Специализация в обучении студентов-архитекторов заключается в том, что по мере приобретения навыков рисунка и черчения каждый учащийся получает персональные задания и, кроме того, участвует в работе над проектными заказами своего преподавателя. В таких проектных мастерских царит дух товарищества и взаимопомощи, студенты старших и младших курсов совместно работают над чертежами, эскизами, шаблонами архитектурных деталей, копиями чертежей мастеров архитектуры. В общей массе студентов трудно определить долю участия в общей работе над графическими композициями, ибо сильные помогали слабым, трудолюбивые восполняли своим рвением нерадивость лентяев. В конце семестра возникала настоятельная необходимость проверки истинных границ знаний и умения каждого студента. В этих условиях и родилась эффективная форма проверки художественных навыков студентов в процессе исполнения самостоятельных заданий по графике, композиции, черчению и т.д. Каждого студента запирали в отдельной аудитории на замок (замок по-итальянски "klouso") и предоставляли возможность в одиночку решить поставленную задачу. В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название "шарабан". Состояние учащегося, исполняющего самостоятельное творческое задание, сравнивается с положением одинокого возницы, управляющего небольшим одноконным экипажем. От умения управлять лошадью и рассчитывать оптимальный темп движения зависит конечный успех путешествия.
После 4-6 часов самостоятельной работы студент представлял итог своих творческих исканий в виде "клаузуры" – графической или проектной композиции. Позднее клаузуры проводились в больших аудиториях, где проверялись способности большой группы студентов. Работа исполнялась под неусыпным наблюдением, которые следили за тем, чтобы студенты работали самостоятельно без помощи товарищей.
Клаузуры стали общепризнанной формой проверки творческих способностей учащихся в академических школах Франции, Германии, Англии, Швеции. Широко применялись "клаузурные" упражнения и в Петербургской академии трех знатнейших художеств.
Часто ребенок начинает рисовать раньше, чем говорить. Рисует мелком на асфальте, «украшает» стены квартиры карандашными каракулями, на пляже строит из песка замки…. В ребенке постоянно живет стремление к творчеству, он немного архитектор и чуть-чуть дизайнер. Маленькие дети очень смелы в своих работах, они не боятся неумения правдиво изобразить мир, ведь их видение соответствует их рисункам.
Но вот дети повзрослели. Они все реже берутся за кисти и краски, но не потому что исчезло желание творить, просто они стали более самокритичны, начали стыдиться своей беспомощности в передаче открывшегося им прекрасного мира. В этом случае на помощь детям должны прийти педагоги, которые не только бы вооружили их основой изобразительной грамотности, но и не дали бы угаснуть тому творческому потенциалу, который живет в душе каждого ребенка с рождения. Большую опасность в развитии творческого потенциала может сыграть неправильный подход педагога в преподавании творческих дисциплин. Жесткий диктат со стороны педагога не допустим! Педагог имеет право только направлять и корректировать принятые обучающимся творческие решения, грамотно аргументируя и объясняя свои замечания, выполняя, скорее, роль опытного наставника, чем строгого учителя, так чтобы учащийся мог испытывать удовлетворение от самостоятельно принимаемых творческих решений, что необходимо любому дизайнеру.
Именно поэтому специфика обучения дизайну состоит в преобладании самостоятельной творческой поисковой деятельности учащихся, что обеспечивает развитие способности комплексного образного мышления и овладение творческим методом проектного моделирования.
Самостоятельная работа студентов - основа образования студентов-дизайнеров. Те знания, к которым человек пришел через собственный опыт, мысли и действия, становятся действительно прочным его достоянием. Современная творческая школа отходит от «передачи» студентам знаний в готовом виде к управлению их самостоятельной учебно-познавательной деятельностью, к формированию у них опыта творчества. Подобная система преподавания дизайна сложилась еще во времена существования знаменитой школы дизайна – немецкого Баухауза. Программа обучения включала в себя пропедевтический курс, автором которого был выдающийся педагог, теоретик дизайна и художник Иоханнес Иттен. Учитывая слабую выявленность художественной индивидуальности студентов свой курс Иттен ориентировал на решение трех основных задач: высвобождение творческих сил, раскрытие творческих способностей обучающихся; овладение основными принципами формообразования, законами формы и цвета; новым видением окружающего мира. Формировать данные умения у студентов необходимо с самого начала обучения. Методические разработки в области художественного восприятия, формообразования, цветоведения легли в основу многих теоретических трудов и не потеряли до сих пор своей научной ценности.
