Саттар Назимович Бабаджанов — основатель гигиенической школы Узбекистана (к 100-летию со дня рождения) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 23.04.2016

Статья просмотрена: 511 раз

Библиографическое описание:

Искандарова, Г. Т. Саттар Назимович Бабаджанов — основатель гигиенической школы Узбекистана (к 100-летию со дня рождения) / Г. Т. Искандарова, Л. Ш. Садикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.6 (112.6). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28589/ (дата обращения: 15.11.2024).



Babadjanov Sattar Nazimovich — one of the pioneers of hygienic science of Uzbekistan, who made a significant contribution to the development of the edge of preventive medicine, the founder and creator of the actual scientific school — health helminthology.

Keywords: founders of hygienic science of Uzbekistan, the edge of preventive medicine, health helminthology, qualified teacher-methodologist, organizer of educational, research and community service.

Доктор медицинских наук, профессор Бабаджанов Саттар Назимович — видный ученый-гигиенист, снискавший глубокое уважение медицинской общественности, как в родной республике, так и далеко за ее пределами. Он — один из родоначальников гигиенической науки Узбекистана, внесший заметный вклад в становление и развитие краевой профилактической медицины, основоположник и создатель актуальной научной школы — санитарной гельминтологии, высококвалифицированный педагог-методист, активный общественный деятель, уделявший серьезное внимание подготовке врачей-гигиенистов, укреплению кадровой базы санитарно-эпидемиологической службы республики.

Перелистаем личное дело профессора С. Н. Бабаджанова — в нем сосредоточены материалы и документы, отражающие жизненный путь, образцовую трудовую деятельность, научные достижения человека, к великому сожалению ушедшего из жизни значительно раньше тех лет, определяющих понятие «физиологическая старость».

С. Н. Бабаджанов родился 25 декабря 1915 города в Казалинке, Кзыл-Ординской области Казахстана в семье крестьянина. С. Н. Бабаджанов решил посвятить свою жизнь, знания и труд самому благородному делу — охране здоровье людей. В 1934 году он поступает на 1 курс лечебного факультета Ташкентского государственного медицинского института, который успешно заканчивает в 1939 году. Учебу в институте, а затем врачебную деятельность (до 1943 г.) он сочетает с работой, в Ташкентском педагогическом институте, в котором ведет практические занятия и читает цикл лекций по школьной гигиене. С. Н. Бабаджанов рано проявляет интерес к научно-исследовательской работе. По окончанию медицинского института в 1939 г. он поступает в аспирантуру при кафедре школьной гигиены и успешно ее заканчивает в 1942 г., защитив кандидатскую диссертацию на актуальную для того времени тему: «Гельминтофауна детей дошкольного и школьного возраста г. Ташкента». Одновременно он активно занимается педагогической и научно-методической работой, которая оценивается достойно. В 1942–1946 гг. он занимает должность доцента и читает курс школьной гигиены, оказывая большую помощь в организации и реализации мероприятий, проводимых в масштабе кафедры. В эти годы заметно проявляются организаторские способности молодого ученого и его выдвигают на должность руководителя санитарно-гигиенического факультета ТашГосМИ — заведующего кафедрой общей гигиены, где он плодотворно работал до 1972 г.

Профессор С. Н. Бабаджанов известен как высококвалифицированный педагог и методист. Он постоянно работал над повышением знаний и совершенствованием педагогического мастерства. Он смог на должном уровне организовать сложную педагогическую работу на кафедре, где студентам всех факультетов читался курс общей гигиены. Педагогический коллектив кафедры, возглавляемый С. Н. Бабаджановым, отличался сплоченностью и умением успешно решать поставленные задачи.

Он успешно защитил диссертацию на тему: «Полноценные антигены гельминтов и их роль в иммунитете» и ему была присвоена ученая степень доктора медицинских наук. С. Н. Бабаджанов был инициатором большой работы по ликвидации распространенных в Средней Азии глистных заболеваний. В частности, организовались три экспедиции в Ферганскую, Наманганскую, Андижанскую области, в которых впервые была разработана и внедрена методика вакцинации против глистных заболеваний. Итоги исследований ученого получили признание в республике и за ее пределами. В центральной и местной печати опубликовано более 100 его научных работ, в том числе 3 монографии и ряд брошюр.

