Успех подготовки специалиста в вузе, способного к освоению знаний, во многом зависит от уровня его умственной и физической работоспособности, потенциала здоровья. Важная роль в поддержании и укреплении здоровья студентов принадлежит рациональному питанию, в основе которого лежит баланс энергии и пищевых веществ, потребляемых и расходуемых организмом в течение определенного отрезка времени. «Физиологическая потребность в энергии и пищевых веществах — это необходимая совокупность алиментарных факторов для поддержания динамического равновесия между человеком, как сформировавшимся в процессе эволюции биологическим видом, и окружающей средой, и направленная на обеспечение жизнедеятельности, сохранения и воспроизводства вида и поддержания адаптационного потенциала».
Согласно результатам углубленного медицинского осмотра школьников, проводившегося в Российской Федерации в 2005–2009 г.г., впервые за последние десятилетия обнаружено явление ретардации среди подростков: дефицит массы тела выявлен у 20 % учащихся, а ростовой показатель снизился в среднем на 2 см по сравнению с показателями 1990 года. Имеется сообщение о том, что ухудшение здоровья учащихся школ Приморского края подтверждается следующим фактом: в первую группу здоровья вошли только 4,2 % учащихся. При этом результаты оценки питания школьников выявили такие недостатки, как:
— 20,5 % школьников не завтракают и не обедают, а 27,8 % завтракают и обедают эпизодически;
— дефицит микронутриентов испытывают до 61,3 % школьников;
— 95,2 % учащихся ежедневно употребляют чипсы, сухарики, шоколад, кофе, что неблагоприятно отражается на их здоровье.
Отмечено нарушение энергетического баланса между энергозатратами школьников и количеством потребляемых с пищей калорий в суточном рационе учащихся. При этом наряду с выявленным дефицитом массы тела у 10 % детей и подростков обнаружен факт её избыточности у 7 % учащихся. Это связано с недостатком в рационах питания витаминов, макро- и микронутриентов. От этого зависит и рост алиментарно-зависимых заболеваний — анемий, болезней желудочно-кишечного тракта, желчевыводящей системы. Факт увеличения массы тела зависит, прежде всего, от несбалансированного питания школьников, употребляющих продукты, вызывающие ожирение (конфеты, сдобу, сладкие газированные напитки и др.). Немаловажное значение в этом вопросе имеет и дефицит двигательной активности.
Установлено, что несоблюдение сбалансированности и количественно-качественных принципов питания могут приводить к изменению алиментарного статуса и повышению риска развития алиментарно-зависимых заболеваний у учащихся городских и сельских школ.
«В настоящее время охват учащихся горячим питанием составляет в среднем по стране только 63 %. Школьные меню составляют с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологических потребностей детей в биологически ценных веществах. Крайне недостаточно осуществляется обеспечение школьников продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами. Большинство пищеблоков имеют слабую материально-техническую базу, высокой остается изношенность технологического и холодильного оборудования. Продолжают регистрироваться вспышки кишечных инфекций и пищевые отравления, обусловленные нарушениями санитарно-противоэпидемического режима и производственной дисциплины».
Недостатки организации школьного питания и пищевые привычки школьников автоматически переходят в вузы вместе с бывшими школьниками, то есть становятся характерными для студентов. По уровню физической активности студенты относятся к первой группе населения с очень низкой физической активностью (коэффициент физической активности — 1,4). Суточная потребность в энергии взрослого трудоспособного населения, входящего в указанную группу составляет для мужчин от 2100 до 2450 ккал, а для женщин от 1800 до 2000 ккал.
Однако следует учитывать тот факт, что в условиях мегаполиса вузы часто располагаются на разных, зачастую удаленных друг от друга, площадках. Во время занятий учащиеся вынуждены перемещаться на городском транспорте на значительные расстояния. При этом выделить достаточное количество времени на полноценный прием пищи, как правило, не удается. Кроме того повышается расход энергии и нутриентов, не учитываемый для работников преимущественно умственного труда, т. е. первой группы населения. Поэтому целесообразно, по-видимому, отнести подобный контингент населения ко второй группе — работникам, занятым легким физическим трудом.