Традиционная модель подхода к самостоятельной деятельности учащихся предполагает работу, выполняемую учащимися под руководством преподавателя по его выданному заданию в специально отведенное для этого время, где преподаватель является субъектом, а ученик объектом самостоятельной деятельности - исполнителем. В этом случае самостоятельная деятельность учащихся носит воспроизводящий характер.
В основу обучения дизайнеров должен быть заложен принцип самообучения, реализация которого всецело зависит от организации самостоятельной познавательной деятельности, т. е. учения. Этап творческого поиска представляет собой важнейшее звено цепи единого творческого процесса при выполнении работ по дисциплине «Композиция и макетирование».
Инновационная модель самостоятельной работы - перераспределяет роли учителя и ученика. Она рассчитана на творческую деятельность преподавателя и на активную познавательную деятельность учащегося, где преподаватель выступает в роли координатора.
Задача преподавателя – формирование научного стиля мышления как необходимого компонента самообразования, умения самостоятельно анализировать знания и использовать их при выполнении практических заданий. Все это предполагает, планирование самостоятельной работы на всех этапах урока: при актуализации знаний, объяснении и консультировании на стадии выполнения клаузуры и при дизайн-поиске, при разработке формы домашнего задания, включающего в себя элементы творческого поиска. Также необходим учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типа памяти и т.п.; поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Формой взаимодействия учителя и ученика должно являться развитое сотрудничество и содружество. Содержание координирующих действий преподавателя зависит от возраста студентов, их уровня подготовки. Компетентности и профессионального мастерства педагога, характера изучаемого материала и вида производственных заданий, особенностей учебного процесса учебного заведения, состояние материальной базы в нем и других факторов. При этом имеет место использование нестандартных технологий обучения, применение наиболее продуктивных методов: эвристический (когда учащиеся сами выбирают действия для решения поставленных преподавателем целей), творческий (при котором ученики сами ставят цель самостоятельной работы и ищут пути ее решения также самостоятельно).
Этап творческого поиска в решении композиционных задач содержит последовательно три фазы: исполнение клаузуры, эскиза-идеи и рабочего макета.
С исполнения клаузуры начинается творческий поиск студента, где он находит свое выражение исходных данных. Понятие клаузура имеет англоязычное происхождение от слова close – закрывать на ключ, то есть находиться за закрытой дверью в помещении. Это значит, что клаузура выполнятся на заданную тему, без использования литературных аналогов, без консультаций педагога, в течение определенного времени. В стадии творческого поиска проявляются не столько знания, опыт и профессиональные навыки, сколько творческая интуиция. Творческий процесс характеризуется взаимодействием мышления и эмоций. Вместе с тем, момент зарождения замысла, идеи включает теоретическое мышление, обеспечивающее логику построения проектной модели, композиционное моделирование должно основываться на принципах выявления и гармонизации объемно-пространственной формы.
Клаузура имеет целью стимулировать творческий процесс и развить у
студента творческую фантазию и навыки при первом знакомстве с темой;
также учит студента в короткий срок раскрывать основное содержание темы,
в эскизной форме, с наибольшей искренностью и фантазией определять
отношение к ней.
Клаузура играет важную образовательную и воспитательную роль, когда она превращается в метод систематических тренировочных упражнений, направленных на развитие композиционных способностей, воображения и находчивости в разработке образных вариантов; приучает студентов к быстрой реакции, сосредоточенности, требует напряженного внимания, работы мысли и памяти. Поэтому, как отмечалось выше, клаузура должна исполняться без какого-либо вмешательства педагога, чтобы не нарушить начало творческого поиска.
Студенты обладают различной творческой мобильностью. Иные, даже не могут сконцентрировать творческую энергию в короткое время. В данном случае необходимость систематической тренировки очевидна.