Способности С. Н. Бабаджанова как организатора учебно-воспитательной, научно- исследовательской и общественной работы, особенно проявились после назначения его на должность декана санитарно-гигиенического факультета Ташкентского государственного медицинского института, где он проработал 15 лет. За это время санитарно-гигиенический факультет выдвинулся в число передовых; возросло число подготовленных врачей-гигиенистов, повысилась их квалификация. Сфера его научных интересов была достаточно обширной — так, среди 10 подготовленных под его руководством диссертаций ряд исследований был посвящен вопросам токсикологии пестицидов, экологии и гигиены жилья, школьной гигиены, иммунологии и эпидемиологии.

Самоотверженный труд профессора С. Н. Бабаджанова был по достоинству оценен руководством страны, Министерством здравоохранения Узбекистана. Уже в послевоенные годы его достижения были трижды отмечены правительственными наградами (в 1946, 1952 и 1974 годах), в том числе орденом «Знака почета». За услуги в развитии здравоохранения Узбекистана решением Коллегии Министерства здравоохранения республики № 12/818 от 26 декабря 1990 года и соответствующим приказом Министерства здравоохранения № 1235 от 6 декабря 1990 года кафедре общей гигиены первого Ташкентского медицинского института было присвоено имя доктора медицинских наук профессора С. Н. Бабаджанова. Талант врача гигиениста, ученого, педагога, способности организатора здравоохранения и администратора сочетались с редкими душевными качествами — доброты, чутким отношением к людям, благородством, интеллигентностью и скромностью.

Таким он останется в памяти всех знающих его!

Литература:

  1. Бабаджанов Саттар Назимович. Альманах «ТашГомМИ — 60 лет (1920–1980)». –Ташкент: Медицина, 1980. — 194 с.
  2. Бабаджанов Саттар Назимович. — Ўзбек Совет Энциклопедияси. — Тошкент,1974.
  3. Династия врачей Бабаджановых. — Газета «Новая Германия», 1972, 18 ноября.
  4. Династия врачей Бабаджановых. – Газета «Комсомолец Узбекистана», 1974, 8 декабря.
  5. От одного корня. – Медицинская газета, 1977, 24 августа.
  6. Призвание. Рассказ о семье Бабаджановых, в которой пятнадцать медиков. – Газета «Правда Востока», 5 июля 1974 г.
Основные термины (генерируются автоматически): школьная гигиена, санитарно-гигиенический факультет, общая гигиена, Ташкентский государственный медицинский институт.


Ключевые слова

родоначальник гигиенической науки Узбекистана, краевая профилактическая медицина, санитарная гельминтология, высококвалифицированный педагог-методист, организатор учебно-воспитательной, научно-исследовательской и общественной работы

Похожие статьи

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) — основоположник русской педагогики, переводчик, публицист, детский писатель За свою непродолжительную научную и педагогическую деятельность он оставил наследие, обратившись к которому мы можем найти отв...

Научная историко-педагогическая школа Л. А. Степашко как важнейший компонент образования на Дальнем Востоке

В статье раскрывается уникальный научно-исследовательский опыт создания научной школы историков педагогики под руководством Л. А. Степашко, оказавший сильнейшее влияние на развитие педагогической мысли и образования на Дальнем Востоке. Определены осн...

Исторические аспекты зарождения и становления украинской свеклосахарной промышленности в творческом наследии академика К. Г. Воблого

Методом историко-научного анализа творческого наследия академика К. Г. Воблого раскрывается история свеклосахарной промышленности в Украине в 30-40 годы ХІХ века. Учёный выяснил причины зарождения этой отрасли экономики на украинских землях в период ...

Н. Заглада — этнограф, педагог, общественный деятель

Статья посвящена научному наследию ученого, этнографа-педагога Нине (Леониле) Борисовне Загладе. Отмечено, что именно Н. Заглада описала явления детского быта, то есть «детскую субкультуру» и сделала это впервые в украинской этнографии, а ее труд «Бы...