Нами проведено исследование с целью оценки качества питания и его энергетической достаточности у студентов педагогического вуза Санкт-Петербурга. Проведен анализ самостоятельных домашних работ студентов первого курса бакалавриата, составлявших меню-раскладки с расчетом энергетической стоимости своей деятельности за сутки в период одного из типовых дней учебной недели. Анализу подверглись 34 работы девушек и 27 работ юношей.
Средний показатель энерготрат у юношей составил 1960±119 ккал в сутки, у девушек — 1680±107 ккал в сутки. Следовательно, у юношей дефицит в обеспечении организма энергией по сравнению с рекомендуемыми нормами составил в среднем около 21, а у девушек 13 ккал по сравнению с нижней границей суточной потребности в энергии для представителей первой группы населения.
Дополнительно проведено интервьюирование 32 добровольцев (19 девушек и 13 юношей) по следующим вопросам:
— время приема Вами пищи;
— количество приемов пищи;
— какие виды продуктов и (или) блюд преимущественно составляют Ваш рацион в каждый из приемов пищи (завтрак, обед, ужин и другие приемы пищи в течение суток)?;
— каков пропорциональный объем пищи приходится на каждый прием (в процентах);
— довольны ли Вы организацией и количественными характеристиками своего питания?;
— довольны ли Вы качеством своего питания?;
— что бы Вы хотели изменить в организации и качественном составе своего питания?
Анализ результатов опроса позволил выявить следующие основные особенности и недостатки питания студентов-первокурсников бакалавриата:
— различий в предпочтениях выбора продуктов и блюд у юношей и девушек не выявлено. Девушки в несколько большей степени склонны к выбору выпечных кондитерских изделий, овощных блюд и салатов, молочных продуктов. Юноши предпочитают мясные блюда, макаронные изделия и крупяные блюда;
— 18 студентов из 61 опрошенных пропускают завтраки по причине удаленности от вуза (многие из них живут в пригороде или удаленных районах города);
— обеденный перерыв, как правило, короткий (в среднем около 30 минут). Многие из студентов вынуждены тратить это время на переезд на другую площадку вуза. В связи с этим полноценный прием пищи в обед для большинства студентов недоступен;
— количество приемов пищи в среднем составляет 3 раза в день;
— в процентном соотношении распределение объема пищи на каждый прием составляет в среднем — 15:24:61, причем по времени суток завтрак приходится на 7–8 часов утра, обед на 13–14 часов дня, а ужин на 20–21 часов вечера;
— качеством и количественными характеристиками своего питания 48 студентов из 61 опрошенных недовольны. Основными причинами являются: недостаток времени для приема пищи, низкое ее качество, большие перерывы между приемами пищи, недостаток денежных средств для приобретения продуктов, необходимых для совершенствования своего питания;
— в качестве предложений по совершенствованию питания студенты указали на ликвидацию высказанных ими недостатков.
Выводы:
1. Рацион питания студентов первого года обучения не соответствует нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для первой группы физической активности населения, к которой относятся студенты вузов;
2. Качественные и количественные характеристики рациона не удовлетворяют потребностям студентов;
3. Распределение объема пищи в течение суток из расчета на каждый прием (завтрак, обед, ужин) не соответствует гигиеническим основам рационального питания;
4. Время, отводимое для приема пищи в течение учебного времени, недостаточно для полноценного её приема.
5. Результаты исследования являются предварительными и недостаточно достоверными в связи с малой выборкой, в связи с чем целесообразно проведение углубленных лонгитюдных исследований по проблеме.
Литература:
- Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270.
- Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
- Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
- Бойков, А. Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5–1 (64). С. 7–9.
- Бойков, А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А. Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 22–24.
- Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
- Сорокина, Л. А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса «БАОК» на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов, Г. В. Бузник, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156–159.
- Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Л. А. Сорокина // автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013.
- Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
- Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.