В первые занятия семестра, когда по композиции не прочитаны вводные лекции, выдается клаузура на свободную тему, например, одна из первых тем по дисциплине «Композиция и макетирование»: «Рождение куба», которая направлена на раскрытие абстрактного, образного мышления у студентов. Тема клаузуры не известна студентам заранее и потому требует от него способности собраться и сосредоточить свои усилия.
Интересных результатов можно достичь, проводя клаузуры по одной теме на II-III курсах одновременно. Данный эксперимент был проведен в 2014-2015 уч.г. в группах ДЗК-3 и ДЗР-3. Студентам данных групп было предложено выполнить практическую работу на тему: «Тектоника в архитектурной композиции». Эксперимент показал, как изменилось восприятие и способность самовыражения студентов в зависимости от уровня образования и опыта. Клаузура помогла выявить способных студентов на втором курсе, которые представили работы более интересные в творческом плане (более фантазийные), в то время как работы студентов третьего курса имели больший уклон в сторону решения конструктивных задач, основанных на опыте изучения таких дисциплин как: «История искусств», «История дизайна», «Дизайн-проектирование», «Архитектурно-дизайнерское материаловедение».
Организуя учебный процесс, студентам предлагаются для разработки нетрадиционные темы, соответствующие ритму жизни, например, на тему «Цвет и фактура в архитектурной композиции» было предложено придумать «Дом будущего» и «Дом-ассоциацию» (дом-кошка, дом-черепаха, дом-дерево и т.д.). Дело в том, что типология, принятая в архитектурно-строительной практике 15-20 лет назад безнадежно устарела. Поэтому необходимо включиться в разработку нового типологического ряда, более соответствующего сегодняшним потребностям общества, ориентировать студентов на углубленное изучение композиции, которая, являясь стержнем всего процесса обучения, обеспечит студенту навыки в решении любых проектных задач.
На композицию в процессе подготовки дизайнера «замыкаются» все дисциплины учебного плана специальности «Дизайн». Отсюда понятна необходимость ориентации студентов при выполнении проектов на вопросы композиции (особенно на младших курсах), понимаемой как средство объединения всех аспектов дизайн-проектирования. Такой подход, безусловно, стимулирует целостное восприятие объекта проектирования в сознании студента.
Проверочные зачетные клаузуры проводятся для определения степени композиционного развития студента и навыков самостоятельного выражения идеи. Проверочная клаузура выполняется в период экзаменационной сессии.
Заслуживает внимания эксперимент, проведенный на IV курсе специальности 5В042100 Дизайн (по отраслям) в гр. ДЗР-4, во время проведения экзаменационной клаузуры, в 6 семестре. В первый час требовалось разработать замысел в виде эскизных набросков, либо рабочего макета по индивидуальной теме экзаменационного билета. Из 10 человек две трети оказались способными устойчиво сформулировать свою идею. Черновые наработки учитывались при общей оценке за экзамен.
Завершающий этап при выполнении клаузуры – обсуждение клаузуры. Это важный учебно-воспитательный этап в обучении: педагог сообщает общую оценку работ и качественный результат каждого студента, затем указывает на ошибки и недочеты, анализирует клаузуры, представляющие общий интерес, указывает возможные направления развития предложенного решения. Обсуждение клаузуры должно привести студента к осознанию уровня композиционной подготовки.
Метод клаузур способствует приобретению студентами навыков самостоятельной творческой работы: студент получает удовлетворение в том, что он сам достигает при решении творческой задачи, что он для себя «открывает». Также клаузура помогает педагогу выявить уровень творческого развития студентов и скоординировать дальнейшие темы практических заданий по дисциплине, соответствующие уровню творческой подготовки студентов.
Литература:
- Саркисова И.С. Клаузурное проектирование., МГСУ, 2012 г.
- Кудряшова С.К,. Кудряшов К.В. Графика. М.: Архитектура-С, 2007 г.
- Иванова Г.И., Степанов А.В., Мальгин В.И. Объемно-пространственная композиция. М.: Архитектура-С, 2011 г.
- Кудряшов К.В. Архитектурная графика. М.: Архитектура-С, 2006 г.