;- игровые технологии; — технологии КСО — коллективного способа обучения.
Однако в данном ряду особое место должно быть отведено проектным технологиям, как одним из наиболее эффективных, что постоянно доказывает педагогическая практика. Таким образом, внедрение проектных технологий в широкую педагогическую практику обучения основам здорового образа жизни представляется актуальным и перспективным.
Литература:
- Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
- Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
- Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
- Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
- Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
- Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
- Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
- Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
- Сухоруков, Д. В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса / Д. В. Сухоруков, А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 730.
- Сыромятникова Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.