В статье представлены результаты теоретического изучения проблемы насилия зарубежных и отечественных исследователей, особое внимание уделено проблеме насилия в образовательной среде.
Ключевые слова: насилие, агрессия, насилие в образовательной среде, буллинг
Насилие в образовательных организациях — это одна из наиболее актуальных проблем, с которой часто сталкиваются учащиеся и педагоги. Необходимость глубокого и систематического изучения этого феномена является важным в отечественной и зарубежной психологии и педагогике — об этом говорят работы многих исследователей (И. А. Баева, И. С. Кон, В. Р. Петросянц, Д. Олвеус, Е. Д. Роланд, Д. Лейн).
Несмотря на распространение насилия, мы отмечаем недостаток научных исследований в нашей стране и неоднозначность трактовок сущности и содержания феномена насилия в образовательной среде. Имеется много различных определений насилия. Так в Большом толковом психологическом словаре насилие характеризуется как насильственное нападение на человека. Но чаще всего, говоря о насилии, его определяют, как принудительное воздействие на кого/что-нибудь.
По мнению В. А. Ситарова насилие — это когда одна группа людей принуждает другую группу с целью приобрести или сохранить определенные выгоды и привилегии или завоевать господство (экономическое, политическое). Автор также отмечает, что насилие является формой принуждения [3, с. 18].
Очень часто в литературе термин «насилие» заменяют термином «агрессия», они хоть и имеют сходное смысловое содержание, но не являются тождественными. Так, Л. Берковиц утверждает, что насилие это одно из проявлений агрессии, однако не заостряет внимание на вопросе — тождественны они или нет [1, с. 160]. Другой исследователь С. В. Ардашева отмечает насилие как более узкое понятие и полагает, что оно входит в понятие «агрессия». Х. Хекхаузен определяет агрессию как множество действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (группы людей) …, или же ведут к его уничтожению [5, с. 365].
В таблице 1 представлена отличие понятий «агрессия» и «насилие» [6, с. 58].
Таблица 1
Отличие понятий «агрессия» и «насилие»
|
По объекту приложения |
По конечному результату (цели) |
По способу возникновения |
Агрессия |
Живые существа, неживая природа |
Разрушение, причинение ущерба (отрицательный результат) |
Спонтанно, рефлекторно, спланированно |
Насилие |
Только живые существа |
Как причинение ущерба (отрицательный результат), так и сохранение или увеличение (положительный результат) |
Только спланированно |
Современная психология определяет понятие «насилие» как любой поступок, цель которого управлять поведением партнера, навязывая ему свою волю без учета его собственных интересов, желаний, чувств.
Насилие — это форма проявления психического и физического принуждения по отношению к одной из взаимодействующих сторон, которая заставляет эту сторону делать что-либо вопреки своей воле, желаниям, потребностям. Под стороной в данном случае может пониматься отдельная личность или группа людей [6, с. 67].
Всемирная организация здравоохранения в своей типологии подразделяет насилие на три широкие категории в соответствии с характеристиками тех, кто совершает акт насилия, они в свою очередь подразделяются на новые подгруппы, которые отражают более конкретные виды насилия:
насилие, направленное на себя, подразделяется на суицидальное поведение и на причинение себе вреда;
межличностное насилие подразделяется на насилие в семье и насилие в общине. Первая подгруппа включает в себя жестокое обращение с детьми, а вторая — насилие в школе и учреждениях, которое совершается молодежью;
коллективное насилие, которое подразделяется на социальное, политическое, экономическое насилие.
Всемирная организация здравоохранения также предложила делит насилие на следующие виды: физическое, сексуальное, психологическое, нанесение ущерба или отсутствие заботы. Э. Фромм предлагает выделять такие формы насилия как: игровое, реактивное, из мести, потрясение веры, структурное, манифестное, личное [4, с. 254]
В научной литературе многие авторы предлагают наиболее распространенную классификацию видов насилия, основанную на характере насильственных действий: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) и экономическое насилие.
В настоящее время имеются следующие общепризнанные подходы к выделению видов насилия.
Исходя из характера воздействия выделяют:
физическое насилие — любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.
сексуальное насилие — использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей;
психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, вызывающее психическую травму или же тормозящее развитие личности;
пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие со стороны взрослых ответственных за воспитание ребенка заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию;
торговля детьми — передача детей с целью получения финансовой выгоды.
Исходя из причины воздействия выделяют: дискриминацию,стигматизацию (навешивание ярлыков) и гендерное насилие.
Исходя из направленности выделяют:направленное на себя, межличностное и коллективное насилие.
Исходя из длительности выделяют: однократное и систематическое, регулярно повторяющееся насилие в школе — в зарубежной науке представлено понятием «буллинг». Буллинг как форма насилия имеет свои виды: моббинг (групповое насилие) и кибербуллинг (электронное насилие, осуществляемое в Интернете).
Так как мы рассматриваем насилие в системе образования, то далее речь пойдет о насилии в интерперсональной области, т. е. акте насилия между индивидами в образовательной среде.
Многие исследователи во всем мире уделяют большое внимание насилию в образовательной среде. Издевательства школьников друг над другом и над педагогами показывают, что эта проблема не имеет границ.
Под насилием в образовательной среде (школьное насилие, буллинг) мы понимаем следующее: это длительное систематически повторяющееся насилие, при котором имеет место принуждение, применение силы между одним ребенком или группой детей, или учителями по отношению к другому ребёнку (другим детям).
Выделяют, как и в случае рассмотрения насилия, явные и латентные формы проявления насилия в школе. Явные проявления насилия могут быть направлены как против отдельных лиц, так и против целой группы, вызывающих к себе повышенный интерес окружающих. Латентная форма тщательно замаскирована и слишком часто ускользает от внимания преподавателя.
В науке разделяют эмоциональное и физическое школьное насилие. Лемме Халдре определяет (психологическое) эмоциональное насилие как совершенное в отношении ученика или учителя деяние, которое направленно на ухудшение психологического благополучия жертвы. Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате которого возможно нанесение физической травмы [2, с. 460].
По мнению исследователей, насилию в образовательной среде способствуют: равнодушие и безучастное отношение учителей, плохой микроклимат в учительском коллективе, анонимность школ.
Дети, подвергшиеся насилию в образовательной среде, страдают от целого ряда проблем, таких как депрессия и тревожность (что в крайних проявлениях может приводить к самоубийству), они становятся замкнутыми, испытывают чувство одиночества, трудности при формировании дружеских отношений, им перестает нравиться школа.
Заключение. В школьном возрасте отношения со взрослыми и ровесниками играют в жизни ребенка важную роль, поэтому очень важно вовремя распознать насилие и его формы, для того чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию насилия в образовательной среде.
Но отсутствие достаточных знаний о новых аспектах проблемы насилия и особенно насилия в образовательной среде создает затруднения для педагогов и психологов, сталкивающихся с этой проблемой, в получении соответствующей информации.
Литература:
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Леонард Берковиц — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 510 с.
- Малкина-Пых И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2010. — 864 с.
- Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 424 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: АСТ, 2006. — 640 с.
- Хекхаузен Х. Агрессия (введение) // Мотивация и деятельность. Т. 1, — М.: Просвещение, 1986. — С. 365–405.
- Христенко Е. В. Психология поведения жертвы. — Ростов н /Д: «Феникс», 2004. — 416 с.