Творческий научный вклад Л. С. Выготского в психологию

Статья посвящена творческому пути Льва Семеновича Выготского, крупного отечественного учёного и психолога. Его труды стали научной основой организации специальных школ и теоретической основой принципов и методов изучения диагностики трудных (аномальн...

Изучение роли теологов-бухарцев в формировании исламской культуры в Средней Азии

Данная статья составлена для изучения мероприятий и исследовательских работ, проведенных в целях ознакомления с ролью бухарских ученых-теологов в процессе внедрения исламской религии их жизнедеятельности. Анализ данной работы, дает возможность делать...

История развития криминалистической идентификации

В статье исследованы вопросы истории развития криминалистической идентификации в разные периоды, включая исследования, проводившиеся в союзных республиках и за рубежом. Работа значима для экспертов-криминалистов в изучаемой области знаний.

Проблемы повышения квалификации педагогов дошкольного образования в свете идей Н. К. Крупской

В статье раскрывается проблема повышения квалификации педагогов дошкольного образования в свете идей Н. К. Крупской. Наследие крупного советского государственного деятеля в области дошкольной педагогики представляет несомненный интерес для современно...

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на Западе и на Востоке

В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции ...

Похожие статьи

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) — основоположник русской педагогики, переводчик, публицист, детский писатель За свою непродолжительную научную и педагогическую деятельность он оставил наследие, обратившись к которому мы можем найти отв...

Научная историко-педагогическая школа Л. А. Степашко как важнейший компонент образования на Дальнем Востоке

В статье раскрывается уникальный научно-исследовательский опыт создания научной школы историков педагогики под руководством Л. А. Степашко, оказавший сильнейшее влияние на развитие педагогической мысли и образования на Дальнем Востоке. Определены осн...

Исторические аспекты зарождения и становления украинской свеклосахарной промышленности в творческом наследии академика К. Г. Воблого

Методом историко-научного анализа творческого наследия академика К. Г. Воблого раскрывается история свеклосахарной промышленности в Украине в 30-40 годы ХІХ века. Учёный выяснил причины зарождения этой отрасли экономики на украинских землях в период ...

Н. Заглада — этнограф, педагог, общественный деятель

Статья посвящена научному наследию ученого, этнографа-педагога Нине (Леониле) Борисовне Загладе. Отмечено, что именно Н. Заглада описала явления детского быта, то есть «детскую субкультуру» и сделала это впервые в украинской этнографии, а ее труд «Бы...

Творческий научный вклад Л. С. Выготского в психологию

Статья посвящена творческому пути Льва Семеновича Выготского, крупного отечественного учёного и психолога. Его труды стали научной основой организации специальных школ и теоретической основой принципов и методов изучения диагностики трудных (аномальн...

Изучение роли теологов-бухарцев в формировании исламской культуры в Средней Азии

Данная статья составлена для изучения мероприятий и исследовательских работ, проведенных в целях ознакомления с ролью бухарских ученых-теологов в процессе внедрения исламской религии их жизнедеятельности. Анализ данной работы, дает возможность делать...

История развития криминалистической идентификации

В статье исследованы вопросы истории развития криминалистической идентификации в разные периоды, включая исследования, проводившиеся в союзных республиках и за рубежом. Работа значима для экспертов-криминалистов в изучаемой области знаний.

Проблемы повышения квалификации педагогов дошкольного образования в свете идей Н. К. Крупской

В статье раскрывается проблема повышения квалификации педагогов дошкольного образования в свете идей Н. К. Крупской. Наследие крупного советского государственного деятеля в области дошкольной педагогики представляет несомненный интерес для современно...

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на Западе и на Востоке

В статье освещаются вопросы истории развития дидактики в Узбекистане на основе сравнительно-исторического анализа образования на Западе и Востоке. Представлены некоторые результаты исследования проблемы узбекскими учёными. Охарактеризованы тенденции ...

Задать вопрос